Устойчивая и содержательная информационная связь с окружающей средой это одно из условий нормальной жизнедеятельности человека. В наше время изменения в сфере информационных технологий, а в частности, развитие Интернета содействуют людям в получении различного рода информации, поток которой ежедневно возрастает. При этом создаваемое Интернетом своеобразное информационное пространство может быть как предпосылкой построения человеком обширной, разносторонней структуры опыта, так и фактором формирования своего рода «второй», или виртуальной реальности, являющейся альтернативой объективной действительности, способом ухода от решения актуальных проблем.
Отметим, что на современном этапе развития общества все больше и больше людей приобщаются к Интернету, а наиболее многочисленной категорией является молодежь, так как они рассматривают Интернет как самый доступный и удобный инструмент, который поможет им в обучении и получении новых знаний. Современные социологические исследования показывают, что треть населения России испытывает проблемы с зависимостью от сети Интернет. Из 1600 человек опрошенных, 22 % пользователей признают, что проводят слишком много времени в Интернете, при этом использование Интернета сводится только к развлекательным целям. 16 % опрошенных указали, что обходиться без виртуального общения не могут. 11 % заявили, что тратят большое количество времени на проверку почты в социальных сетях и обновление новостной ленты. Среди самых «зависимых» пользователей, социологи выделяют группу людей в возрасте от 18 до 24 лет, что приходится на период юношества [5].
Находясь в Интернет-пространстве, обучающиеся активно реализуют потенциал всех познавательных процессов. Например, поиск важной информации, выражение собственного мнения на тематических форумах, общение с интересными людьми, ознакомление с новостями мира и прочее. Перечисленные выше процессы, несомненно способствуют успешной учебной деятельности, развитию уровня интеллекта. Но в таком информационном процессе у человека в какой-то момент может собственное «Я» перейти в «Я-виртуальное» и тогда Интернет будет не только средством достижения цели, но и самой самоцелью.
Интернет имеет огромные возможности, а следствием этого может служить то, что молодежь зачастую перестаёт контролировать время, которое они провели в сети, отвлекается от решения жизненных задач, заменяет образовательные аспекты Интернета развлечениями и играми, общением в социальных сетях, бессмысленным «просиживанием штанов» за монитором или экраном телефона. Результатом этого служит следующее: Интернет становится негативным фактором влияния на успешность разного рода деятельности юношей, а также вызывает немало психических отклонений, обуславливая тем самым возникновение кибераддиктивного поведения.
Одной из особенностей современного состояния общества, по оценке многих психологов, педагогов, медиков является резкое распространение социально-психологических расстройств среди учащейся молодежи, в частности, аддиктивных расстройств. Расширяется типология и формы проявления данных расстройств. Социальная и медицинская статистика деструктивных форм аддиктивного поведения также свидетельствует о данной негативной тенденции в обществе [2].
Обозначим понятие «аддикции». Аддикция – это уклонение от жизни, уход от ответственности. Люди со здоровой психикой без труда могут приспособиться к требованиям обыденной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. В отличии от аддиктов они стараются избежать различных кризисных ситуаций. Для аддиктивных личностей, наоборот, присущ феномен «жажды новых ощущений», стремление к риску, опасным ситуациям. Они живут в своем воображаемом мире, зачастую находятся в конфликтных отношениях с людьми, которые не понимают их собственный мир. Во время аддиктивных реализаций аддикт переживает сильные и приятные ощущения, которые нельзя сравнить с переживаниями обыденной жизни [6].
Важно понимать, что особенности аддиктивного поведения включают в себя уход от реальности, расслабление при общении с другими людьми, самоутверждение возникают только при нахождении в сети Интернет. Затем человек возвращается в реальный мир со всеми его конфликтами, переживаниями. Зачастую он не может справиться с теми обстоятельствами, жизненными трудностями, которые нужно пройти, решить и выбирает неодобряемую обществом деятельность, старается вернуться в виртуальность, где у него много возможностей и дозволений. В следствие этого формируется привязанность, а следом и зависимость от Интернета [6].
Термин «профилактика» включает в себя различные виды деятельности, цель которых состоит в предотвращении появления и дальнейшего развития конкретного явления в обществе [1].
Отмечая профилактику киберзависимости, важно отметить, что она объединяет теоретическую и практическую готовность всех субъектов процесса взаимодействовать для формирования у молодежи составляющих социальной компетенции.
Проблема киберзависимости выходит сегодня на первый план в связи с возрастанием популярности сети Интернет. Немалая часть молодежи сейчас так сильно увлекается виртуальностью, что проводит за компьютером большую часть своего времени. Следствием этого становится эмоциональное возбуждение и зачатки аддиктивного поведения. Поэтому очень важно осуществлять систематическую работу по профилактике киберзависимости с целью прекращения ее прогрессирования.
Результативность профилактической работы в образовательных организациях зависит от правильной ее координации. Проведение отдельных мероприятий не дадут желаемого результата, если они будут проводиться отдельно от других. Профилактическая работа с педагогами, обучающимися является целостной системой, которая направлена на всех участников образовательного процесса [3].
Эффективность и результативность профилактической программы в большей степени обеспечивается при условии ее многосторонности и долгосрочности.