На сегодняшний день одной из актуальных проблем преподавания математики в современной школе является проблема активизации обучения школьников, воспитания их творческой активности. Анализ педагогической и методической литературы показывает, что решение названной проблемы совсем не простое, так как предполагает преодоление многочисленных противоречий, которые присущи как процессу обучения в целом, так и процессу обучения математике, в частности. В ходе анализа литературы, мы выявили следующие противоречия:
1. Противоречия между объемом и содержанием учебного материала;
2. Противоречия между развитием математики и методикой преподавания математики;
3. Противоречия между коллективной учебной работой школьников и индивидуальными особенностями усвоения ими знаний [1, с. 432].
Необходимо также отметить, что многие исследователи (педагоги, психологи, методисты) в современном школьном математическом образовании выделяют еще ряд проблем. Среди них: отсутствие у учащихся самостоятельности при добывании необходимой информации, при изучении учебной и научной литературы; нежелание проявлять инициативу в учении, в собственном развитии. Возможно, частично эти проблемы могут быть решены при условии доступного и подробного изложения учебного материала в учебнике. Однако нам видится, что ключ к решению этих проблем содержится совсем в другом. На сегодняшний день перед учителем математики стоит главная задача – «наполнить» головы учеников такой информацией, которая им понадобится в дальнейшей жизни. И без развития умений и навыков самостоятельной учебной деятельности у школьников здесь не обойтись [2, с. 222].
Необходимо отметить, что в школьном курсе математики содержится огромный гуманитарный потенциал, использование которого поможет учителю решать не только образовательные задачи, но и развивающие, и воспитательные.
Гуманитарный потенциал школьного курса математики:
• Владение математическим языком позволяет учащемуся лучше ориентироваться в природе и обществе;
• Изучение математики способствует развитию у учащихся мышления, памяти, внимания, речи, воображения и др. интеллектуальных качеств;
• Уроки математики играют важную роль в воспитании учащихся;
• Реализация в процессе учения идей развивающего обучения способствует активизации деятельности школьников [5, с. 144].
Останавливаясь на развивающем обучении, особенно выделим проблемный подход. Отметим, что существует три подхода к обучению математике, ассоциирующихся с проблемным подходом в обучении:
1. Обучение с помощью задач;
2. Обучение с помощью создания пробных ситуаций;
3. Проблемное обучение.
Суть подхода «Обучение с помощью задач» заключается в следующем: учитель предлагает ученикам задачу, которую они пока не в состоянии решить самостоятельно. Педагог проводит объяснение, вводит новые элементы теории, затем возвращается к исходной задаче и доводит ее до конца. В принципе это вполне пригодный метод обучения, но у него есть один крупный недостаток – он не учит школьников самостоятельной деятельности, не является личностно-ориентированным. В этом случае задача, которую учитель решает на уроке, нужна ему самому, но не ученику. Педагог просто навязывает ее школьникам. Заметим также, что в этом случае процесс объяснения нового материала становится для учителя более комфортным, менее затратным (в плане сил, времени, творчества).
Примерно так же обстоит дело и с подходом «Обучение с помощью создания проблемных ситуаций». В проблемную ситуацию учащегося «загоняет» учитель, и сам его из нее и выводит, причем, как правило, на том же уроке. При использовании описанных выше двух подходов к обучению школьники, как правило, не активны, а пассивны; не проявляют никакой самостоятельности [4, с. 318].
В современной школе в рамках реализации ФГОС нового поколения преобладает проблемный подход в обучении. Его основные сущностные положения заключаются в следующем:
• с проблемой учащийся должен столкнуться самостоятельно (либо при решении задачи, либо проводя рассуждения);
• школьник должен убедиться лично в том, что есть учебный материал, который он еще не знает, который в настоящий момент ему не по силам;
• ученик с помощью учителя изучает учебный материал или осуществляет поиск пути решения задачи;
• школьник без помощи учителя применяет «открытые» знания при решении практических задач.
Выполняя эти условия, учащийся получает определенные положительные эмоции и продвигается в своем развитии, а также учится самостоятельности в процессе учения [3, с. 314–316].