Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

DEVELOPMENT OF THE ARTISTIC CULTURE OF CHILDREN AND YOUNG PEOPLE BY MEANS OF MUSIC ARTS IN RURAL CULTURAL INSTITUTIONS

Panova E.V. 1 Kobozeva I.S. 1
1 Mordovian state pedagogical Institute named after M.E. Evseveva
The article deals with the development of artistic culture of children and youth in rural cultural institutions with the means of musical art. The influence of musical art on man was considered in this work as an undeniable and well-known fact. The essence, tasks and foundations of artistic culture are described. The article revealed the importance of cultural institutions in rural areas. Priority directions of activity of rural cultural institutions are also observed in the work. In this article, the features of the free pastime of the modern young generation were analyzed. The main directions of employment of children and youth in rural cultural institutions have been clarified. Considerable attention is paid to the analysis of the role of the adult in the selection of musical works by children and young people. The article gives an analysis of the views of well-known scientists on this topic.
development of artistic culture
artistic culture of children and youth
the influence of musical art
rural cultural institutions

Общеизвестно, что музыка окружает нас всюду и обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может вызвать воспоминания, возбуждать или успокаивать, ожесточать и смягчать, ослаблять боль, вызывать агрессию и доставлять радость. Существует множество методик музыкотерапии. Многочисленные научные исследования доказали, что музыка влияет на развитие художественной культуры детей и молодежи, при условии научно обоснованного и методически оправданного подхода к приобщению ребёнка к общечеловеческим и национальным ценностям музыкальной культуры.

Специалисты утверждают, что во время слушания музыки ребенком, имеет значение не только стиль музыки, ритм и тональность, но и то, на каком музыкальном инструменте было исполнено произведение, поскольку особенно важны первые впечатления, которые человек получает о музыкальном искусстве. В зависимости от того, какой настрой к искусству он применит в начале своего жизненного пути – интерес, уважение и любовь или пренебрежение, во многом зависит будущее отношение человека к музыкальному искусству: появится устойчивая потребность в нем или сложится интерес только к его развлекательной функции.

Наш опыт работы свидетельствует, что современное подрастающее поколение, которое имеет свободу выбора, использует музыку как звуковой фон к повседневной жизни, зачастую она носит увеселительный характер и отличается невысоким содержательным качеством. Поэтому музыкальные предпочтения большого числа современных детей и молодежи актуализируют проблему развития их личностной художественной культуры. Ещё в семидесятые годы XX века, Д.Б. Кабалевский предупреждал о приближении эпохи коммерциализации музыки. Он писал: «достоинство легкой музыки – ее широчайшая доступность. Но не зря говорит народная мудрость: «Недостатки есть продолжение достоинства». И вот многие люди, встречаясь с легкой музыкой чуть не на каждом шагу, начинают думать, что это – то и есть самое лучшее в музыке. А привыкнув к этой мысли, начинают противиться всякой другой музыке, в слепоте своей и, не догадываясь, что эта «всякая другая» музыка и есть настоящее музыкальное искусство!» [3,c.42].

Многие ученые выделяют художественную культуру как часть общественной культуры, которая проявляется не только в искусстве. Суть ее в творческом отображение нашей повседневной жизни в художественных образах. Задачи художественной культуры – формирование эстетического восприятия и сознания людей, передача общественных традиций, знаний и опыта, моральных норм.

Основой художественной культуры является профессиональное искусство: хореография, скульптура, поэзия, музыкально искусство, живопись, театр и кино, цирк, декоративно-прикладное искусство и т.д. Благодаря этим видам искусства создаются художественные произведения – картины, книги, музыкальные произведения, скульптуры, спектакли, фильмы. Все это богатство создается для людей. Формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, интересного для современников.

Общеизвестно, что помимо обучения в школе у детей остается достаточное количество свободного времени. Важно заметить, что непосредственно со свободным временем многие исследователи связывают саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей [2 с. 3–4].

Черезвычайно важно провести это время с пользой для себя и окружающих, поэтому большинство из ребят занимают его посещением спортивных секций, кружков по различным видам художественного творчества, детской музыкальной школы или школы искусства. В городах функционируют крупные центры развития детского творчества: дворцы культуры, музеи, библиотеки, а в сельской местности самым распространенным и доступным типом учреждений культуры остается сельский клуб, где создаются необходимые условия для разностороннего художественного развития ребят и их отдыха. Совокупность таких учреждений образует фундамент художественной культуры.

Между названными учреждениями нет принципиальной разницы, все они придерживаются одной цели – предоставить возможность человеку для комплексного интеллектуального, эмоционального и духовно-нравственного развития. Отличие состоит в возможностях, которыми располагают учреждения, в объеме и масштабе работы.

Сельские клубы пользуются огромным спросом у местного населения, так как имеют шаговую доступность и часто являются единственным центром культурного обогащения на селе. Не один значимый день в селе, не проходит мимо работников культуры и населения: концерты или подвижные игры для детей, конкурсы или фестивали, спектакли, выставки, работа студий, вокально-инструментальных ансамблей, любительских объединений и т.д. Мероприятия направлены на культурно-воспитательную работу с разными возрастными группами населения, но основой остается работа с детьми. Услуги культурно – досуговых комплексов имеют различную форму работ (индивидуальная, массовая, интерактивная) и место проведения (на стадионе, в зрительном или танцевальном зале, в учебном заведении, на улице и т.д.). Существуют, так называемые, сельские Передвижные Культурные Учреждения или Автоклубы, работа которых состоит в выездных культурно-досуговых программах в отдаленных населенных пунктах, где отсутствует работник культуры или вообще нет клуба.

Важно отметить, что сельский клуб, концентрируя свои усилия на изучении и возрождении национальных культурных традиций, художественных промыслов и ремесел, является своеобразным центром возрождения и сохранения местных народных традиций, обрядов, костюмов и ремесел, которые передаются от поколения к поколению. Утрата этих ценностей влечет за собой разложение нравственных устоев общества и ослабление у людей чувства патриотизма.

Характерно, что мероприятия, в которых задействованы различные виды искусства, так или иначе, проходят с использованием музыки, будь то музыкально-литературная композиция или детская спортивно-игровая программа, флешмоб или цирковой номер. Связь музыки с другими видами искусства отметил в своих трудах О.В. Соколов, раскрыв синтез музыки и поэзии. Он, отмечая закономерное единство многих различных видов искусства, писал, что «союз музыки и слова – один из наиболее органичных в художественном мире, так как предполагает контакт двух временных искусств, максимально близких друг другу. Музыка и поэзия родственны благодаря регламентированному ритму и звучанию своих художественных текстов, проявляющемуся в интонации и фонизме» [6, с. 34].

Наша практическая работа в сельском культурно-досуговом учреждении показывает, что особой популярностью среди детей и молодежи пользуются те развивающие объединения, которые напрямую связаны с музыкальным искусством: вокальные ансамбли, хореографические кружки, классы обучения игре на различных инструментах, художественная гимнастика. В этой связи необходимо вспомнить слова Б. В. Асафьева, который писал: «Воспитывать музыкально-творческие навыки следует потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает» [1, с. 91].

Д.Б. Кабалевский писал: «В ребенке обязательно надо поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений [4, с. 74]. Безусловно, выбор музыки – это выбор каждого человека, но в детстве в этом выборе важен значимый взрослый – родители, руководители кружков. И мы разделяем точку зрения Е.А. Смолиной, которая в своей работе «Современный урок музыки: творческие приемы и задания» отмечала, что: «дети от природы любознательны и полны желания учиться творить. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, – это умелое руководство со стороны взрослых» [5, c. 78].

Дети, обучаясь в музыкальной школе, посещая классы вокала или обучения игре на инструменте в сельском клубе, узнают о музыке разных стран и народов, об истории ее происхождения и создания. Музыка знакомит детей с выдающимися деятелями искусства, даёт ребятам положительный пример духовно-нравственного и художественного развития. Желательно начинать художественное развитие детей с раннего возраста, но взрослому следует помнить, что «начать никогда не поздно».