В условиях модернизации образования проблема готовности детей к школьному обучению, одной из составляющей которой является мотивационная готовность, продолжает быть актуальной. Несмотря на обилие научных работ и практических программ по данной проблеме, наблюдается недостаток материалов, посвященных исследованию мотивационной сферы дошкольников и формированию мотивационной готовности к школьному обучению. Очень часто родители сталкиваются с противоречием: они организуют целенаправленную подготовку ребенка к школе, стремятся еще до школы научить их письму, чтению, счету, но в результате ребенок демонстрирует стойкое нежелание идти в школу учиться. То есть, если у ребенка отсутствует мотивационная готовность к школе, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого уровня интеллектуального развития, ему будет трудно в школе. Из этого следует, что мотивационная готовность является неотъемлемой частью общей психологической готовности к школе, и это необходимо учитывать при подготовке старших дошкольников к систематическому школьному обучению.
А.В. Запорожец одним из первых экспериментально изучил проблему психологической готовности к школе, выделив уровни психологической готовности к школе, как общая готовность и специальная. Автор сформулировал своё понимание психологической готовности ребёнка к школе как: «целостную систему свойств и качеств, характеризующих достижение ребёнком новой более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития» [2].
В работах Л.И. Божович отмечается, что «успешность обучения в школе требует сформированности таких сторон психики, которые выражаются в специфическом отношении ребёнка к школе, учителю, учению». Среди компонентов психологической готовности автор называет определённый уровень мотивационного развития, включающего познавательные и социальные мотивы, развитие произвольности и интеллектуальной сферы [1].
В работах Д.Б. Эльконина психологическая готовность детей к школе целиком определяется наличием у них предпосылок и источников учебной деятельности. Основными из них являются следующие: умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослых, умение работать по образцу [4]. Показателями психологической готовности к школе в исследованиях Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской выступает «умение ребёнка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого» [3]. Компонентами психологической готовности ребенка к школьному обучению являются: мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая готовность, готовность в сфере общения [5, с. 18].
Домашенко И.А. очень важным моментом в развитии психологической готовности к школе старшего дошкольника выделяет степень развития мотивационно-потребностной сферы, которая обуславливается формированием мотивов учения и развитием познавательных интересов на протяжении дошкольного возраста [3].
Таким образом, психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, прежде всего, проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей ему эффективно включиться в процесс обучения. Вместе с тем, мотивационная готовность дошкольника не может быть сформирована без необходимого и достаточного уровня развития интеллектуальной и произвольной сферы будущего первоклассника.
Мотивационная готовность к школьному обучению – это положительное отношение к школе, к учению как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности [5, с.19]. Показатели мотивационной готовности: желание идти в школу; правильные представления о школе; познавательная активность [1].
Наиболее результативному формированию мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие условия: развитие интереса к роли ученика, школьным атрибутам: форме, недостаточно В этой области школьным принадлежностям; пробуждение любознательности как средства стимулирования познавательного интереса к новым знаниям и покупки или продажи финансового умениям; систематическое взаимодействие дошкольного учреждения и родителей.
Теория и практика дошкольного образования показывает, что период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций. Именно в это время закладываются психолого-педагогические предпосылки будущей учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений. Результаты проведенного нами изучения уровня мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста показали, что большинство детей имеют средние показатели развития мотивационной готовности, недостаточно соответствующие для обучения детей в школе. В ответах детей преобладают внешние, в основном оценочные мотивы, в то же время недостаточно сформированы учебно-познавательные и социальные мотивы. В целом можно говорить о недостаточной сформированности внутренней позиции школьника.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, а также на основе теоретического анализа литературных источников нами была разработана технология по формированию мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе. Цель технологии: формирование мотивационной готовности к школе у детей 6-го года жизни, подготовка старших дошкольников к обучению в школе. Основные формы реализации технологии: развивающие игры и упражнения; образовательная деятельность; индивидуальные, групповые консультации; чтение художественной литературы, дидактические игры, дидактические упражнения, словесные игры, игры – ситуации. Предложенная форма игровой и творческой деятельности сформирует у детей интерес к школе, у детей постепенно сформируются положительные представления о школе.
Об эффективности формирования мотивационной готовности к обучению у дошкольников можно судить по следующим критериям: дети проявляют интерес к выполнению развивающих заданий, к специальным упражнениям, направленным на развитие познавательной активности; дети проявляют большое желание сотрудничать с педагогом при проведении совместных дел взрослого и ребенка, во время образовательной деятельности.
Общий смысл формирования мотивационной готовности состоит в том, что педагогу желательно переводить дошкольников с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному и ответственному.