Одним из важнейших социальных институтов, который влияет на приобщение к просоциальным ценностям, с одной стороны, так и на развитие отклонений в поведении подрастающего поколения, является семья. Поэтому специалисты психолого-педагогической сферы вовлечены в работу по профилактике социальных отклонений как с несовершеннолетним, так и с его родителями. У каждой семьи существует определенная система воспитания, которая не всегда осознана ею. Согласно примерам из литературы, в которой неоднократно указывалось, что основной базис по своей воспитательной значимости процесс социализации, развивается именно в семьях. Социальные установки, система ценностей семьи, нравственные идеалы, семейные традиций являются важными факторами в формировании личности. Соответственно, все выше перечисленные факторы влияют и на юридически значимое поведение несовершеннолетних.
Семья – является важным источником формирования представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, развития навыков поведения, усваивания критериев оценки поведения, грани справедливости и несправедливости – все это этапы процесса семейного воспитания, т.к. семья – это тот фактор воздействия, эффект которого человек ощущает всю жизнь [2]. Образцом поведения, правомерного или неправомерного, для подростков, являющимися главными участниками процесса осознания, являются их родители, которые не всегда осознают и подозревают это.
Правовое просвещение родителей в последнее время приобретает особую актуальность, так как социально-психологическое благополучие семьи является первостепенным в государственной и семейной политике. На сегодняшний день признается особая роль правового просвещения в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
Знание права и понимания его значения для жизни подрастающего поколения и их родителей ведет к достижению высокого уровня правовой культуры.
Правовое просвещение несовершеннолетних главным образом осуществляется родителями и взрослыми, которые участвуют в их воспитании, в частности педагогами образовательного учреждения. Несовершеннолетний не обладает всей полнотой прав гражданина Российской Федерации и поэтому находится под защитой закона. Его особый статус прописан во «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.) и в «Конвенции о правах ребенка» (1989 г.). В современной России больше половины семей озабочены решением проблем экономического, а порой даже, физического выживания, из-за этого многие родители самоустраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. На сегодня родительская общественность осознает, что все больше происходит обострение и разрушение духовно-нравственных норм, семейных традиций, снижается уровень культуры родителей и всего населения, а поэтому уменьшается роль воспитательного воздействия семьи на социализацию подростка.
Недостаточное, а порой и вовсе отсутствующее, правовое просвещение родителей в вопросах предупреждения девиантного поведения, создает необходимость включения в данный вид работы специалистов, в частности социальных педагогов. В советский период были попытки создания системы повышения культуры родителей. Эта система включала в себя: ликвидацию неграмотности взрослых; родительские школы для молодых матерей и отцов; пропаганду элементарных психолого-педагогических знаний; родительский лектории; индивидуальные беседы с родителями по профилактике асоциального поведения детей и другие. Регулярно издавалась соответствующая литература, распространялась периодическая печать, поощрялась деятельность общественности по оказанию помощи родителям в семейном воспитании, что способствовало правильному и эффективному воспитанию детей.
К сожалению, в наше время на порядок сократилась правовая просветительская работа. Эта работа, по сути, проводится ситуативно, после резонансных происшествий, освященных в средствах массовой информации или после чрезвычайной ситуации в образовательном учреждении. Активно начинается, лишь тогда когда в семье уже сформировалась определенная правовая неграмотность, которая уже принесла негативные плоды. Педагоги и родители начинают осознавать свою некомпетентность в вопросах права, когда детям исполняется 13–14 лет и наступает уголовная ответственность.
Формы работы социальных педагогов с родителями, применение которых изучается с помощью теоретических научных трудов, рассматривающих вопросы по организации обучения взрослых, обычно используются в виде лекционных систем, но, опираясь на доказательства, лучше всего запоминаются знания, самостоятельно полученные в активной деятельности.
А между тем, если заглянуть в недавнее прошлое, где были выработаны и успешно использовались методы массовой правовой просвещенности, и сделать переоценку многих традиционных форм просвещения, то можно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, подстегнуть его развитие на новом правовом фундаменте.
Сложившиеся на данный момент ситуации требуют усиления внимания к поиску более эффективных организационных форм работ, обеспечивающих развернутые формы просвещения родителей и социальных педагогов.
Какова же роль социального педагога в профессиональной социально-педагогической деятельности? В своей работе социальный педагог должен руководствоваться «Законом об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», федеральным законом « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», а так же нормативными актами.
Правовое просвещение – это целенаправленная деятельность, направленная на формирование правосознания и правовой культуры, важный канал, дающий возможность привить гражданам правовые знания. Его никак нельзя свести только к правовой информированности родителей. Это более глубокий процесс, который связан непосредственно с осознанием прав и свобод человека, а так же положений Конституции и основных действующих законов.
Правовое просвещение – это система элементов, которая образует правовой воспитательный процесс. Основными элементами этого процесса являются:
1. Субъекты просвещения, те, кто осуществляет процесс правового воспитания (должностные лица, общественные организации, органы государственной власти и др.);
2. Объекты просвещения (несовершеннолетние, родители и др.);
3. Содержание – конкретная деятельность по формированию у объектов правильного уровня правовой культуры;
4. Формы правового просвещения;
5. Методы правового просвещения;
Цель правового просвещения заключается в том, чтобы повысить правовое сознание родителей и детей до более высокого уровня. Этого можно добиться при помощи соответствующих форм, методов и средств.
К наиболее эффективным формам правового просвещения, применяемым в настоящее время социальными педагогами можно отнести:
• Наглядная агитация (буклеты, плакаты, стенгазеты);
• Родительские конференции;
• Консультации;
• Родительский клуб;
• Тематические вечера вопросов и ответов;
• Посещение родителей на дому:
• Киноклуб и другие.
Правовое просвящение неразрывно связано с политическим и нравственным воспитанием. Если нет у родителей уважения к государству, к закону, к другим людям, то нельзя сформировать это уважение у ребенка.
Все это образует необходимую идеологическую и психологическую установку – быть готовым к активному применению правовых знаний в жизни.
Следовательно, правовое просвещение – это планируемый организованный, систематический процесс воздействия на сознание людей, различными средствами, формами, методами, с целью формирования глубоких и устойчивых знаний и привычек правомерного поведения [1].
Таким образом, задача правового просвещения будет решена только в том случае, если в сознании людей возникнет комплекс правовых знаний, убеждений, правовых потребностей, ценностей и, конечно же, правовых привычек. Не обращая внимания на трудности, которые возникают при взаимодействии с родителями, являющимся важным и интересным видом деятельности социального педагога, который обращен на профилактику и коррекцию отклоняющегося от социальных норм поведения подростков.