Проблема формирования культуры человека исследована с разных позиций, однако большинство специалистов, разных научных направлений отмечают, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть, в первую очередь, образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Хромцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Ю.В. Репин призывает педагогов прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке.
Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения было предложено ввести в общее образование учащихся новую обязательную учебную дисциплину – «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
В отечественной дошкольной педагогике проблема охраны жизни и здоровья детей была признана всегда очень важной. Так в конце 1920–1930 годов в работах по трудовому воспитанию О. Дектяренко, Н. Ковальчук, Э. Краснопольского и других отмечалось, что дошкольников необходимо знакомить с некоторыми вопросами безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами.
Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике с 30 гг. 20-го века. В 1937 году В.М. Федявской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице были дополнены Э.Я.Тепаненко, М.Ф. Филенко.
Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт человека, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.
По мнению В.М. Степанова у ребенка, обладающего культурой безопасности жизнедеятельности, сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, он мотивирован к охране своей жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, знает правила и имеет опыт безопасного поведения в быту, на улице, в природе, общении с другими людьми. Умеет пользоваться с осторожностью бытовыми приборами, обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов, оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, а также обращаться за помощью, проявлять осторожность в дорожно-транспортной ситуации, при общении с незнакомыми животными, элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице [3, с 207].
В современном понятии, культура безопасности жизнедеятельности – состояние развития человека, социальной группы общества, характерное отношение к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности практической деятельности по снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков. Человечество постоянно заботится о воспитании и обучении личности, гармонично развивающейся в конкретных социальных условиях. Платон, Аристотель, Монтень, Я.А. Коменский изучали отношения человека с обществом, определяли составляющие поведения человека, обосновывали принципы его безопасной деятельности. Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо делали попытки обезопасить духовность человека, определить направления «истинного» воспитания. Гельвеций, Дидро высказывали мысли о введении в процесс обучения познание природы, ее основных законов, предметов, которые бы учили основам нравственности и формировали качества личности безопасного типа. Многие современные ученые (А.П. Тряпицына, И.С. Батракова, В.А. Болотов, О.Н. Русак, Ю.В. Репин и др.) опираются на научные открытия в области формирования личности безопасного типа поведения, сделанные педагогами в XVIII–XX вв. [4, с304; 2, с 704; 1, с 191].
Как показывает опыт и проведенные исследования, процесс воспитания общей культуры безопасности сильнее всего сдерживают сформированные с детства негативные мотивационные установки и гигиенические привычки. Дошкольное детство в силу специфики возраста и особенностей развития ребенка остается недооцененным в становлении культуры безопасности жизнедеятельности человека, культуры его здоровья. Анализ состояния исследуемого процесса позволил установить отсутствие в педагогике целостного знания о сущности культуры безопасности детей дошкольного возраста как педагогической проблемы и соответствующем методико-технологическом обеспечении данного процесса.
Необходимо сказать, что в истории дошкольного образования с середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения.
Поэтому формируя готовность к безопасной жизнедеятельности, развивая самостоятельность ребенка, поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить, главное в формировании навыков безопасного поведения детей – личный пример взрослого. Отсюда следует, что очень важное место в формировании культуры безопасности занимает работа с родителями. Необходимо познакомить родителей с основными понятиями, связанными с процессом воспитания культуры безопасности, возрастными особенностями дошкольников, категориями потенциальных опасностей, местом потребности в безопасности в жизни ребенка и ролью взрослых в ее обеспечении, условиями физической и психологической безопасности. Родителям важно научиться оценивать собственный уровень культуры безопасности, находить пути его повышения, осваивать продуктивные тактики и методы воспитания детей, выявлять индивидуальные особенности своего ребенка и в дальнейшем ориентироваться на них.
В контексте содержания образовательного процесса культура безопасности включает в себя знания о безопасной жизнедеятельности, опыт безопасности жизнедеятельности по образцу и творческого решения проблем безопасности, ценности и смыслы безопасности жизнедеятельности, опыт самосовершенствования безопасной жизнедеятельности, реализуемые в материальных объектах, информации, структурных компонентах духовной деятельности (науке, искусстве, идеологии), общественных отношениях и организациях учащихся, деятельности и личности субъектов воспитания. В основе повышения надежности функционирования системы «человек-среда обитания» лежит не только преобразование данной среды в направления повышения ее безопасных свойств, но и изменение самого человека и социума в целом на основе формирования культуры безопасности.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что:
1. Дошкольный возраст в силу специфики возраста и особенностей развития ребенка остается недооцененным в становлении культуры безопасности жизнедеятельности человека, культуры его здоровья.
2. Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается состояние развития человека в отношении вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности и практической деятельности по снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.
3. Важность воспитания культуры безопасности жизнедеятельности заключается в том, что дошкольники не обладают физическими интеллектуальными возможностями, позволяющими адекватно оценить опасную ситуацию, избежать или преодолеть последствия попадания в критические ситуации.
4. Основой формирования навыков культуры безопасности жизнедеятельности для дошкольника является личный пример взрослого.