Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SOME ASPECTS OF THE STUDY OF THE FORMATION OF LIFE SAFETY IN PRESCHOOL CHILDREN

Sheludko М.V. 1
1 Kindergarten «Berezka»
The relevance of the research topic is due to the need to implement the strategy of children’s safety in the education system at different levels, and especially at the preschool stage. The problem of life safety of preschool children is initiated now at the state level, the Federal law «on education». State program Federal state educational standard of preschool education is aimed at implementing these goals and objectives as the formation of ideas about the threat to humans and the surrounding world of nature situations and how to conduct them; the admission rules are safe for humans and the world of nature of conduct; transmitting to children knowledge about the rules of road safety as a pedestrian and passenger vehicle.
issues in the study of formation of life safety in children of preschool age

Проблема формирования культуры человека исследована с разных позиций, однако большинство специалистов, разных научных направлений отмечают, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть, в первую очередь, образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Хромцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Ю.В. Репин призывает педагогов прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения было предложено ввести в общее образование учащихся новую обязательную учебную дисциплину – «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

В отечественной дошкольной педагогике проблема охраны жизни и здоровья детей была признана всегда очень важной. Так в конце 1920–1930 годов в работах по трудовому воспитанию О. Дектяренко, Н. Ковальчук, Э. Краснопольского и других отмечалось, что дошкольников необходимо знакомить с некоторыми вопросами безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами.

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике с 30 гг. 20-го века. В 1937 году В.М. Федявской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице были дополнены Э.Я.Тепаненко, М.Ф. Филенко.

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт человека, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.

По мнению В.М. Степанова у ребенка, обладающего культурой безопасности жизнедеятельности, сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, он мотивирован к охране своей жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, знает правила и имеет опыт безопасного поведения в быту, на улице, в природе, общении с другими людьми. Умеет пользоваться с осторожностью бытовыми приборами, обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов, оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, а также обращаться за помощью, проявлять осторожность в дорожно-транспортной ситуации, при общении с незнакомыми животными, элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице [3, с 207].

В современном понятии, культура безопасности жизнедеятельности – состояние развития человека, социальной группы общества, характерное отношение к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности практической деятельности по снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков. Человечество постоянно заботится о воспитании и обучении личности, гармонично развивающейся в конкретных социальных условиях. Платон, Аристотель, Монтень, Я.А. Коменский изучали отношения человека с обществом, определяли составляющие поведения человека, обосновывали принципы его безопасной деятельности. Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо делали попытки обезопасить духовность человека, определить направления «истинного» воспитания. Гельвеций, Дидро высказывали мысли о введении в процесс обучения познание природы, ее основных законов, предметов, которые бы учили основам нравственности и формировали качества личности безопасного типа. Многие современные ученые (А.П. Тряпицына, И.С. Батракова, В.А. Болотов, О.Н. Русак, Ю.В. Репин и др.) опираются на научные открытия в области формирования личности безопасного типа поведения, сделанные педагогами в XVIII–XX вв. [4, с304; 2, с 704; 1, с 191].

Как показывает опыт и проведенные исследования, процесс воспитания общей культуры безопасности сильнее всего сдерживают сформированные с детства негативные мотивационные установки и гигиенические привычки. Дошкольное детство в силу специфики возраста и особенностей развития ребенка остается недооцененным в становлении культуры безопасности жизнедеятельности человека, культуры его здоровья. Анализ состояния исследуемого процесса позволил установить отсутствие в педагогике целостного знания о сущности культуры безопасности детей дошкольного возраста как педагогической проблемы и соответствующем методико-технологическом обеспечении данного процесса.

Необходимо сказать, что в истории дошкольного образования с середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения.

Поэтому формируя готовность к безопасной жизнедеятельности, развивая самостоятельность ребенка, поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить, главное в формировании навыков безопасного поведения детей – личный пример взрослого. Отсюда следует, что очень важное место в формировании культуры безопасности занимает работа с родителями. Необходимо познакомить родителей с основными понятиями, связанными с процессом воспитания культуры безопасности, возрастными особенностями дошкольников, категориями потенциальных опасностей, местом потребности в безопасности в жизни ребенка и ролью взрослых в ее обеспечении, условиями физической и психологической безопасности. Родителям важно научиться оценивать собственный уровень культуры безопасности, находить пути его повышения, осваивать продуктивные тактики и методы воспитания детей, выявлять индивидуальные особенности своего ребенка и в дальнейшем ориентироваться на них.

В контексте содержания образовательного процесса культура безопасности включает в себя знания о безопасной жизнедеятельности, опыт безопасности жизнедеятельности по образцу и творческого решения проблем безопасности, ценности и смыслы безопасности жизнедеятельности, опыт самосовершенствования безопасной жизнедеятельности, реализуемые в материальных объектах, информации, структурных компонентах духовной деятельности (науке, искусстве, идеологии), общественных отношениях и организациях учащихся, деятельности и личности субъектов воспитания. В основе повышения надежности функционирования системы «человек-среда обитания» лежит не только преобразование данной среды в направления повышения ее безопасных свойств, но и изменение самого человека и социума в целом на основе формирования культуры безопасности.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что:

1. Дошкольный возраст в силу специфики возраста и особенностей развития ребенка остается недооцененным в становлении культуры безопасности жизнедеятельности человека, культуры его здоровья.

2. Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается состояние развития человека в отношении вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности и практической деятельности по снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.

3. Важность воспитания культуры безопасности жизнедеятельности заключается в том, что дошкольники не обладают физическими интеллектуальными возможностями, позволяющими адекватно оценить опасную ситуацию, избежать или преодолеть последствия попадания в критические ситуации.

4. Основой формирования навыков культуры безопасности жизнедеятельности для дошкольника является личный пример взрослого.