Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ORGANIZATION OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE CONDITIONS OF STATIONARY SOCIAL BODY HOUSE

Shalaurov Y.V. 1 Chernozemov V.G. 1
1 Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
The article presents the results of the traditional rehabilitation of adolescents with mental disorders. Active forms are used in working with children living in a stationary social body house. The most effective forms are physical rehabilitation and social adaptation by means of physical culture and sports. Active physical training and sports have a positive impact on the work of the main systems of the body of children with mental disorders and contributes to the development of corrective-compensatory functions. Special Olympic Games in the following sports – cross-country skiing, athletics, table tennis, badminton. At the competitions pupils performed successfully. Great successes were achieved by Renat Sammigullin and Larisa Durkina.
adaptive physical culture
sport
social body house
Special Olympics

Актуальность. Интеллектуальное нарушение это состояние, обусловленное нарушениями структуры и функций мозга и его реакциями на эти нарушения. В нейропсихологических исследованиях, задачей которых является изучение мозговых основ психических функций, было показано, что мозговым субстратом наиболее сложных форм целенаправленного осмысленного поведения, и прежде всего интеллектуальных процессов, являются лобные доли головного мозга. С помощью новейших методов распознается, предупреждается и даже корректируется все большее число структурно-функциональных изменений, проявляющихся в соответствующей клинической симптоматике той или иной конкретной нозологической единицы. Клинические симптомы нарушений бывают как неспецифическими, то есть общими для многих болезней, так и специфическими, характерными преимущественно для данной патологии. Так, ведущим симптомом для всех форм умственной отсталости является недоразвитие способности к отвлечению, обобщению и двигательным формам. При этом каждая дифференцированная форма олигофрении имеет специфические симптомы [4].

Воспитание и обучение детей с отставанием умственного развития неразрывно связано с педагогической коррекцией [2, с.28]. Изучением двигательных умений и навыков у детей с умственной отсталостью ученые занимались уже с начала XX в . (Ж. Демоор, Э. Сеген) и продолжают заниматься в XXI веке. Н.А. Бернштейн указывал, что произвольные движения и действия относятся к числу наиболее сложных психических функций человека. Они представляют собой сложную функциональную систему, иерархически организованную, включающую и много уровней и подуровней [2, с.33].

У детей с ментальными нарушениями наряду с общими признаками недоразвития преобладает главный клинический критерий умственной отсталости – двигательная сфера. Недоразвитие психомоторики у детей проявляется в запаздывании и замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Движения детей бедны, угловаты и недостаточно плавны. Недостаточность развития двигательной сферы особенно проявляется в тонких и точных движениях, жестикуляции и мимике [4].

В системе традиционной реабилитации подростков с ментальными нарушениями все большее значение приобретают применение активных формы работы. Наиболее эффективными из них являются физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.

Не менее важным является создание условий, обеспечивающих формирование достаточной работоспособности, умения владеть своим телом, достижения оптимального, с учетом имеющихся физических или интеллектуальных ограничений, диапазона двигательных навыков. И если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации. Причем возможность заниматься физической культурой должна быть предоставлена всем, в не зависимости от степени тяжести их физического и психического состояния. Многие ученые в области спортивной тренировки и спортивной физиологии [1, 2, 3, 4, 5, 6], свидетельствуют о значительных морфофункциональных изменениях в организме детей, занимающихся различными видами спорта. У таких детей уровень функционального состояния системы кровообращения существенно отличается по сравнению с детьми, которые имеют низкий уровень двигательной активности. Поэтому двигательную и спортивную деятельность следует рассматривать как один из факторов, которые определяют структурное и функциональное формирование не только психического здоровья, но и сердечно-сосудистой системы детей в целом [5, 6].

Впервые воспитанники ГБУ АО «Новодвинский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями интеллекта» приняли участие в Специальной Олимпиаде в 1995 году. Популярность специального олимпийского движения растёт. Во многих регионах России действуют специальные олимпийские программы, организуются круглогодичные тренировки и проводятся Специальные Олимпийские игры и соревнования [3].

Целью занятий спортом людей с проблемами психического развития является превышение своих собственных вчерашних результатов и соревнование с самим собой. Тот факт, что психофизические данные свидетельствуют о том, что дозированные и постоянно нарастающие физические нагрузки могут способствовать не только укреплению общего здоровья и устойчивости организма, но и повышению интеллектуального развития доказывают многие специалисты, занимающиеся с особенными детьми. Занятия спортом помогают не только повысить показатели здоровья, но и научить качественной деятельности, укрепить волевую сферу, улучшить взаимодействия с другими людьми. Всё это соответствует повышению адаптивных возможностей человека, значит и развитию интеллекта. Активные занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на работу основных систем организма лиц с умственной отсталостью. Это способствует развитию коррекционно-компенсаторных функций.

Как следствие, и как стимул тренировочного процесса, является участие в соревнованиях. Соревнования являются неотъемлемой частью тренировочного процесса.

В период с 2001 по 2016 год спортсмены Новодвинского дома-интерната приняли участие в соревнованиях разного уровня, в числе которых, 14 Всероссийских Специальных Олимпийских Игра по следующим видам спорта – лыжные гонки, лёгкая атлетика, настольный теннис, бадминтон. На всех соревнованиях воспитанники выступали более чем успешно.

Наибольших успехов добились Ренат Саммигуллин, на Всемирных Специальных Олимпийских Играх в Ирландии (2003 г.) II место в толкании ядра и III место в эстафете 4 по 400 м. Лариса Дуркина приняла участие во Всемирных Зимних Специальных Олимпийских Играх в Японии (2005 г.) – привезла серебряную и бронзовую медали. За годы работы и участия в специальном олимпийском движении в доме-интернате подготовлено 14 чемпионов международного уровня.

По инициативе дома-интерната, при поддержке Министерства труда, занятости и социального развития, Агентства по культуре и спорту Архангельской области с 1999 года дважды в год проводит Летние и Зимние малые Специальные Беломорские Игры.

Основной метод обучения подростков с нарушением интеллекта – это показ. Насколько правильно покажет тренер упражнение, настолько правильно его выполнят воспитанники. Для занятий данными видами спорта создана замечательная материальная база, в которую входят игровой спортивный зал, лыжная база, тренажерный зал. При выборе воспитанником вида спорта учитываются его желание и физические возможности.

Помимо лыжных гонок, лёгкой атлетики, тенниса и бадминтона, дети с удовольствием играют в баскетбол и футбол, но с этими видами спорта сложнее. Во-первых тяжело усваиваются правила. Во-вторых отдельные технические приёмы во время тренировки выполняются замечательно, а в игре теряются, забывают, о тактике говорить не приходится. Регулярно проводятся соревнования между воспитанниками интерната, сотрудниками и волонтёрами, в результате чего дети набираются игрового опыта, становятся увереннее в себе, что способствует расширению социальных контактов, а также воспитывает в ребёнке доверие, чувство ответственности и самостоятельности [2].

Организация коррекционно-развивающего обучения осуществляется по специальным программам обучения умственно отсталых детей по следующим направлениям: обучение основам грамоты; социально-трудовая реабилитация; с 1995 года участие в Специальном Олимпийском движении; воспитание средствами искусства; организации коррекционно-развивающего обучения с помощью специалистов(дефектологам, логопедам, психологам) [3]

Главные требования, предъявляемые к физическим упражнениям – это создание высокого эмоционального фона и мягкого щадящего режима тренировочных занятий. Выполнение этих требований является необходимой предпосылкой поддержания у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом. Главный принцип специальной олимпиады, «Не победа, а участие!», поэтому организация специального адаптивного движения позволяет совершенствовать инструменты социализации подростков и в будущем молодых людей с ментальными нарушениями, готовит их для самостоятельной жизни в обществе. Таким образом, психологическое здоровье это часть и одновременно детерминатор развития личности. При изучении, подчеркивается важность не только патологических изменений его психики, но собственно психологических, анализ наличия которых в практике спорта позволяет диагностировать предболезненные состояния, вследствие чего, соответственно, появляется возможность своевременной их коррекции и недопустимости перехода к обострению болезни [7].