С самого раннего детства и далее на протяжении всей жизни пение сопровождает людей, сопутствуя в делах, занимая досуг, доставляя удовольствие, привлекая к себе как предмету изучения и освоения. Именно вокально-песенная традиция занимает лидирующую позицию в отечественной национальной музыкальной культуре. Певческое исполнительство развивает человека, воздействуя на его чувства, заставляет переживать, способствуя через эмоции углубленно познавать мир, поскольку, по утверждению В.А. Сухомлинского, песня «утверждает поэтическое видение мира», «открывает глаза на красоту» [4, с. 96]. Сказанное обосновывает лидирующую позицию данного вида музицирования как ведущего средства музыкально-эстетического воспитания детей, поскольку в ходе реализации обучающимся певческой музыкальной деятельности, как указывает Н.А. Ветлугина, «успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка» [1, с. 108].
Эффективность процесса музыкального развития ребенка зависит от многих его элементов. Например, различные структурные единицы организации музыкальной деятельности дополняют и разнообразят как содержание ее самой, так и методы руководства ею. Условия осуществления общения с музыкой взаимосвязаны с условиями ее освоения, которые охватывают довольно широкий спектр их возможной реализации, к которым можно отнести специальные занятия предметной направленности в образовательных учреждениях, музыкальное воспитание в семье, общение с музыкой в повседневной жизни класса и школы, контакты с музыкой в социуме, в том числе и посредством современных технических средств коммуникации и передачи информации и т. д. Ключевую значимость в контексте продуктивности процесса обучения имеют формы и виды учебной музыкальной деятельности, особенности конкретики которых предполагают обладание каждым из данных вариантов своим специфическим педагогическим потенциалом.
Исторически доказанный факт, что хоровое пение представляет собой одно из самых эффективных средств музыкального воспитания школьников, поскольку является видом коллективной учебно-исполнительской деятельности учеников, позволяющим без дополнительных материальных затрат одновременно охватить довольно большое количество учащихся в музыкально-образовательном процессе, обеспечивая ему рентабельность. Хоровое пение совершенствует певческую культуру школьников, способствует их общему, эстетическому и музыкальному развитию, воспитанию духовности, становлению мировоззрения и формированию других значимых личностных качеств детей. В коллективном творчестве быстрее достигаются требуемые певческие результаты учащихся, включая и тех, у которых недостаточно выражены способности к данному виду деятельности.
Однако сегодня отношение школьников к пению в хоре неоднозначно. Нередко дети его причисляют к непопулярным видам исполнения музыки и поэтому оно не вызывает большого интереса с их стороны, что находит отражение в пониженной активности по отношению к участию в данном процессе и достижению требуемого качества его реализации. На наш взгляд, современный учитель музыки должен нацелить свои усилия на преодоление сложившегося положения, поскольку сформированный интерес к хоровой учебно-творческой деятельности обеспечивает ускоренное ее освоение и активизацию процесса самосовершенствования в ней. Для продвижения к такому результату целесообразно использовать следующее.
Решение задач музыкального воспитания школьников предполагает обязательное достижение ими высокохудожественной социализации разучиваемого музыкального репертуара. Для этого при освоении вокально-хорового исполнительства необходимо овладеть навыками и умениями коллективного пения, которые должны рассматриваться как средство достижения выразительности воспроизводимых произведений. На это указывается и в методической литературе, поскольку певческо-техническое оснащение хористов «не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки» [2, с. 100]. Следовательно владение точно обозначенным сводом вокально-хоровых умений должно достигать такого уровня, при котором участники хора будут способны реализовывать в исполнении художественные идеи сочинения, что приближает данную деятельность к творчеству, которое не мыслимо без наличия интереса и, значит, он должен формироваться. Сказанное требует от педагога повышенного внимания к таким проблемам, как эффективное развитие голосового аппарата детей, подбор оптимального учебно-исполнительского репертуара и достижение качества его реализации.
Голос ребенка располагает своеобразной тембровой окраской, в отличие от голоса взрослого человека он пребывает в непрерывном развитии и изменяется в зависимости от роста детского организма, включающего и его голосовой аппарат. Данная динамика требует от учителя знания особенностей таковых изменений певческого голоса на определенном возрастном этапе развития школьников, владения методами и приемами работы в ходе каждого из этих периодов [2, с. 99]. Основой реализации всего процесса вокально-хорового становления учеников должно служить соблюдение правил охраны голоса и норм его гигиены. Как физиологический процесс, пение требует больших энергетических затрат, повышенного внимания, что не должно приводить к переутомлению обучающихся. В контексте сказанного является важным выполнение требования «проводить занятия в проветренных, не душных помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха, не допускать форсированного звучания детских голосов» [3, c. 32]. Пение может стать полезным для укрепления здоровья и развития организма ребенка, и в первую очередь его голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов, но для этого вокализация должна быть правильной. Доказанный факт, что развить до определенной степени певческий голос можно практически у любого человека, за исключением случаев серьезных патологий. Правильное певческое развитие детей, учитывающее их возрастные особенности и закономерности становления голоса, обеспечивает формирование у школьников здорового голосового аппарата, способствует сохранению естественного звучания голоса.
Для совершенствования имеющихся певческих данных учеников и расширения их исполнительско-хоровых возможностей учитель должен разрабатывать в рассматриваемом направлении четкий план действий, обеспечивающий постепенное продвижение детей от простого к сложному, что касается и технического, и художественно-эмоционального потенциала школьников. Также надо, чтобы такое планирование учитывало необходимость регулярных аудиторных и самостоятельных занятий школьников.
На качество процесса становления голоса ребенка влияет избираемая учителем система распевок, вокальных упражнений и приемов работы над певческими навыками (певческим дыханием, звукообразованием, тембром, метро-ритмикой, штрихом и т. д.). В целом данная деятельность не должна напоминать занятия физкультурой, направленные на монотонную тренировку только голосового аппарата. Для преодоления этого необходимо понимание певцами задач повторов исполнения, которые озвучиваются учителем перед началом пения. Является недопустимой встречающаяся практика требования спеть «еще раз», без конкретизации аспектов «что не получилось», «как должно быть» и «что надо сделать для этого». Также в данном контексте важно не терять ориентации выполняемых действий на решение художественных задач, связи пения с создаваемым образом, его характером. И если солист исполнитель самостоятельно воплощает выработанную фабулу сочинения, то в хоровом исполнительстве необходимо коллективное сотворчество, руководимое дирижером. В связи с этим важно, что «повышает требования к определению трактовки изучаемого произведения посреднический характер хормейстерских действий и их обращенность к индивидуумам, которые должны быть целостной исполнительской единицей с общими художественными устремлениями» [5, c. 110].
Однако учителю также необходимо учитывать, что вокально-хоровая деятельность должна доставлять удовольствие и быть интересной для учеников. Так, в младшем школьном возрасте основой учебного функционирования является игра и ее элементы могут включаться в процесс освоения вокально-хоровых упражнений и художественных произведений, что сделает действия более увлекательными для детей. Усилия в данном направлении должны производиться учителем еще более активно с взрослением ребенка, поскольку довольно часто можно наблюдать в этот период угасание интереса детей к хоровому исполнительству.
При рассмотрении специфики вокально-хоровой деятельности, следует учитывать расширенный спектр ее исполнительских возможностей по сравнению с игрой на многих музыкальных инструментах, где звуковысотность зачастую фиксирована; есть ограничения в продолжительности звучания нот (по мере угасания колебаний источника звука или лимита выдыхаемого воздуха); нет столь прямой взаимосвязи с литературным текстом, конкретизирующим содержание произведения, что имеет дополнительный педагогический потенциал в обучении школьников, и т. д. Умелое изложение данных приоритетов может повышать для учащихся привлекательность пения в хоре и настраивать на активизацию работы по преодолению связанных с этой спецификой сложностей (точность интонирования, исполнение «на цепном дыхании», реализация подвижной динамики и т. д.), что весьма актуально при не полной сформированности у детей голоса и небольшом его диапазоне.
Еще одной характерной чертой современных музыкальных пристрастий социума, включающего детей и юношество, является повышенное внимание к легкому эстрадному жанру, в первую очередь к поп и рок музыке. Следовательно, учитель может через подбор репертуара или соответствующую аранжировку изучаемых произведений стимулировать интерес учащихся к хоровому творчеству. И здесь важно не обращаться к сочинениям примитивного или сомнительного содержания, а делать доступной и понятной музыку, несущую высокие идей, имеющую глубокий смысл, представляющую художественно-эстетическую ценность. В контексте сказанного важен со стороны учителя глубокий анализ литературного текста хоровых произведений. Выбор сочинений должен основываться на том, чтобы содержание их поэтической составляющей было ясным для детей. В таком случае образ произведения и его драматургия тоже будут доступны учащимся и они их смогут полноценно воплотить в исполнении. Это является предельно важным с педагогической точки зрения, поскольку интересным может быть только то, что понятно и увлекательно, то, что заставляет переживать и сочувствовать. Формальное следование учителя за тематикой учебного плана или программы не может обеспечить высоких результатов в обучении. Поэтому профессионализм, активность и творчество учителя, привлечение им возможностей современного социума (СМИ, технические и электронные достижения и т. д.) способны повысить эффективность процесса вокально-хорового воспитания школьников и сделать его результаты основой для дальнейшего их самосовершенствования.