Наиболее актуальными вопросами в настоящее время являются проблемы обеспечения экономической безопасности государства, в том числе и регионов страны, поскольку наблюдается углубление процессов глобализации экономики и необходимость решения вопросов как на межгосударственном, так и региональном уровнях.
Под безопасность понимают качественное состояние, гарантирующее устойчивое функционирование и прогрессивное развитие всех сфер жизнедеятельности объекта (рисунок 1).
Рисунок 1. Декомпозиция понятия «безопасность» [1]
Устойчивость и динамично-поступательное развитие экономики являются основными факторами по обеспечению экономической безопасности. Следовательно, национальные интересы страны в экономической сфере основополагающие, реализация которых осуществляется совместно с следующими экономическими компонентами [1]:
- устойчивым развитием экономики;
- увеличением уровня занятости населения;
- повышением общего уровня благосостояния населения;
- повышением эффективного применения сырьевого потенциала страны;
- эффективной интеграции национальной экономики в мировое хозяйство согласно принципам партнёрства и равноправия.
- экономическим анализом проблем международной безопасности страны;
- предотвращением и препятствием нелегальных и преступных видов экономической деятельности (уклонение от уплаты налогов, контрабанда, легализация доходов, полученных преступным путём и т.д.);
- обеспечением конкурентоспособности продуктов и услуг;
- доступом к сырью и рынкам сбыта готовой продукции.
Основной характеристикой экономической безопасности как любой сложной системы являются индикаторы или показатели экономической безопасности, состоящие из следующих компонентов [14]:
- способность устойчивого функционирования национальной промышленности в рамках расширенного воспроизводства;
- стабильная финансовая и банковская системы;
- рациональная структура внешнеторговой деятельности;
- поддержание научно-исследовательского и инновационного развития;
- поддержание единого экономического пространства и целостного национального рынка;
- совершенствование государственных и общественных институтов;
- обеспечение необходимого государственного регулирования экономики;
- достижение высокого уровня качества жизни населения и т.д.
Вышеперечисленные показатели определяют главную роль национальной промышленности при осуществлении инновационного плана развития, поскольку регион, обладающий значительными топливно-энергетическими запасами, выполняет роль глобального лидера и влияет на мировое экономическое развитие.
Процессы трансформации экономических отношений в мире во многом определяются преобладающими источниками энергии и объемами их использования. В истории формирования и развития цивилизаций, тысячелетиями доминирующие биологические природные ресурсы были вытеснены более производительным энергоресурсом — углём, а затем сложившиеся экономические условия способствовали выдвижению нефти и газа в качестве ключевых энергоресурсов.
В современных условиях развития мировой и российской энергетики нефтяная промышленность представляет собой один из важнейших и наиболее динамично развивающихся секторов мирового топливно-энергетического комплекса. Нефтяной комплекс Российской Федерации является базой для стабильного развития современной экономики, основа промышленного комплекса страны, на неё приходится около 20% основных фондов, 25% стоимости промышленной продукции России, больше половины экспорта страны, значительное количество сырья для химической промышленности.
Рассмотрим понятие нефтяного комплекса. Так согласно определению Фатхутдинова А.Ш. нефтяной комплекс представляет собой единый технологический процесс по добыче и переработке нефти, сложный инженерный комплекс, который осуществляет добычу и поставку нефтепродуктов потребителям в необходимых объемах и по нормированным параметрам качества. Важную роль играет в данном процессе измерение многочисленных установок по учету количества и качества нефти и нефтепродуктов.
Сухецкий С.П. считает, что «нефтяной комплекс – это один из важнейших национальных хозяйственных комплексов, который занимается подготовкой запасов, добычей, переработкой нефти и состоит из нескольких вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК)» [9].
По мнению автора, нефтяной комплекс состоит из прохождения нефти и нефтепродуктов полного жизненного цикла, который включает добычу, транспортировку, переработку и распределению продуктов.
В нефтяной промышленности вопросы безопасности рассматриваются как проблемы анализа и предупреждения аварийности и угроз на промышленно опасных объектах производства, а также работы, которые связаны с вопросами экономической безопасности.
Нефтяная промышленность в мировой экономике представляет собой не только отрасль, которая обеспечивает конечных потребителей необходимым ассортиментом продукции, но и крупную межотраслевую систему национальной экономики, которая занимает основные позиции в международном разделении труда.
В целом экономическая безопасность нефтяного комплекса рассматривается как экономическая, промышленная, оборонная и экологическая безопасности, в рамках которой преобладает системный характер и осуществляется взаимосвязь с другими сферами безопасности.
На рисунке 2 представлено место и роль нефтяной промышленности в системе экономической безопасности.
Рисунок 2. Нефтяная промышленность в системе экономической безопасности [10]
Нефтяная промышленность, обладая признаками сложной экономической подсистемы, представляет собой взаимосвязанные технологические, производственные и сбытовые процессы различного уровня, деятельность и развитие которых основывается на максимально полном обеспечении потребностей экономики и ее защиты от различных угроз.
К важнейшим компонентам экономической безопасности нефтяного комплекса относятся [6]:
- возможности отрасли по обеспечению доступности необходимого сырья надлежащего качества за счет собственных ресурсов;
- надежное и устойчивое функционирование отрасли при появлении и воздействии негативных явлений;
- опережающий рост по отношению к другим отраслям национальной экономики, которые зависят от нефтяной промышленности;
- конкурентоспособность национальной нефтяной промышленности в условиях интеграции в международные и региональные рынки.
Поскольку Российская Федерация обладает огромным количеством природных ресурсов, потенциальными возможностями внутреннего и внешнего рынка необходимо достижение сбалансированного развития нефтяной промышленности, которая выступает одним из условий по обеспечению ускоренного экономического роста, повышению конкурентоспособности экономики и развитию регионов страны.
Экономическая безопасность региона – это важнейший аспект защищенности всего государства, которая достигается за счет стабильности, устойчивости и поступательного развития региона, имеющего определенную независимость и интегрированного в экономику страны. Основа экономической безопасности региона – регионально-значимые факторы, к которым относится достижение высокого уровня жизни населения, рациональное применение имеющегося потенциала, реализация социально-экономической политики, интеграция в финансовую систему государства [2].
Особенности экономической безопасности региона [4]:
- проведение собственной экономической политики в рамках Российской Федерации;
- сохранение социально-экономической и политической устойчивости при геополитических изменениях в стране;
- осуществление крупных экономических проектов при возникновении изменений в социально-экономической среде;
- оказание на договорной основе помощи сопредельным территориям с несбалансированной экономической ситуацией, для избежания негативного воздействия на интересы территории;
- стабильная поддержка на территории уровня заданных экономических параметров.
Одним из наиболее развитых регионов в России по социально-экономическому уровню является республика Татарстан. Регион расположен в крупнейшем индустриальном районе страны. Исторические, географические, природные условия и другие существенные факторы повлияли на научный, образовательный и промышленный центр Республики Татарстан, который получил признание не только в России, но и в мире.
На рисунке 3 представлена динамика валового регионального продукта (ВРП) и нефтяного сектора Республики Татарстан [7,13].
Рисунок 3. Динамика ВРП и нефтяного сектора Татарстана
Промышленность Республики Татарстан имеет тенденции роста производства, регион относится к пятерке лидеров по объему промышленного производства среди субъектов России. К ведущим отраслям промышленности региона относят топливную, химическую и нефтехимическую промышленность, машиностроение, электроэнергетику, пищевую, фармацевтическую, легкую промышленность, промышленность строительных материалов, лесную и деревообрабатывающую промышленности. Наибольшее влияние на развитие экономики республики оказывают нефтехимическая и нефтедобывающая отрасли промышленности.
Для экономического развития Республики Татарстан по инновационному типу необходимо провести модернизацию основных секторов национальной экономики (сырьевой, сельскохозяйственный, топливно-энергетический, машиностроительный и транспортный сектор), осуществить опережающий рост объемов продукции по отраслям, которые производят товар с высокой добавленной стоимостью.
На рисунке 4 отражены основные подходы к месту нефтяной промышленности в системе экономической безопасности региона.
Рисунок 4. Подходы к пониманию места нефтяной промышленности в системе ЭБ [15]
Место нефтяного комплекса Республики Татарстан в развитии страны определяет регион как один из крупных базовых комплексов национальной экономики. Развитие экономики страны определяется степенью использования современных материалов, в том числе продукции нефтяной промышленности за счет высоких качественных характеристик. Продукцию нефтяной отрасли используют практически во всех областях промышленности (автомобилестроение, авиастроение, судостроение, приборостроение, космическая техника, электроника, оргтехника, связь, транспорт, медицина и др.), а также в строительстве, сельском хозяйстве, производстве товаров культурно-бытового назначения. Для обеспечения выпуска продукции высокого передела в нефтяной отрасли необходимо использовать эффективные современные производства. В целом нефтяной комплекс имеет широкий потенциал по реализации модернизационных и инновационных проектов [9].
Бушуев В.В. отмечает, что «в структуре Республики Татарстан преобладает нефтедобывающая и нефтехимическая промышленности и одновременно не содержит нефтеперерабатывающий комплекс, который находится в зависимости от нефтеперерабатывающих предприятий соседних регионов, в результате чего теряется значительная часть валового регионального продукта. В регионе не завершен процесс формирования вертикально-интегрированных структур, следовательно, не полностью применяют имеющиеся резервы повышения конкурентоспособности отдельных отраслей и промышленного региона в целом» [3].
Однако Мухлынина А.А. подчеркивает, что «большинство нефтяных предприятий республики придерживается высоких стандартов промышленной, экономической и экологической безопасности, подтверждением чему служит наличие у нее международных стандартов экологической безопасности ISO 14001:2004 и промышленной безопасности и здоровья OHSAS 18001:2007» [12].
Также Ярулин Р.С. считает, что экономическая безопасность нефтяного комплекса республики обеспечивается за счет продолжения курса по расширению конкурентных преимуществ предприятий нефтяного комплекса и их модернизации, повышению ресурсо- и энергоэффективной деятельности. Кроме того, в республики приступили к реализации четвертой Программы развития нефтегазохимического комплекса на 2015-2019 гг. [17].
В ходе исследования публикаций об экономической безопасности нефтяного комплекса Республики Татарстан было установлено, что данный вопрос недостаточно изучен, поскольку описаны в основном принимаемые программы, не выявлены современные проблемы безопасности в данном секторе экономики региона и их влияние на страну.
К предприятия нефтяной промышленности Республики Татарстан относятся компании, занимающиеся добычей, переработкой, транспортировкой, складированием и продажей полезного природного ископаемого – нефти и сопутствующих нефтепродуктов.
Республика Татарстан реализует Программу по развитию нефтегазохимического комплекса, предусматривающую реализацию ряда крупномасштабных проектов в данной отрасли [16].
Нефтедобычу осуществляет 21 административный район, 120 нефтяных месторождений находятся в разработке. Основная нефтедобывающая компания Республики Татарстан – АО «Татнефть». Кроме АО «Татнефть» на территории республики добычу сырья осуществляют еще 28 независимых нефтедобывающих компаний, которые ежегодно добывают до 30 млн. тонн нефти, а отрасль привлекает свыше 13% инвестиций, которые вкладываются в экономику Татарстана.
Приоритетное направление развития нефтехимической переработки региона – строительство на территории Нижнекамского промышленного округа комплекса нефтеперерабатывающих заводов, стоимость проекта достигает почти 5 млрд. долл. США и уже реализуется при поддержке Инвестиционного фонда Российской Федерации [11].
Разработка и реализации национальных крупномасштабных экономических и социальных проектов, которые не имеют аналогов на территории России и зарубежом, а именно развитие нефтяного комплекса, позволяют Республики Татарстан сосредоточить ресурсы на основные направления в краткосрочном периоде, поскольку регион обладает необходимым инвестиционным потенциалом и низким инвестиционным уровнем риска.
Для обеспечения экономической безопасности нефтяного комплекса Республики Татарстан необходимо разработать соответствующий механизм, который сочетает в себе инструменты по регулированию для проведения достоверного анализа, выявления негативных тенденций в отрасли, проведения прогнозирования и внесения оперативных изменений.
Функционирование данного механизма невозможно без разработки и уточнения имеющихся инструментов, которые позволяют провести исследование качественно и количественно по нефтяному комплексу Республики Татарстан с помощью моделей, учитывающих и оценивающих изменение пороговых значений индикаторов.
Следовательно, необходимо дополнить методику обеспечения экономической безопасности нефтяного комплекса инновационными механизмами по обеспечению безопасности, которые сочетают в себе синергетику теоретико-практических подходов по успешному противостоянию внутренним и внешним угрозам данной отрасли при усиливающимся воздействии процесса глобализации на экономические отношения.
Идентификация, анализ и исследование предельных значений показателей экономической безопасности, несоответствие которым препятствует развитию нефтяного комплекса, является основным элементом механизма по обеспечению экономической безопасности [8].
Механизм комплексного исследования факторов, которые представляют угрозы безопасности экономики в целом и ее отдельным элементам, является важнейшим звеном в системе обеспечения экономической безопасности. В процессе формирования системы мониторинга экономической безопасности нефтяного комплекса особое значение уделяется процедуре диагностики и прогнозирования значений индикаторов экономической безопасности.
Процесс мониторинга экономической безопасности включается в себя определение изменений, которые происходят в экономической среде, и выявление факторов, послуживших причиной данных изменений.
На рисунке 5 отражен процесс мониторинга экономической безопасности предприятий нефтяного комплекса.
Рисунок 5. Процесс мониторинга ЭБ [5]
Кроме мониторинга экономической безопасности применяется индикативный анализ, формирующий в себе систему динамических индикаторов, которые позволяют осуществить не только количественную и качественную оценку ситуации, но и разработать рекомендации по предупреждению и нейтрализации негативных изменений (рисунок 6).
Рисунок 6. Алгоритм классификации индикаторов экономической безопасности [17]
Следовательно, необходимо разработать такой механизм мониторинга экономической безопасности нефтяного комплекса, который способен в условиях максимально соответствующих реальности при получении сигнала, запустить в режиме реального времени оперативные действия по нивелированию возникающих угроз. При обеспечении экономической безопасности нефтяной промышленности необходимо осуществить ликвидацию образующихся угроз безопасности в условиях реального времени, а не устранять уже произошедшие негативные изменения.
Мониторинг экономической безопасности должен состоят как из сбора данных об объекте, так и реализовывать механизм экономической безопасности, под которым подразумевается построение системы диагностики и мониторинга с учетом современных аналитических механизмов, которые позволяют провести своевременное обнаружение зарождающихся негативных явлений и тенденций, и заблаговременно смоделировать различные сценарии по нейтрализации отрицательного воздействия на объект.
Следовательно, мониторинг экономической безопасности нефтяного комплекса необходимо коррелировать и дополнить определенным инструментами по диагностике и предотвращению развития потенциальных угроз безопасности.
На сегодняшний день экономическая безопасность является сложным социально-экономическим явлением и выступает как фундаментальная основа национальной безопасности страны. Для достижения долгосрочного развития экономики и национальной нефтяной промышленности при усилении процесса глобализации следует повысить эффективность участия регионов в мировой специализации и стимулировать повышение конкурентоспособности, производимой нефтепродукции на мировой арене.