Сегодня граждане России всерьез заинтересованы проблемой пересмотра подходов и принципов в воспитании и образовании, поскольку они находятся в качественно изменившихся условиях жизни. Современная семья часто ориентирована на приобретение материальных благ, а не на нравственное воспитание подрастающего поколения [5].
На сегодняшний день можно только наблюдать бурный рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся больше в озлобленности, жестокости, в асоциальных действиях, таких как бродяжничество, алкоголизм, наркомания, проституция и другие. Одной из форм девиантного поведения являются самовольные уходы несовершеннолетних.
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из одну из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, так как безнадзорность ребенка или его самовольный уход является самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.
Самовольные уходы – это добровольное, самовольное оставление дома [3]. Безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение некоторого времени с момента факта его отсутствия или с момента наступления времени, условленного для возвращения.
Такие отечественные ученые, как О.С. Васильева, представлено А.Е. Личко, К.Э. Комаров, Ю.А. Клейберг, Р.А. Ковалев, Ф.Р. Филатов и др. активно занимались вопросом самовольных уходов несовершеннолетних [1].
Ни один ребенок без веских причин не покинет свой дом, где ему тепло и уютно. Редкие случаи таких уходов свидетельствуют о патологических нарушениях личности. Тогда с данным ребенком должен работать психиатр. Однако, в стране наблюдается склонность к увеличению случаев самовольных уходов несовершеннолетних из семей и специальных учебно-воспитательных учреждений [10].
Исследователи выделяют следующий ряд причин, которые толкают несовершеннолетних на совершение побегов из дома:
1. Невнимание со стороны родителей. Подростки начинают искать развлечения за пределами своего родного дома, когда чувствуют дискомфорт и равнодушие со стороны взрослых. Родители дают ребенку деньги на мелкие расходы, но сами занимаются собственными проблемами. Например, сходить в компьютерный клуб, не задаваясь вопросом, степени, а не грозит ли ему игровая зависимость?!
2. Детская ревность. Это явление выражается по-разному. Допустим, что в семье появился второй ребёнок, поэтому внимание переключилось на него. У старшего ребенка радость о том, что появились братик или сестричка, длится недолго. Сразу после того, как он чувствует, что его права ущемляются, возникнет ревность.
3. Пренебрежение мнением ребёнка. Когда ребёнок также начинает делиться мыслями, но в ответ не получает должного внимания со стороны родителей, его перебивают или вовсе не замечают. Это показатель того, что мнение их сына или дочки интереса не вызывает. Демонстрируется неуважение к ребенку [2].
4. Обман. А именно неисполнение обещаний, которые мама и папа дают своему ребенку, безо всяких объяснений. Родители дали слово, что купят ребёнку дорогую игрушку за отличные оценки, но не сдержали слова. А на вопрос: «Почему? Ты этом же обещал», – мама и папа отвечают также равнодушно: «А что такого? Обещал, но не удалось. Учиться ты и так должен хорошо». В этом случае появляется вероятность оттолкнуть ребёнка от себя и вернуть обратно расположение ребенка будет сложно.
5. Чужой человек в доме. Как только в дом приходит чужой человек, для ребёнка все меняется – больше требований и меньше внимания. К примеру, от отчима или мачехи в семье появился другой ребёнок. Это возможно внутренней фактор для появления стресса. Ревность и обиды могут проявляться очень сильно. Дерзость со стороны ребенка, демонстративные уходы из дома, поиск общения с чужими людьми – все это последствия данного явления.
6. Размолвки родителей. Родителям ни в коем случае нельзя выяснять отношения при детях. Ссоры создают дискомфорт, а также травмируют детскую психику. В душе ребёнка может надолго поселиться неуверенность в завтрашнем дне.
7. Отсутствие контроля со стороны родителей. Когда взрослым некогда заниматься воспитанием детей, все обязанности по воспитанию они перекладывают на дедушку или бабушку. При этом родители не интересуются жизнью своего ребёнка. Бабушка помогает с домашним заданием, собирает ребёнка в школу, сопровождает на секцию, отпускает гулять, однако вечером уходит, а родители все еще остаются постоянно заняты. Ребенку становится неуютно, и он уходит на улицу [2].
Несовершеннолетние, которые самовольно покидают свой дом, принадлежат к категории детей с отклоняющимся поведением, а также считаются особым объектом социально-педагогической деятельности. В процессе социально-педагогической возникает множество проблем с детьми с девиантным поведением, которые требуют участия разных специалистов. Однако главная роль принадлежит социальному педагогу. Выявление детей, склонных к уходам из семей, диагностика их проблем, подготовка программ индивидуально-групповой деятельности работы и создание условий их осуществления входит в социально-педагогическую деятельность [7].
Социально-педагогическая работа включает следующие направления:
1. Аналитико-диагностическое. Это направление охватывает изучение личности ребенка, анализ и систематизацию при получении сведений для постановки социального диагноза и координации работы.
2. Социально-правовое. При этом направлении делается акцент на выявлении и поддержании подростков, которые нуждаются в социально-педагогической поддержке.
3. Консультативное. Здесь главным является не только консультирование подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, но и консультирование родителей, а также педагогов в целях решения социально-педагогических проблем ребенка. Немаловажным в данном направлении считается и профессиональное самоопределение несовершеннолетних.
4. Профилактическое. Одно из главных направлений-профилактическое. Оно помогает выявлению и предупреждению первоначальных случаев отклоняющегося поведения несовершеннолетних при формировании потребностей в ведении здорового образа жизни. В этот же раздел входит проведение профилактической работы с несовершеннолетними, которые состоят на внутришкольном учете, на учете в отделении по делам несовершеннолетних, что способствует повышению уровня правовой культуры у несовершеннолетних и родителей.
5. Методическое. Заключительная роль отводится методическому направлению социально-педагогической деятельности. С целью повышения педагогического мастерства проводится анализ социально-педагогической деятельности. Акцентируется внимание на участии в работе педагогических советов школы, школьных факультетах повышения квалификации, методических объединениях классных руководителей [4].
Оказание социальной помощи дезадаптированным подросткам выступает как проблема, которая также обострилась в настоящее время. Необходимо создать комплексную систему помощи несовершеннолетним, с момента обнаружения такой категории подростков до полного и всестороннего восстановления [6].
Одним из таких видов помощи является социальная реабилитация. Процесс социальной реабилитации содержит множество направлений работы, таких как: педагогическое, психологическое и другие, в тех случаях, когда комплексные нарушения личности несовершеннолетнего затрагивают все сферы его жизнедеятельности. При этом указанная деятельность должна носить интенсивный, системный, комплексный характер. А для достижения цели по ресоциализации подростка и реадаптации его к существующим условиям жизни необходимы согласованные действия всех специалистов системы профилактики [5].
Для формирования оптимального формата жизнедеятельности подростков необходима организация и внедрение системы социальной реабилитации. Это необходимо ради того, чтобы в первую очередь, родители осмыслили всю серьезность и опасность возникшей проблемы побегов из дома и возможно изменили качество детско-родительских отношений [11].
В связи с вышесказанным, социальная реабилитация включает следующие виды:
1. Социально-медицинская реабилитация. Она направлена на оказание несовершеннолетнему своевременной медицинской помощи.
2. Социально-психологическая реабилитация. Этот вид социальной реабилитации предполагает коррекцию системы ценностей и ориентаций несовершеннолетнего, представлений и предпочтений, усовершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи, то есть главным является внутренний мир подростка.
3. Социально-педагогическая реабилитация. Она помогает повышению интеллектуального уровня несовершеннолетнего. Формирует систему ценностных ориентаций и представлений, соответствующих окружающим условиям несовершеннолетнего [12].
4. Социально-правовая реабилитация. За определенные процедуры и операции, которые приводят процесс жизнедеятельности подростка в соответствие с существующими нормами закона и права, отвечает социально-правовая реабилитация.
5. Социально-средовая реабилитация. Этот вид реабилитации помогает несовершеннолетнему пробудить в себе чувство социальной значимости, что способствует ориентированию внутри новой для него социальной среды.
6. Социально-трудовая реабилитация. Она отвечает за комплекс реабилитационных средств и методов, которые направлены на подготовку несовершеннолетнего к трудовой деятельности [8].
Таким образом, социально-педагогическая работа с несовершеннолетними, которые склоны побегам из дома позволяет подросткам и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, преодолеть отрицательные тенденции девиантного поведения, обрести ресурс в решении повседневных задач [9]. Поэтому, немаловажным условием подлинной адаптации детей в обществе, кроме повышения уровня жизни семей и создания условий для интеграции несовершеннолетних в обществе – это предоставление возможностей для самообразования подростков, а также раскрытия их личностных особенностей. Проблема самовольных уходов частично решается при создании несовершеннолетним условий для реализации их активности и занятости во внеучебное время.