Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE ORGANIZATION OF EXTRA-CURRICULAR MUSICAL-EDUCATIONAL WORK WITH SCHOOLCHILDREN IN MODERN CONDITIONS

Chinyakova N.I. 1 Korshunova S.V. 1
1 Mordovian state teacher training college of a name of M.E. Evsevyev
In the socialization of the child’s personality plays a big role of extracurricular educational work, for the effective implementation of which, the teacher needs not only knowledge of the methodology of its implementation, but awareness of the features of modern reality, allowing the flexibility to respond to emerging changes, which is typical for modern times. It found a vivid manifestation in the sphere of music education in schools, where it is possible to use children’s interest in communication with prevalent today in society music and the ways of contacts with it, including through the use of computer and media. Through purposeful use in the education of his subjective factors, and inclusion in this process elements of objective conditions, provides effective development of the last children that is their personal socialization.
extracurricular educational work
the implementation of music in the modern society
extra-curricular musical-educational work with contemporary schoolchildren

Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, актуализируют проблему обеспечения готовности подрастающего поколения к эффективному существованию и самореализации в нем. Данные задачи решаются в школьном образовании, в котором особая роль отводится сфере воспитания. В частности, подтверждением может служить внеклассная воспитательная работа, формулируемая педагогической наукой как «организация педагогом различных видов деятельности школьников, во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка» [2, с. 371]. Сказанное указывает направленность данного процесса на достижение заявленных целей, что делает его значимым в становлении полноценных граждан России, из которых в будущем сформируется передовое звено общества нашей страны.

Отсутствие строгой регламентации внеклассной воспитательной работы предоставляет расширенную свободу учителю в решении поставленных задач, уровень продуктивности исполнения которых зависит от ряда параметров, основывающихся на потребностях и возможностях: 1) ученика, 2) включающей его социальной группы (семья, школа и т. д.), 3) общества (государства). Следовательно, в соответствии с ними должны быть четко определены учителем цели и задачи внеклассной воспитательной работы, учитывающей также и конкретику реализуемого обучения. В связи с этим педагогу необходимо не только владение методикой осуществления воспитательной деятельности, но и осведомленность в отношении особенностей современной действительности, позволяющая гибко реагировать на возникающие в ней изменения, что характерно для сегодняшнего времени. В контексте изложенного особую значимость приобретает знание учителем следующего.

По мнению И.П. Подласого, с каждым из существующих главных факторов воспитания «приходится считаться, организуя воспитательный процесс» [3, с. 26]. К таковым относится: индивидуальные и личностные особенности каждого из обучающихся; сложившиеся у них и в их первичных коллективах образ и условия жизни; условия существования социума, включающего реализацию средств массовой коммуникации и специфику бытования региона. Это предполагает изучение учителем способностей учеников к действиям и взаимодействиям, а также определения разного уровня условий их жизни, влияющих на социализацию детей. В данном случае у учителя возникает возможность конкретизировать задачи и целенаправленно создавать условия, позволяющие через социализацию в них учащихся развить требуемые способности индивидуумов. Именно такой процесс соответствует трактовке понятия «воспитание», понимаемого как «относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации» [4, с. 3].

В педагогике присутствует подразделение условий воспитания на объективные и субъективные. «Изменить что-либо в действии объективных условий воспитания невозможно», они «не зависят от воспитанника» и им «подчиняется каждый человек» [3, с. 26]. Для субъективных факторов воспитания (зависимых от обучающегося, обучающего, иных людей, образовательных учреждений и т. д.) характерна большая переменчивость, но они зачастую имеют повышенную силу воспитательного воздействия. Следовательно учитель может посредством целенаправленного использования в воспитании его субъективных факторов и включения в данный процесс элементов объективных условий, обеспечивать освоение последних детьми, что является их личностной социализацией. Рассмотрим особенности довольно яркого воплощения указанной установки в области музыкального воспитания современных школьников. Для этого необходимо выявить в сфере музыкальной культуры общества характерное для настоящего времени и определить в нем представляющее интерес для детей, что можно далее использовать в школьном музыкальном образовании.

Музыкальное искусство всегда было и остается востребованным в образовании, поскольку оно является мощным средством воздействия на эмоционально-психологический контекст людей, позволяет познавать действительность, формировать у индивидов личностные качества, мировосприятие и мировоззрение. Причиной тому служит то, что «через музыкально-слуховые впечатления человека обогащаются его жизненный опыт и представления о мире» [1, c. 46]. Также музыка с древнейших времен присутствует на протяжении всей жизни каждого человека (как доказали ученные, это присутствие начинается еще до его рождения, в утробе матери). Однако сегодня технический прогресс резко расширил и усовершенствовал данные контакты. Так, только за последний век трансляции музыки посредством граммофона, патефона и радио дополнили возможности кино, телевидения, аудио и видео записывающих и воспроизводящих устройств; пластинки сменили кассеты, диски и более емкие электронные носители. Многократно увеличилось число телевизионных и радийных каналов, передач и фильмов посвященных музыке и активно использующих ее звучание. Появление сети Интернет устранило массу преград в поиске записей и нот любого музыкального материала, информации о нем, его создателях и исполнителях.

И со стороны исполнения музыки в этот период наблюдался прогресс. Были изобретены электронные музыкальные инструменты, рождающие новые тембры и исполнительские приемы, имитирующие пение и игру на различных инструментах от сольного до коллективного вариантов музицирования. Техника позволяет сегодня регулировать динамику, высоту и окраску звука; изменять темп и тональность (транспонирование); микшировать воспроизводимую партитуру; помогать в ее аранжировке и оркестровке; достигать требуемого баланса в звучании, сочетая или сопровождая его разными оригинальными звуковыми, световыми и иными эффектами и т. д. Облегчилось и самовыражение человека в музыкальной сфере, например, при помощи «минусовок» в исполнительстве. Музыка стала активно синтезироваться с различными видами деятельности, связанными с искусством и далекими от него.

Изменились и организационные формы социализации музыкального искусства (концерты, конкурсы, фестивали и т. п.), в которых стало возможно исполнительское и слушательское участие контактное (непосредственное, «живое» общение), дистанционное (прямая трансляция) или опосредованное (запись и ее воспроизведение). Динамизировалась в целом музыкальная жизнь общества, за счет открытия новых концертных залов и музыкально-образовательных учреждений, появления новых музыкально-организационных профессий (продюсеры; коммерческие, рекламные, пиар и креативные руководители и т. д.), повышения мобильности исполнителей и слушателей и т. п. Все новшества увеличили численность участников общения с музыкальным искусством и сделали такие контакты более частыми. Это стало также и отражением тенденции к коммерциализации современного социума, что довольно часто затмевает реализацию музыкальной индустрией просветительских, развивающих, воспитательных и прочих положительных функций, присущих искусству музыки.

Перечисленные инновации повысили уровень исполнительских, слушательских, композиторских, музыкально-исследовательских возможностей людей, в том числе и детей. Ребенок в наушниках или сочиняющий музыку в компьютерной игре никого не удивляет сегодня. Подрастающее поколение с невероятной легкостью освоило данные достижения в сфере общения с музыкальным искусством, что закрепило и усилило интерес к нему. Для большинства детей музыканты стали кумирами, предметом подражания, ориентиром в выборе осваиваемой деятельности и определении музыкальных предпочтений. Но, к сожалению, такие полюбившиеся произведения и их исполнения нередко слабо соответствуют понятиям «высокое искусство» и «художественно полноценное творчество». Это происходит в первую очередь из-за того, что процесс общения детей и юношества с музыкой носит элемент спонтанности и основывается на восприятии музыкальной среды, не всегда направленной на развитие музыкальной культуры слушателей и повышение уровня их различного вида музыкальной деятельности. Зачастую в окружении современного ученика (семья, друзья, одноклассники и т. д.) музыкальные приоритеты ограничиваются только произведениями легкого жанра, имеющими иногда сомнительное содержание.

Учителю сложно противостоять сложившейся ситуации, тем более не выходя за пределы урока музыки. В связи с этим необходимо использование внеклассной воспитательной работы, которая должна быть эффективной, чему может способствовать ее соответствие современным условиям жизни школьников и их увлечениям. По нашему мнению, здесь целесообразно применение следующего.

Опираясь на интерес школьников к работе на компьютере и в сети Интернет, необходимо их использование для выполнения заданий по подготовке и реализации внеклассных воспитательных мероприятий. Например, таковыми могут быть поиск, анализ, сопоставление и отбор записей произведений, вербальной информации о них и их исполнителях, оформление рекламных материалов (афиш, программок, билетов и т. п.) и сопровождающего мероприятие визуального ряда. Данные задания требуют понимания идеи, смысла реализуемой организационной формы и выявления наиболее соответствующих ее целям музыкальных опусов, через проникновение в их содержание. Это позволяет познакомиться с более широким кругом сочинений, осмыслить их и в облегченном варианте исполнительски или слушательски освоить те, которые будут использованы в воспитательном мероприятии. Более того, обсуждение, сравнение полученных результатов могут активизироваться через их проведение на соревновательно-игровой основе и не только при непосредственном контакте школьников, но и с помощью применения внутрисетевого взаимодействия учеников. Также эффективным средством музыкального воспитания школьников являются мероприятия, предполагающие анализ определенных транслируемых СМИ музыкальных концертов, конкурсов, фильмов и т. д., что требует знакомства с ними и формирует интерес не только к конкретному музыкальному материалу, но и к действиям по его углубленному восприятию. В таком случае ребенок приучается оценивать музыку, проникать в ее смысл, выявлять соответствие содержания предлагаемой исполнительской трактовке и литературному тексту (если он присутствует). Важно, что данный процесс становится контролируемым учителем, который может отследить его содержательное и деятельностное наполнение.

«Музыка предельно наполнила среду существования современного человека и то, каким будет это общение и его результаты, во многом зависит от эффективности школьного музыкально-образовательного процесса» [5, с. 109]. Исходя из вышесказанного, предлагаемые методические приемы получают особую актуальность, поскольку обеспечивают движение к совмещению обучения с условиями сегодняшней жизни социума, что имеет особенно благоприятные перспективы в рамках внеклассной воспитательной работы.