Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE INTERNET AS AN NEGATIVE FACTOR OF LIFETIME IN YOUNGER AGE

Krylova N.V. 1 Nikitskaya E.A. 1
1 Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Y. Kikotia
The problem of cyber dependency is coming to the fore today due to the growing popularity of the Internet. A lot of young people are so much fond of virtuality that they spend most of their time at the computer. The result is emotional excitement and the beginnings of addictive behavior. Therefore, it is very important to carry out systematic work on the prevention of cyberdependence in order to stop its progression. The article considers modern possibilities of the Internet space, as well as the consequences of excessive use of the Internet. A definition is given of such a notion as addiction and the peculiarities of the behavior of addicts in adolescence are distinguished, in contrast to the behavior of young people with a healthy psyche. The aspects of carrying out preventive work to reduce the cyber dependency of young people are also indicated.
addiction
addictive behavior
adolescent age
cyberdictive behavior
preventive work

Устойчивая и содержательная информационная связь с окружающей средой это одно из условий нормальной жизнедеятельности человека. В наше время изменения в сфере информационных технологий, а в частности, развитие Интернета содействуют людям в получении различного рода информации, поток которой ежедневно возрастает. При этом создаваемое Интернетом своеобразное информационное пространство может быть как предпосылкой построения человеком обширной, разносторонней структуры опыта, так и фактором формирования своего рода «второй», или виртуальной реальности, являющейся альтернативой объективной действительности, способом ухода от решения актуальных проблем.

Отметим, что на современном этапе развития общества все больше и больше людей приобщаются к Интернету, а наиболее многочисленной категорией является молодежь, так как они рассматривают Интернет как самый доступный и удобный инструмент, который поможет им в обучении и получении новых знаний. Современные социологические исследования показывают, что треть населения России испытывает проблемы с зависимостью от сети Интернет. Из 1600 человек опрошенных, 22 % пользователей признают, что проводят слишком много времени в Интернете, при этом использование Интернета сводится только к развлекательным целям. 16 % опрошенных указали, что обходиться без виртуального общения не могут. 11 % заявили, что тратят большое количество времени на проверку почты в социальных сетях и обновление новостной ленты. Среди самых «зависимых» пользователей, социологи выделяют группу людей в возрасте от 18 до 24 лет, что приходится на период юношества [5].

Находясь в Интернет-пространстве, обучающиеся активно реализуют потенциал всех познавательных процессов. Например, поиск важной информации, выражение собственного мнения на тематических форумах, общение с интересными людьми, ознакомление с новостями мира и прочее. Перечисленные выше процессы, несомненно способствуют успешной учебной деятельности, развитию уровня интеллекта. Но в таком информационном процессе у человека в какой-то момент может собственное «Я» перейти в «Я-виртуальное» и тогда Интернет будет не только средством достижения цели, но и самой самоцелью.

Интернет имеет огромные возможности, а следствием этого может служить то, что молодежь зачастую перестаёт контролировать время, которое они провели в сети, отвлекается от решения жизненных задач, заменяет образовательные аспекты Интернета развлечениями и играми, общением в социальных сетях, бессмысленным «просиживанием штанов» за монитором или экраном телефона. Результатом этого служит следующее: Интернет становится негативным фактором влияния на успешность разного рода деятельности юношей, а также вызывает немало психических отклонений, обуславливая тем самым возникновение кибераддиктивного поведения.

Одной из особенностей современного состояния общества, по оценке многих психологов, педагогов, медиков является резкое распространение социально-психологических расстройств среди учащейся молодежи, в частности, аддиктивных расстройств. Расширяется типология и формы проявления данных расстройств. Социальная и медицинская статистика деструктивных форм аддиктивного поведения также свидетельствует о данной негативной тенденции в обществе [2].

Обозначим понятие «аддикции». Аддикция – это уклонение от жизни, уход от ответственности. Люди со здоровой психикой без труда могут приспособиться к требованиям обыденной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. В отличии от аддиктов они стараются избежать различных кризисных ситуаций. Для аддиктивных личностей, наоборот, присущ феномен «жажды новых ощущений», стремление к риску, опасным ситуациям. Они живут в своем воображаемом мире, зачастую находятся в конфликтных отношениях с людьми, которые не понимают их собственный мир. Во время аддиктивных реализаций аддикт переживает сильные и приятные ощущения, которые нельзя сравнить с переживаниями обыденной жизни [6].

Важно понимать, что особенности аддиктивного поведения включают в себя уход от реальности, расслабление при общении с другими людьми, самоутверждение возникают только при нахождении в сети Интернет. Затем человек возвращается в реальный мир со всеми его конфликтами, переживаниями. Зачастую он не может справиться с теми обстоятельствами, жизненными трудностями, которые нужно пройти, решить и выбирает неодобряемую обществом деятельность, старается вернуться в виртуальность, где у него много возможностей и дозволений. В следствие этого формируется привязанность, а следом и зависимость от Интернета [6].

Термин «профилактика» включает в себя различные виды деятельности, цель которых состоит в предотвращении появления и дальнейшего развития конкретного явления в обществе [1].

Отмечая профилактику киберзависимости, важно отметить, что она объединяет теоретическую и практическую готовность всех субъектов процесса взаимодействовать для формирования у молодежи составляющих социальной компетенции.

Проблема киберзависимости выходит сегодня на первый план в связи с возрастанием популярности сети Интернет. Немалая часть молодежи сейчас так сильно увлекается виртуальностью, что проводит за компьютером большую часть своего времени. Следствием этого становится эмоциональное возбуждение и зачатки аддиктивного поведения. Поэтому очень важно осуществлять систематическую работу по профилактике киберзависимости с целью прекращения ее прогрессирования.

Результативность профилактической работы в образовательных организациях зависит от правильной ее координации. Проведение отдельных мероприятий не дадут желаемого результата, если они будут проводиться отдельно от других. Профилактическая работа с педагогами, обучающимися является целостной системой, которая направлена на всех участников образовательного процесса [3].

Эффективность и результативность профилактической программы в большей степени обеспечивается при условии ее многосторонности и долгосрочности.