Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.
Отечественная педагогика располагает обширным научно-практическим материалом о средствах, формах и методах приобщения детей к музыкальному искусству и творческой художественной деятельности.В настоящее время совершенно четко проявилась необходимость поиска эффективных способов организации творческой музыкальной деятельности учащихся.
Важной задачей педагога является правильный выбор методов организации творческой музыкальной деятельности учащихся. При этом важно понимать, что методы организации творческой музыкальной деятельностиоказывают разное воздействие как на ее результативность, так и на ученика. В целом результативность творческой музыкальной деятельности учащихся можнопредставить как сочетание двух важнейших компонентов – мотивации ученика к творческой музыкальной деятельности идостижению результатов ее организации и его музыкально-деятельностных навыков и умений, то есть, способности учащегося реализоваться в творческой музыкальной деятельности. И чем выше в иерархии организации творческой музыкальной деятельности стоит ученик, тем сильнее на результативностьтворческой музыкальной деятельности влияют мотивацияученика и профессиональные, методические навыки педагога.
Известно, что в современном музыкально-образовательном процессе на первый план выходит не просто обучение учащихся, передача им предметных знаний, умений и навыков, объем которых постоянно и неуклонно растет, а личность обучающегося как активного участника процесса, имеющего соответствующую структуру мотивационной сферы. В работах Г.И. Щукиной, В.С. Ильина, Ю.В. Шарова, Ю.К. Бабанского и других мотивация обосновывается как категория дидактики, обладающая обобщающими свойствами. Многие дидактические категории (цель, содержание, методы, формы, средства) неразрывно связаны с мотивацией. По мнению ученых через мотивацию представляется возможным наиболее эффективно управлять учебно-воспитательным процессом. Именно характер мотивов, лежащих в основе деятельности ученика, определяет направление и содержание его активности в музыкально-образовательном процессе, в частности вовлеченность в творческую музыкальную деятельность, инициативность, активность, удовлетворенность происходящим, понимание того, что знания о музыке и творческая музыкальная деятельность личностно значимы для него.
Особенности мотивов как источников активности поведения человека рассмотрены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.К. Вилюнаса, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной, П.М. Якобсона. В работах ученых исследованы особенности строения и развития мотивационной сферы личности учащихся, представлены характеристики отдельных ведущих мотивов учения: познавательного интереса (Г.И. Щукина, Н.Ф. Талызина), познавательной потребности (В.С. Ильин), социальных и познавательных мотивов (А.К. Маркова), коммуникативного мотива и мотива творческой реализации (М.В. Матюхина, Н.Ц. Бадмаева). Особенности проявления отдельных мотивов внутри мотивационных комплексов рассмотрены А.Н. Леонтьевым, А.К. Марковой. С точки зрения исследователей, мотивы – внешние и внутренние побудители деятельности, вызывающие и направляющие активность человека, придающие ей личностно значимый смысл [1, 2, 3, 5, 6, 8, 9].
Исследования ученых позволяют сделать вывод о том, что мотивация представляет собой сложный процесс побуждения человека копределенному поведению и деятельности под воздействием внутриличностных ивнешних факторов. Понятие «мотивация» активно используется для объяснения причин и механизма поведения человека и определяется как совокупность мотивов, всех факторов (как личностных, так и ситуативных), побуждающих человека к активной деятельности и обеспечивающих тем самым успех в этой деятельности. Мотивация – результат многоступенчатого взаимодействия внутреннего мира человека – прежде всего его потребностей и стимулов, способных удовлетворить эти потребности, а также ситуации, в которой осуществляется восприятие стимула и появляется активность, направленная на его получение. Таким образом, мотивация представляет собой сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости [11, 12].
Вид мотивации определяется сферой деятельности личности. Под мотивациейтворческой музыкальной деятельности учащихся нами понимается направленность активности личности на ценности осваиваемой творческой музыкальной деятельности, побуждающие ставить перед собой определенные цели в творческой музыкальной деятельности и совершать действия по их достижению.
Так, учебная мотивация обеспечивает познавательную активность ученика в образовательном процессе и зависит от действующих мотивов учения. Под учебной мотивацией понимается система целей, потребностей и мотивов, побуждающих человека овладевать знаниями, способами познания, обеспечивающих сознательное отношение к учению, активность в учебной деятельности, зависящих как от внешних (условий организации процесса обучения), так и внутренних условий (индивидуальных особенностей ученика) (А.К. Маркова, Т.А. Матис).
По мнению И.А. Зимней, мотивация это стержень личности, «к которому стягиваются такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики» [4, 186].
Сказанное показывает, что в основе мотивации творческой музыкальной деятельности учащихся лежат как внутренние побуждения личности (потребности, интересы, ценности), так и внешние условия, порожденные всей системой организации творческой музыкальной деятельности. В тоже время сам по себе музыкально-образовательный процесс в общеобразовательной школе или в учреждении дополнительного образования, требования, которые предъявляют к учащемуся, и деятельность, и педагог-музыкант – все это является предпосылками для возникновения положительной мотивации. Сам факт участия учащихся в творческой музыкальной деятельности не всегда и не всех приводит к необходимой мотивации.
Творческая музыкальная деятельность человека, как правило, является полимотивированной, иными словами, к творческой музыкальной деятельности человека побуждают одновременно несколько мотивов, которые находятся в иерархических отношениях в соответствии с частотой актуализации и силой побудительного воздействия на субъект. Анализ психолого-педагогической литературы приводит к мысли, что в качестве необходимого условия перехода внешних побудителей во внутренние мотивы является рефлексия. В данном контексте рефлексия нами понимается как процесс осознания собственного продвижения в приобретении необходимых музыкальных знаний и умений, процесс регуляции собственного поведения, как умение анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные музыкально-творческие действия.
Для усиления мотивации и формирования желаемого успешного поведения необходим тесный человеческий контакт, обратная связь в режиме реальноговремени, и диалог как средство общения (между педагогом-музыкантом и учащимися) имотивации, что было отмечено в свое время Сократом, писавшим, что мышление есть «диалог, который душа ведет сама с собой».
Важно понимать, что в современных условиях, в многообразной внешней музыкальной среде, только эффективная совместная работа всех участников музыкально-образовательного процесса гарантирует достижение успешного результата.