Одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является сформированность мотивации к обучению и познанию [8, с.4]. В соответствии с данными требованиями, необходимо подобрать такие средства, методы и приёмы обучения, которые действительно повлияли бы на повышение учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Одним из средств формирования учебной мотивации являются компетентностно-ориентированные задания. Исследования О.К.Долгой показали, что при работе с компетентностно-ориентированными заданиями у обучающихся формируются следующие умения и навыки: умение задавать вопросы и находить правильные ответы; навыки выполнения проектов; владение основными компьютерными программами; умения самостоятельно подбирать материал; умения решать проблемные ситуации [2, с. 115]. А также формируется целеполагание , положительное отношение к учебной деятельности и учебную активность , рефлексию, что является составляющими компонентами учебной мотивации. Следовательно , одним из средств формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста являются компетентностно-ориентированные задания.
Т.И. Голиченко определяет следующую структуру компетентностно-ориентированного задания: стимул (мотив), погружающий в контекст задания и мотивирующий на выполнение; задачная формулировка задания; источник информации; инструмент проверки задания [1, с. 7].
В современных учебниках по окружающему миру КОЗы не представлены. Имеются только задания, которые возможно дополнить всеми недостающими компонентами( перечисленными выше) и получить компетентностно-ориентированные задания.
Проблемой использования компетентностно-ориентированных заданий в учебном процессе занимались В.Л. Зудин, А.Г. Маланов, В.Ф. Шевчук, М.П. Зайковская, А.Л. Сиротюк, М.В. Зайковская и другие. Но в работах учёных нет разработанных требований к использованию компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе.
Поэтому необходимо разработать требования к использованию компетентностно-ориентированных заданий как средство формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Проанализируем содержание учебника по окружающему миру для 4 класса УМК «Школа России» на наличие заданий, направленных на формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Для формирования такого компонента учебной мотивации детей младшего школьного возраста как отношение к учебной деятельности , в учебниках представлены задания, в которых прослеживается тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребёнка, с реальными проблемами окружающего мира: опыты, эксперименты [5, с. 14–15,]. В начале каждого раздела учебника имеет место быть рубрика «Что узнаем, чему научимся», благодаря которой ученики ставят перед собой цель, которую необходимо осуществить в период изучения темы, что формирует у детей навыки целеполагания в процессе учебной деятельности» [4]. На формирование учебной активности детей младшего школьного возраста направлены задания: исследовательские и проекты [5]. С помощью разделов для самопроверки учебного занятия, имеющихся в учебнике, у детей формируются навыки рефлексии результатов учебной деятельности [4].
Проанализировав учебник по окружающему миру учебно-методического комплекса «Школа России» за 4 класс, можем сделать вывод, что материал учебников ориентирован на формирование всех компонентов учебной деятельности (отношение к учебной деятельности, целеполагание, учебную активность и рефлексию). Как мы можем заметить, в данном учебно-методическом комплексе созданы условия для развития учебной мотивации младших школьников, используются интересные приёмы и методы. Но в учебнике не представлены компетентностно-ориентированные задания.
Рассмотрим опыт использования компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе учителей начальных классов.
Лущик О.А. в методических рекомендациях для учителей указывает о необходимости изучить литературу и разработать компетентностно-ориентированные задания в соответствии с правилами, тогда у учителя будет возможность формировать ключевые компетенции детей младшего школьного возраста посредством компетентностно-ориентированных заданий [3, с.11].
Салтыкова Т.А. отмечает особенности подготовки педагога к уроку с использованием компетентностно-ориентированных заданий: «опираясь на требования к деятельности обучающихся, учитель при подготовке урока определяет, какие аспекты ключевых компетентностей можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе освоения темы обучающимся можно предложить компетентностно-ориентированное задание»[6,с.17]. Педагогу необходимо чётко понимать, что он будет формировать, развивать у детей младшего школьного возраста посредством использования компетентностно-ориентированных заданий.
Улякина Е.В. в своей педагогической практике использует компетентностно-ориентированные задания на различных уроках. Учитель организует такую учебную деятельность, в процессе которой бы формировались компетентности. При использовании компетентностно-ориентированных заданий , необходимо обеспечить детей наглядными, печатными и другими дополнительными материалами. А также необходимо обеспечить практическую значимость содержания компетентностно-ориентированного задания, которое подразумевает моделирование детьми практической, жизненной ситуации и строится на актуальном для учащихся материале [7,с.163].
На основании изученного педагогического опыта, мы приходим к выводу, что педагогу необходимо соблюдать ряд требований при использовании компетентностно-ориентированных заданий.
Выделим требования, которым должны соответствовать компетентностно-ориентированные задания по окружающему миру, направленные на формирование учебной мотивации детей младшего школьного:
• Учителю необходимо определить цель использования компетентностно-ориентированного задания, разработать стратегию по достижению запланированной цели;
• Важно чередовать индивидуальные и групповые формы работы в ходе работы над компетентностно-ориентированным заданием;
• Должен осуществляться анализ работы каждого обучающегося, оценка его деятельности на каждом этапе работы над заданием;
• Знание учителем теоретической составляющей компетентностно-ориентированных заданий и умение составлять данные задания;
• Подбор ситуаций практико-ориентированного и личностно-значимого содержания для составления компетентностно-ориентированного задания (например о покупке продуктов, подготовке к праздникам и т.д.);
• Необходимо замотивировать детей к выполнению компетентностно-ориентированного задания (создание личностно-значимого «стимула» как компонента задания);
• Организация субъектной деятельности учеников( путём презентации полученных результатов в парах или группах);
• Создавать или подбирать компетентностно-ориентированные задания различного уровня, различных видов для организации дифференцированного обучения;
• По завершению работы над компетентностно-ориентированных необходимо осуществлять оценку деятельности каждого ученика, организовывать рефлексию.
Исходя из выделенных требований к компетентностно-ориентированным заданиям по окружающему миру, направленным на формирование учебной мотивации детей младшего школьного, можно сделать вывод о необходимости предварительной подготовки учителя к уроку с использованием таких заданий. Как нам известно, формирование мотивации к учению младших школьников – длительный процесс, требующий использование специальных методов и средств, одним из которых являются компетентностно-ориентированные задания. Важно правильно и грамотно использовать данные задания на уроке. Поэтому учителю начальных классов следует подробнейшим образом изучить требования к использованию компетентностно-ориентированных заданий по окружающему миру, направленных на формирование учебной мотивации. Выделенные нами требования к использованию компетентностно-ориентированных заданий на уроках окружающего мира с целью формирования учебной мотивации младших школьников, являются необходимыми для соблюдения, тогда мы можем говорить о эффективности использования данной технологии обучения в начальной школе как средства формирования учебной мотивации обучающихся.