Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE FOR TRAINING AT SCHOOL

Leontyeva R.A. 1 Tuguleva G.V. 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University
In article questions of psychological readiness of children of the advanced preschool age for training at school which is shown in formation at preschool children of motivation to the educational activity allowing to join effectively in training process are considered. The concept «motivational readiness of the senior preschool children for training at school» which develops ideas of the general readiness of the child for transition to a new social and educational situation is specified. On the basis of pilot study the technology expanding possibilities of strengthening of motivation of the doctrine at the senior preschool children and first graders is offered; conditions of formation of motivational readiness for training at school of children of the advanced preschool age are developed: development of interest in a role of the pupil, to school attributes; stimulation of cognitive interest to new knowledge and abilities; systematic interaction of preschool institution and parents.
readiness for school
motivation of the doctrine
motivational readiness for school training
children of the advanced preschool age

В условиях модернизации образования проблема готовности детей к школьному обучению, одной из составляющей которой является мотивационная готовность, продолжает быть актуальной. Несмотря на обилие научных работ и практических программ по данной проблеме, наблюдается недостаток материалов, посвященных исследованию мотивационной сферы дошкольников и формированию мотивационной готовности к школьному обучению. Очень часто родители сталкиваются с противоречием: они организуют целенаправленную подготовку ребенка к школе, стремятся еще до школы научить их письму, чтению, счету, но в результате ребенок демонстрирует стойкое нежелание идти в школу учиться. То есть, если у ребенка отсутствует мотивационная готовность к школе, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого уровня интеллектуального развития, ему будет трудно в школе. Из этого следует, что мотивационная готовность является неотъемлемой частью общей психологической готовности к школе, и это необходимо учитывать при подготовке старших дошкольников к систематическому школьному обучению.

А.В. Запорожец одним из первых экспериментально изучил проблему психологической готовности к школе, выделив уровни психологической готовности к школе, как общая готовность и специальная. Автор сформулировал своё понимание психологической готовности ребёнка к школе как: «целостную систему свойств и качеств, характеризующих достижение ребёнком новой более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития» [2].

В работах Л.И. Божович отмечается, что «успешность обучения в школе требует сформированности таких сторон психики, которые выражаются в специфическом отношении ребёнка к школе, учителю, учению». Среди компонентов психологической готовности автор называет определённый уровень мотивационного развития, включающего познавательные и социальные мотивы, развитие произвольности и интеллектуальной сферы [1].

В работах Д.Б. Эльконина психологическая готовность детей к школе целиком определяется наличием у них предпосылок и источников учебной деятельности. Основными из них являются следующие: умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослых, умение работать по образцу [4]. Показателями психологической готовности к школе в исследованиях Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской выступает «умение ребёнка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого» [3]. Компонентами психологической готовности ребенка к школьному обучению являются: мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая готовность, готовность в сфере общения [5, с. 18].

Домашенко И.А. очень важным моментом в развитии психологической готовности к школе старшего дошкольника выделяет степень развития мотивационно-потребностной сферы, которая обуславливается формированием мотивов учения и развитием познавательных интересов на протяжении дошкольного возраста [3].

Таким образом, психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, прежде всего, проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей ему эффективно включиться в процесс обучения. Вместе с тем, мотивационная готовность дошкольника не может быть сформирована без необходимого и достаточного уровня развития интеллектуальной и произвольной сферы будущего первоклассника.

Мотивационная готовность к школьному обучению – это положительное отношение к школе, к учению как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности [5, с.19]. Показатели мотивационной готовности: желание идти в школу; правильные представления о школе; познавательная активность [1].

Наиболее результативному формированию мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие условия: развитие интереса к роли ученика, школьным атрибутам: форме, недостаточно В этой области школьным принадлежностям; пробуждение любознательности как средства стимулирования познавательного интереса к новым знаниям и покупки или продажи финансового умениям; систематическое взаимодействие дошкольного учреждения и родителей.

Теория и практика дошкольного образования показывает, что период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций. Именно в это время закладываются психолого-педагогические предпосылки будущей учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений. Результаты проведенного нами изучения уровня мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста показали, что большинство детей имеют средние показатели развития мотивационной готовности, недостаточно соответствующие для обучения детей в школе. В ответах детей преобладают внешние, в основном оценочные мотивы, в то же время недостаточно сформированы учебно-познавательные и социальные мотивы. В целом можно говорить о недостаточной сформированности внутренней позиции школьника.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, а также на основе теоретического анализа литературных источников нами была разработана технология по формированию мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе. Цель технологии: формирование мотивационной готовности к школе у детей 6-го года жизни, подготовка старших дошкольников к обучению в школе. Основные формы реализации технологии: развивающие игры и упражнения; образовательная деятельность; индивидуальные, групповые консультации; чтение художественной литературы, дидактические игры, дидактические упражнения, словесные игры, игры – ситуации. Предложенная форма игровой и творческой деятельности сформирует у детей интерес к школе, у детей постепенно сформируются положительные представления о школе.

Об эффективности формирования мотивационной готовности к обучению у дошкольников можно судить по следующим критериям: дети проявляют интерес к выполнению развивающих заданий, к специальным упражнениям, направленным на развитие познавательной активности; дети проявляют большое желание сотрудничать с педагогом при проведении совместных дел взрослого и ребенка, во время образовательной деятельности.

Общий смысл формирования мотивационной готовности состоит в том, что педагогу желательно переводить дошкольников с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному и ответственному.