Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE JUSTIFICATION OF THE CONCEPT OF RISK GROUPS OF MINORS

Prostakishina Y.A. 1
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.J. Kikot
The analysis of modern Russian and Soviet pedagogical literature on the concept of risk groups of minors. Considers the concept of «children at risk» at the international and Federal level, in the aspect of the national strategy of actions in interests of children, as well as the Federal state educational standard of basic General education and the Federal state educational standard of higher education. Are defined the typology of children (minors) at risk, in view of the fragmentation of definitions, and the General approaches teachers when considering this problem. On the basis of the analysis and comparison of definitions put forward an operational definition of «minor risk» in this study. The article is devoted to the study and analysis of scientific pedagogical, psychological and social literature, and the authors devoted their works to a deep study of the question «at risk minors». The article compares the author’s concept of risk.
risk group
of socially disadvantaged adolescents
difficult children
juveniles
socially dangerous situation
conformity
deviant behavior
norms of behaviour

В соответствии с нормативными документами международного [4] и федерального [14] уровней детьми считаются лица в возрасте от 0 до 18 лет, несовершеннолетними считаются «лица, не достигшее возраста 18 лет» [14]. В виду практической деятельности социальных педагогов, опираемой на ФГОС ООО [15], в соотношении с выпускаемыми кадрами по ФГОС ВО по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» [8], дети (несовершеннолетние) – это лица, в возрасте от 6 (7) до 18 лет. Одной из главенствующих целей и национальных приоритетов в государственной политике Российской Федерации является улучшение социального положения детей (несовершеннолетних). Данные процедуры проявляются в реализации прав несовершеннолетних, в их защите, во всестороннем развитии духовного, культурного и нравственного направления, однако, подчеркнем одно из наиболее важных направлений – предупреждение социального неблагополучия детей – педагогическая, психологическая, медицинская, социальная и комплексная реабилитации, забота о жизнеустройстве и адаптации в социальном обществе. В современных условиях образовательного процесса обучаются несовершеннолетние разных категорий: дети группы риска; дети, склонные к девиантному поведению; одаренные дети; дети – сироты; и др. Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [12] поставлены и определены задачи в отношении категории детей групп риска, как в образовательной, так и в семейных сферах. Для того, чтобы ознакомиться с системой мер по стратегиям в интересах детей групп риска, необходимо сформировать понимание дефиниции «дети группы риска» (несовершеннолетние группы риска).

К несовершеннолетним группы риска, как правило, в научной литературе, относят несовершеннолетних из неблагополучных семей, несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (девиантное, делинквентное, асоциальное), несовершеннолетних с врожденными или приобретенными заболеваниями.

По мнению Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю. «группа риска – это категории населения, более других склонные совершать девиантные или делинквентные поступки (т.е. поступки отклоняющиеся от нормы или уголовно наказуемые)» [3, С.68]. Обосновывая данное определение, приходим к выводу, что несовершеннолетние, совершающие или совершившие правонарушения, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, и на внутри школьном учете, относятся к группе риска.

Мельников Ю.А. считает, что «ситуация социально опасного положения несовершеннолетнего определяется в науке, как совокупность обстоятельств жизни несовершеннолетнего, способствующих перерастанию трудной жизненной ситуации в криминогенную (виктимогенную, безнадзорную и проч.), ведущую к формированию антиобщественного образа жизни, заканчивающуюся возникновением реальной угрозы вреда как самой личности несовершеннолетнего, так и окружающим и требующую применение мер общественной и личной безопасности» [2].

Ученые в области педагогики, психологии и социологии используют различные типологии понятия подростков группы риска:

• С.А. Беличева, Е.И. Казакова, Г.Ф. Кумарина, Л.Я. Олиференко, А.И. Прихожан, Т.И. Шульга и др. – используют понятие «группы риска»;

• Л.В. Мардахаев [6] относит тех подростков к группе риска, кто зависим от социальных обстоятельств или действий окружающей среды. К примеру, дети из многодетных и неполных семей; дети с ограниченными возможностями здоровья и проч.;

• М.А. Галагузова [10] связывает понятие «дети группы риска» с понятием отклонение от нормы;

• Ю.А. Клейберг, И.Ф. Нестерова и др. – называют детей «группой риска» и подростками с девиантным поведением, не отмечая различий между этими отклонениями;

• Г.Ф. Кумарина относит «детей группы риска» к детям, испытывающим трудности в обучении, связанным с состоянием здоровья и развития, так как находятся «в пограничной зоне между возрастной нормой и патологией» [Галагузова]

• А.Я. Журкина, Е.Н. Землянская и др. – социально незащищенными подростками;

• П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Сухомлинский В.А. Макаренко А.С. и др. – «трудные дети».

Более употребляемым термином (до появления дефиниции «дети группы риска») в отечественной Советской педагогике 1920–1950 годов считался «трудные дети». Педагогами были созданы комунны по воспитанию «трудных детей», в которых активно исследовались формы проявления склонности к правонарушениям среди подростков. Сухомлинский В.А. писал, что «трудный ребёнок – это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным долгом... это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию детей...» [11, С.79].

Однако стоит отметить, что при разном обозначении и разрозненности понятий, авторы склоняются к одному мнению, что для детей группы риска свойственны такие аспекты, как «отклонение от общепринятых социальных норм и наличие различного рода отклонений в обучении, поведении, развитии» [2, С. 6].

Например, С.А. Беличева считает, что в группу риска входят дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения, которое выполняет функции институтов социализации (семья, школа и т.д.) дезадаптация детей и подростков проявляется в виде трудновоспитуемости [1, С. 24].

И.В. Ульянова считает главным фактором рискованного поведения – «фактор низкого уровня готовности к формированию гуманистических смысложизненных ориентаций личности. При повышении данного уровня готовности снижается склонность подростка к рискованному поведению» [13].

По мнению Л.Я. Олиференко «дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних» [7, С. 59].

Т.И. Шульга и др. считают, что несовершеннолетние группы риска: «кто в силу разных обстоятельств оказался без опеки и попечительства родителей, и характеризуется тем, что оказались в тяжелой жизненной ситуации, имеют отрицательный жизненный опыт в оценке себя и своих возможностей, плохо успевают в учебе, перенесли различные травмы (физические, психические, сексуальные), жили в асоциальных семьях» [2, С. 12].

По мнению, Г.Д. Гриценко и др. подростки группы риска – это группа, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды [2, С. 8].

При мониторинге и анализе публикаций, связанных с противоправным поведением несовершеннолетних, считаем, что к группе риска относятся несовершеннолетние, предрасположенные, в силу психических и средовых воздействий, к совершению антиобщественных действий, либо те несовершеннолетние, которые уже совершили антиобщественное действие – правонарушители (преступники) [5, С.103–113].

В психологии к группе риска относят подростков с отклонениями в развитии, не имеющих резко выраженной клинико-патологической характеристики, а также наиболее уязвимые контингенты населения по отношению к неблагоприятным воздействиям, в частности детей и подростков с акцентуациями характера. [16, С.96]

В современной отечественной науке отсутствует единая точка зрения в отношении дефиниции «дети группы риска». Данная неопределенность возникает, в виду разнородности причисления к конкретным категориям детей, в виду сложившихся жизненных обстоятельств, и проч.. однако, несмотря на отличия, прослеживается близость педагогов к тому, что несовершеннолетние группы риска – социально и педагогически запущенные дети, подверженные влиянию макрофакторов, мезофакторов и микрофакторов; несовершеннолетние, которые не могут самореализоваться и адаптироваться в социуме в одиночку. Понятие «дети группы риска» имеет собственное значение в сфере его разработки и применения, в целом оно означает отклонение от принятых в социуме норм поведения, что на наш взгляд слишком узко, так как подростки группы риска ведут себя и не только в урон обществу, и себе, но также прослеживается и положительная тенденция, в виду одаренности.

Считаем, что несовершеннолетние группы риска – это лица нашего общества, которые ищут новых ощущений. У несовершеннолетних группы риска очевидно присутствие конформизма в поведении, когда несовершеннолетний принимает (подчиняется) мнению группы, в которую он был включен, не зависимо от верности или не верности данного мнения (даже если несовершеннолетний понимает, что данное мнение в корне неправильное, он продолжает его придерживаться, в виду боязни остаться в изоляции от группы).