Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ON THE IMPACT OF PARENTS’ PHYSICAL ABUSE ON CHILDREN

Breneva J.S. 1 Nikitskaya E.A. 1
1 Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Y. Kikotia
The article is devoted to the fact that in today’s society the problem of violence and cruel treatment of children is one of the most urgent and acute problems of our time. The results of ruthless treatment by parents have a negative impact on the development of the child. The problem of identifying the causes and causes of violence, as well as the important consequences for the compilation of the child’s personality and mentality, certainly require special attention and painstaking study and research of Russian and foreign specialists in the field of psychology and pedagogy. In the course of one’s own development, the child meets both rudeness and indifference, but most painfully, they perceive when this is happening in his family, when the people closest to him show cruelty to him, cause moral and physical pain, although it is from them he expects support and protection. The family sometimes becomes a child, traumatizing and deforming his consciousness with a place that is completely unacceptable. In the article, we focused on physical abuse of children and the consequences it leads to.
violence
family
physical abuse
child
parents

Семья в современном российском обществе считается важным социальным институтом развития личности ребенка, по этой причине существующие в ней проблемы вызывают потребность оказания ей поддержки со стороны государственных структур и специалистов. Исторически сложилось так, что почти все культуры не только снисходительно относились к жестокому физическому обращению с детьми, но и поощряли его. В наши дни это представляется шокирующим и излишне бессердечным.

Педагоги и психологи понимают, что с целью воспитания ребенка безусловно следует его абсолютное позитивное принятие. Но нередко родители используют физическое наказание ребенка, несмотря на то, что у них самих подобные методы вызывают далеко не положительные эмоции.

Более пятидесяти процентов населения Планеты, согласно различным проведенным исследованиям, используют такие меры влияния на ребенка, вне зависимости от социального статуса, религиозных и других представлений. Приблизительно 40 % родителей при этом применяют физическое воздействие с целью наказания всевозможные предметы, которые как принято говорить «попались под горячую руку» – прыгалки, поводки животных, ремни от одежды и многое другое, то что может сильно травмировать детей, как с нравственной так и с физической стороны, а кроме того спровоцировать детскую ложь для уклонения себя от наказания [6].

По данным МВД РФ, в 2016 г. после домашних конфликтов пострадали около 10 тыс. представительниц слабого пола и примерно 5 тыс. детей. По статье 116 УК РФ (“Побои”) в январе-сентябре 2016 года зафиксировано около 57 тыс. преступлений, свершенных на бытовой почве. В области семейно-бытовых взаимоотношений таких правонарушений зафиксировано 14,213 тыс., из них в отношении представительниц слабого пола – 9,213 тыс., в отношении несовершеннолетних – 4,947 тыс. [9].

Физическое насилие – намеренное или неосторожное причинение ребенку его родителями либо лицами, их заменяющими, педагогами или иными какими-либо лицами физических травм, телесных повреждений, которые наносят либо могу привести в будущем вред здоровью детей, нарушают его нормальное и полноценное развитие и в некоторых случаях, даже приводящие к лишению жизни.

Физические наказания можно разделить на 4 группы: «порка/битье» (шлепание и удары по различным частям туловища); «физическое подавление» (сдерживание, ограничения, склонение); «наказание с целью примера» (применяется с целью демонстрации ребенку следствий его поступков: пощипывание, трепка за волосы, укусы); «физическое понуждение» (содержит насильственное умывание, закармливание, одевание).

Даже в случае если наказание никак не продиктовано отклонениями от общепризнанных мерок в жизни семьи, граница между ним и жестоким обращением весьма непрочна. У многих родителей включается шаблонное мышление – «нас таким образом наказывали, и мы приличными людьми выросли». Иные руководствуются рекомендациям собственных родителей, друзей, родных приятелей.

Применение физической силы к детям не приносит ожидаемых родителями результатов. Избиение, подзатыльники, пинки, оплеухи и прочие физические наказания унизительны и обидны для детей. Многолетние исследования доказывают, что систематическое физическое унижение в детстве во взрослой жизни влечет за собой в такие трудности, как рукоприкладство по отношению к женщине (матери, жене, детям), изнасилование, преступления и правонарушения.

Следует иметь в виду, что по мере взросления ребенок все меньше принимает физическое наказание. Таким образом, в случае если мать может нашлепать ребенка за нарушение социальных норм, то 14–летний школьник способен не допустить удар либо дать ответный удар матери. В подростковом возрасте использования физических наказаний может способствовать абсолютному разрушению отношений с родителями, бегству из дома, бунту и протесту во всех без исключения проявлениях.[2]

Применяя силу, как крайний аргумент в воспитании ребенка, взрослый подписывается в своей несостоятельности, как родитель. В случае если ребенок прекратил воспринимать слова, в таком случае родителям необходимо рассмотреть стиль воспитания ребенка – запросы могут являться завышенными, родители могут быть непоследовательны в собственных притязаниях, или что ещё хуже, предъявлять требования от ребенка того, чего не осуществляют сами.

Избиение крайне редко дает позитивные результаты. А вместо этого у детей начинает проявляться недоверчивость, раздражение, агрессивность, ожесточенность и стремление отомстить родителю, наказавшему его так безжалостно.

Можно выделить две основные группы последствий применения физического насилия над ребенком при взрослении человека: 1.Ближайшие следствия: А) Физические травмы, дефекты, возникновение тошноты, головные боли, лишение сознания, кровоизлияние. Это свойственно для синдрома сотрясения, формирующегося у маленьких детей, которых сильно трясут. Б) Критические психологические патологии: встречная враждебность, взволнованность, желание куда-то убежать, скрываться; или глубокая медлительность, внешнее равнодушие. И в случае агрессии и в случае заторможенности ребёнок объят острейшими переживаниями, боязнью, тревогой. В) У детей старшего возраста вполне вероятно становление тяжёлой депрессии с ощущением своей ущербности, неполноценности.

2. Отдалённые результаты жестокого обращения: У детей, подвергшихся применению физического насилия в раннем возрасте, повышена угроза появления психических расстройств в более старшем возрасте. Образуется развитие травматических стрессовых реакций (состояния боязни и беспокойства, которые приводят к срыву сна (тревожность, бессонница), к зарождению плохого аппетита, психосоматических претензий, всепоглощающей волнения). Физическое насилие приводит к повышению у ребенка риска суицидального поведения и преступности, формируется недоверчивость и подозрительность. При проведении медосмотров такие дети, как правило волнуются и весьма возбуждены (по наблюдениям врачей). Появляются нервность и поведенческие расстройства. У детей формируется позиция, что, благодаря физической силе, возможно достичь всего. У подвергшихся физическому давлению детей возрастает угроза формирования рака, заболеваний сердца (инсульту, инфаркту) и астмы в последующие годы жизни (в зрелом состоянии) [7].

Таким образом, поступки родителей, проявляемые в форме физического насилия, даже самого незначительного, как простой «воспитательный шлепок», может привести к нарушению физического и психического здоровье ребенка, что мешает его полноценному развитию. Так, для социальных педагогов и инспекторов ПДН, на которых возложена задача по профилактике и недопущению проявления насилия родителями над детьми, данная задача должна стать приоритетной, в том числе необходимо проведение исследований и разработка современных программ по профилактике семейного насилия.