Общеизвестно, что музыка окружает нас всюду и обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может вызвать воспоминания, возбуждать или успокаивать, ожесточать и смягчать, ослаблять боль, вызывать агрессию и доставлять радость. Существует множество методик музыкотерапии. Многочисленные научные исследования доказали, что музыка влияет на развитие художественной культуры детей и молодежи, при условии научно обоснованного и методически оправданного подхода к приобщению ребёнка к общечеловеческим и национальным ценностям музыкальной культуры.
Специалисты утверждают, что во время слушания музыки ребенком, имеет значение не только стиль музыки, ритм и тональность, но и то, на каком музыкальном инструменте было исполнено произведение, поскольку особенно важны первые впечатления, которые человек получает о музыкальном искусстве. В зависимости от того, какой настрой к искусству он применит в начале своего жизненного пути – интерес, уважение и любовь или пренебрежение, во многом зависит будущее отношение человека к музыкальному искусству: появится устойчивая потребность в нем или сложится интерес только к его развлекательной функции.
Наш опыт работы свидетельствует, что современное подрастающее поколение, которое имеет свободу выбора, использует музыку как звуковой фон к повседневной жизни, зачастую она носит увеселительный характер и отличается невысоким содержательным качеством. Поэтому музыкальные предпочтения большого числа современных детей и молодежи актуализируют проблему развития их личностной художественной культуры. Ещё в семидесятые годы XX века, Д.Б. Кабалевский предупреждал о приближении эпохи коммерциализации музыки. Он писал: «достоинство легкой музыки – ее широчайшая доступность. Но не зря говорит народная мудрость: «Недостатки есть продолжение достоинства». И вот многие люди, встречаясь с легкой музыкой чуть не на каждом шагу, начинают думать, что это – то и есть самое лучшее в музыке. А привыкнув к этой мысли, начинают противиться всякой другой музыке, в слепоте своей и, не догадываясь, что эта «всякая другая» музыка и есть настоящее музыкальное искусство!» [3,c.42].
Многие ученые выделяют художественную культуру как часть общественной культуры, которая проявляется не только в искусстве. Суть ее в творческом отображение нашей повседневной жизни в художественных образах. Задачи художественной культуры – формирование эстетического восприятия и сознания людей, передача общественных традиций, знаний и опыта, моральных норм.
Основой художественной культуры является профессиональное искусство: хореография, скульптура, поэзия, музыкально искусство, живопись, театр и кино, цирк, декоративно-прикладное искусство и т.д. Благодаря этим видам искусства создаются художественные произведения – картины, книги, музыкальные произведения, скульптуры, спектакли, фильмы. Все это богатство создается для людей. Формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, интересного для современников.
Общеизвестно, что помимо обучения в школе у детей остается достаточное количество свободного времени. Важно заметить, что непосредственно со свободным временем многие исследователи связывают саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей [2 с. 3–4].
Черезвычайно важно провести это время с пользой для себя и окружающих, поэтому большинство из ребят занимают его посещением спортивных секций, кружков по различным видам художественного творчества, детской музыкальной школы или школы искусства. В городах функционируют крупные центры развития детского творчества: дворцы культуры, музеи, библиотеки, а в сельской местности самым распространенным и доступным типом учреждений культуры остается сельский клуб, где создаются необходимые условия для разностороннего художественного развития ребят и их отдыха. Совокупность таких учреждений образует фундамент художественной культуры.
Между названными учреждениями нет принципиальной разницы, все они придерживаются одной цели – предоставить возможность человеку для комплексного интеллектуального, эмоционального и духовно-нравственного развития. Отличие состоит в возможностях, которыми располагают учреждения, в объеме и масштабе работы.
Сельские клубы пользуются огромным спросом у местного населения, так как имеют шаговую доступность и часто являются единственным центром культурного обогащения на селе. Не один значимый день в селе, не проходит мимо работников культуры и населения: концерты или подвижные игры для детей, конкурсы или фестивали, спектакли, выставки, работа студий, вокально-инструментальных ансамблей, любительских объединений и т.д. Мероприятия направлены на культурно-воспитательную работу с разными возрастными группами населения, но основой остается работа с детьми. Услуги культурно – досуговых комплексов имеют различную форму работ (индивидуальная, массовая, интерактивная) и место проведения (на стадионе, в зрительном или танцевальном зале, в учебном заведении, на улице и т.д.). Существуют, так называемые, сельские Передвижные Культурные Учреждения или Автоклубы, работа которых состоит в выездных культурно-досуговых программах в отдаленных населенных пунктах, где отсутствует работник культуры или вообще нет клуба.
Важно отметить, что сельский клуб, концентрируя свои усилия на изучении и возрождении национальных культурных традиций, художественных промыслов и ремесел, является своеобразным центром возрождения и сохранения местных народных традиций, обрядов, костюмов и ремесел, которые передаются от поколения к поколению. Утрата этих ценностей влечет за собой разложение нравственных устоев общества и ослабление у людей чувства патриотизма.
Характерно, что мероприятия, в которых задействованы различные виды искусства, так или иначе, проходят с использованием музыки, будь то музыкально-литературная композиция или детская спортивно-игровая программа, флешмоб или цирковой номер. Связь музыки с другими видами искусства отметил в своих трудах О.В. Соколов, раскрыв синтез музыки и поэзии. Он, отмечая закономерное единство многих различных видов искусства, писал, что «союз музыки и слова – один из наиболее органичных в художественном мире, так как предполагает контакт двух временных искусств, максимально близких друг другу. Музыка и поэзия родственны благодаря регламентированному ритму и звучанию своих художественных текстов, проявляющемуся в интонации и фонизме» [6, с. 34].
Наша практическая работа в сельском культурно-досуговом учреждении показывает, что особой популярностью среди детей и молодежи пользуются те развивающие объединения, которые напрямую связаны с музыкальным искусством: вокальные ансамбли, хореографические кружки, классы обучения игре на различных инструментах, художественная гимнастика. В этой связи необходимо вспомнить слова Б. В. Асафьева, который писал: «Воспитывать музыкально-творческие навыки следует потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает» [1, с. 91].
Д.Б. Кабалевский писал: «В ребенке обязательно надо поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений [4, с. 74]. Безусловно, выбор музыки – это выбор каждого человека, но в детстве в этом выборе важен значимый взрослый – родители, руководители кружков. И мы разделяем точку зрения Е.А. Смолиной, которая в своей работе «Современный урок музыки: творческие приемы и задания» отмечала, что: «дети от природы любознательны и полны желания учиться творить. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, – это умелое руководство со стороны взрослых» [5, c. 78].
Дети, обучаясь в музыкальной школе, посещая классы вокала или обучения игре на инструменте в сельском клубе, узнают о музыке разных стран и народов, об истории ее происхождения и создания. Музыка знакомит детей с выдающимися деятелями искусства, даёт ребятам положительный пример духовно-нравственного и художественного развития. Желательно начинать художественное развитие детей с раннего возраста, но взрослому следует помнить, что «начать никогда не поздно».