Актуальность. Интеллектуальное нарушение это состояние, обусловленное нарушениями структуры и функций мозга и его реакциями на эти нарушения. В нейропсихологических исследованиях, задачей которых является изучение мозговых основ психических функций, было показано, что мозговым субстратом наиболее сложных форм целенаправленного осмысленного поведения, и прежде всего интеллектуальных процессов, являются лобные доли головного мозга. С помощью новейших методов распознается, предупреждается и даже корректируется все большее число структурно-функциональных изменений, проявляющихся в соответствующей клинической симптоматике той или иной конкретной нозологической единицы. Клинические симптомы нарушений бывают как неспецифическими, то есть общими для многих болезней, так и специфическими, характерными преимущественно для данной патологии. Так, ведущим симптомом для всех форм умственной отсталости является недоразвитие способности к отвлечению, обобщению и двигательным формам. При этом каждая дифференцированная форма олигофрении имеет специфические симптомы [4].
Воспитание и обучение детей с отставанием умственного развития неразрывно связано с педагогической коррекцией [2, с.28]. Изучением двигательных умений и навыков у детей с умственной отсталостью ученые занимались уже с начала XX в . (Ж. Демоор, Э. Сеген) и продолжают заниматься в XXI веке. Н.А. Бернштейн указывал, что произвольные движения и действия относятся к числу наиболее сложных психических функций человека. Они представляют собой сложную функциональную систему, иерархически организованную, включающую и много уровней и подуровней [2, с.33].
У детей с ментальными нарушениями наряду с общими признаками недоразвития преобладает главный клинический критерий умственной отсталости – двигательная сфера. Недоразвитие психомоторики у детей проявляется в запаздывании и замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Движения детей бедны, угловаты и недостаточно плавны. Недостаточность развития двигательной сферы особенно проявляется в тонких и точных движениях, жестикуляции и мимике [4].
В системе традиционной реабилитации подростков с ментальными нарушениями все большее значение приобретают применение активных формы работы. Наиболее эффективными из них являются физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.
Не менее важным является создание условий, обеспечивающих формирование достаточной работоспособности, умения владеть своим телом, достижения оптимального, с учетом имеющихся физических или интеллектуальных ограничений, диапазона двигательных навыков. И если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации. Причем возможность заниматься физической культурой должна быть предоставлена всем, в не зависимости от степени тяжести их физического и психического состояния. Многие ученые в области спортивной тренировки и спортивной физиологии [1, 2, 3, 4, 5, 6], свидетельствуют о значительных морфофункциональных изменениях в организме детей, занимающихся различными видами спорта. У таких детей уровень функционального состояния системы кровообращения существенно отличается по сравнению с детьми, которые имеют низкий уровень двигательной активности. Поэтому двигательную и спортивную деятельность следует рассматривать как один из факторов, которые определяют структурное и функциональное формирование не только психического здоровья, но и сердечно-сосудистой системы детей в целом [5, 6].
Впервые воспитанники ГБУ АО «Новодвинский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями интеллекта» приняли участие в Специальной Олимпиаде в 1995 году. Популярность специального олимпийского движения растёт. Во многих регионах России действуют специальные олимпийские программы, организуются круглогодичные тренировки и проводятся Специальные Олимпийские игры и соревнования [3].
Целью занятий спортом людей с проблемами психического развития является превышение своих собственных вчерашних результатов и соревнование с самим собой. Тот факт, что психофизические данные свидетельствуют о том, что дозированные и постоянно нарастающие физические нагрузки могут способствовать не только укреплению общего здоровья и устойчивости организма, но и повышению интеллектуального развития доказывают многие специалисты, занимающиеся с особенными детьми. Занятия спортом помогают не только повысить показатели здоровья, но и научить качественной деятельности, укрепить волевую сферу, улучшить взаимодействия с другими людьми. Всё это соответствует повышению адаптивных возможностей человека, значит и развитию интеллекта. Активные занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на работу основных систем организма лиц с умственной отсталостью. Это способствует развитию коррекционно-компенсаторных функций.
Как следствие, и как стимул тренировочного процесса, является участие в соревнованиях. Соревнования являются неотъемлемой частью тренировочного процесса.
В период с 2001 по 2016 год спортсмены Новодвинского дома-интерната приняли участие в соревнованиях разного уровня, в числе которых, 14 Всероссийских Специальных Олимпийских Игра по следующим видам спорта – лыжные гонки, лёгкая атлетика, настольный теннис, бадминтон. На всех соревнованиях воспитанники выступали более чем успешно.
Наибольших успехов добились Ренат Саммигуллин, на Всемирных Специальных Олимпийских Играх в Ирландии (2003 г.) II место в толкании ядра и III место в эстафете 4 по 400 м. Лариса Дуркина приняла участие во Всемирных Зимних Специальных Олимпийских Играх в Японии (2005 г.) – привезла серебряную и бронзовую медали. За годы работы и участия в специальном олимпийском движении в доме-интернате подготовлено 14 чемпионов международного уровня.
По инициативе дома-интерната, при поддержке Министерства труда, занятости и социального развития, Агентства по культуре и спорту Архангельской области с 1999 года дважды в год проводит Летние и Зимние малые Специальные Беломорские Игры.
Основной метод обучения подростков с нарушением интеллекта – это показ. Насколько правильно покажет тренер упражнение, настолько правильно его выполнят воспитанники. Для занятий данными видами спорта создана замечательная материальная база, в которую входят игровой спортивный зал, лыжная база, тренажерный зал. При выборе воспитанником вида спорта учитываются его желание и физические возможности.
Помимо лыжных гонок, лёгкой атлетики, тенниса и бадминтона, дети с удовольствием играют в баскетбол и футбол, но с этими видами спорта сложнее. Во-первых тяжело усваиваются правила. Во-вторых отдельные технические приёмы во время тренировки выполняются замечательно, а в игре теряются, забывают, о тактике говорить не приходится. Регулярно проводятся соревнования между воспитанниками интерната, сотрудниками и волонтёрами, в результате чего дети набираются игрового опыта, становятся увереннее в себе, что способствует расширению социальных контактов, а также воспитывает в ребёнке доверие, чувство ответственности и самостоятельности [2].
Организация коррекционно-развивающего обучения осуществляется по специальным программам обучения умственно отсталых детей по следующим направлениям: обучение основам грамоты; социально-трудовая реабилитация; с 1995 года участие в Специальном Олимпийском движении; воспитание средствами искусства; организации коррекционно-развивающего обучения с помощью специалистов(дефектологам, логопедам, психологам) [3]
Главные требования, предъявляемые к физическим упражнениям – это создание высокого эмоционального фона и мягкого щадящего режима тренировочных занятий. Выполнение этих требований является необходимой предпосылкой поддержания у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом. Главный принцип специальной олимпиады, «Не победа, а участие!», поэтому организация специального адаптивного движения позволяет совершенствовать инструменты социализации подростков и в будущем молодых людей с ментальными нарушениями, готовит их для самостоятельной жизни в обществе. Таким образом, психологическое здоровье это часть и одновременно детерминатор развития личности. При изучении, подчеркивается важность не только патологических изменений его психики, но собственно психологических, анализ наличия которых в практике спорта позволяет диагностировать предболезненные состояния, вследствие чего, соответственно, появляется возможность своевременной их коррекции и недопустимости перехода к обострению болезни [7].