Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

REQUIREMENTS TO USE THE COMPETENCE-ORIENTED TASKS ON THE LESSONS OF THE SURROUNDING WORLD WITH THE PURPOSE OF FORMATION OF LEARNING MOTIVATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Tuzhikova V.D. 1 Alexeeva O.V. 1
1 Surgut state pedagogical University
This article considers the possibility of using the competence-oriented tasks as means of formation of learning motivation of primary school children, practice primary school teachers on the use of competence-oriented tasks as a means of forming of educational motivation of children. Highlighted the difficulties faced by teachers when using oriented tasks in primary school. Also the analysis of the textbook for 4 classes at the world educational complex «School of Russia» for the presence of tasks aimed at the formation of learning motivation. The requirements that must be adhered to when using the competence-oriented tasks in primary school with the aim of forming of educational motivation of students.
competence-oriented tasks
training and motivation
requirements for the use of competence-oriented tasks
practice teachers on the use of competence-oriented tasks

Одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является сформированность мотивации к обучению и познанию [8, с.4]. В соответствии с данными требованиями, необходимо подобрать такие средства, методы и приёмы обучения, которые действительно повлияли бы на повышение учебной мотивации детей младшего школьного возраста.

Одним из средств формирования учебной мотивации являются компетентностно-ориентированные задания. Исследования О.К.Долгой показали, что при работе с компетентностно-ориентированными заданиями у обучающихся формируются следующие умения и навыки: умение задавать вопросы и находить правильные ответы; навыки выполнения проектов; владение основными компьютерными программами; умения самостоятельно подбирать материал; умения решать проблемные ситуации [2, с. 115]. А также формируется целеполагание , положительное отношение к учебной деятельности и учебную активность , рефлексию, что является составляющими компонентами учебной мотивации. Следовательно , одним из средств формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста являются компетентностно-ориентированные задания.

Т.И. Голиченко определяет следующую структуру компетентностно-ориентированного задания: стимул (мотив), погружающий в контекст задания и мотивирующий на выполнение; задачная формулировка задания; источник информации; инструмент проверки задания [1, с. 7].

В современных учебниках по окружающему миру КОЗы не представлены. Имеются только задания, которые возможно дополнить всеми недостающими компонентами( перечисленными выше) и получить компетентностно-ориентированные задания.

Проблемой использования компетентностно-ориентированных заданий в учебном процессе занимались В.Л. Зудин, А.Г. Маланов, В.Ф. Шевчук, М.П. Зайковская, А.Л. Сиротюк, М.В. Зайковская и другие. Но в работах учёных нет разработанных требований к использованию компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе.

Поэтому необходимо разработать требования к использованию компетентностно-ориентированных заданий как средство формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста.

Проанализируем содержание учебника по окружающему миру для 4 класса УМК «Школа России» на наличие заданий, направленных на формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Для формирования такого компонента учебной мотивации детей младшего школьного возраста как отношение к учебной деятельности , в учебниках представлены задания, в которых прослеживается тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребёнка, с реальными проблемами окружающего мира: опыты, эксперименты [5, с. 14–15,]. В начале каждого раздела учебника имеет место быть рубрика «Что узнаем, чему научимся», благодаря которой ученики ставят перед собой цель, которую необходимо осуществить в период изучения темы, что формирует у детей навыки целеполагания в процессе учебной деятельности» [4]. На формирование учебной активности детей младшего школьного возраста направлены задания: исследовательские и проекты [5]. С помощью разделов для самопроверки учебного занятия, имеющихся в учебнике, у детей формируются навыки рефлексии результатов учебной деятельности [4].

Проанализировав учебник по окружающему миру учебно-методического комплекса «Школа России» за 4 класс, можем сделать вывод, что материал учебников ориентирован на формирование всех компонентов учебной деятельности (отношение к учебной деятельности, целеполагание, учебную активность и рефлексию). Как мы можем заметить, в данном учебно-методическом комплексе созданы условия для развития учебной мотивации младших школьников, используются интересные приёмы и методы. Но в учебнике не представлены компетентностно-ориентированные задания.

Рассмотрим опыт использования компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе учителей начальных классов.

Лущик О.А. в методических рекомендациях для учителей указывает о необходимости изучить литературу и разработать компетентностно-ориентированные задания в соответствии с правилами, тогда у учителя будет возможность формировать ключевые компетенции детей младшего школьного возраста посредством компетентностно-ориентированных заданий [3, с.11].

Салтыкова Т.А. отмечает особенности подготовки педагога к уроку с использованием компетентностно-ориентированных заданий: «опираясь на требования к деятельности обучающихся, учитель при подготовке урока определяет, какие аспекты ключевых компетентностей можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе освоения темы обучающимся можно предложить компетентностно-ориентированное задание»[6,с.17]. Педагогу необходимо чётко понимать, что он будет формировать, развивать у детей младшего школьного возраста посредством использования компетентностно-ориентированных заданий.

Улякина Е.В. в своей педагогической практике использует компетентностно-ориентированные задания на различных уроках. Учитель организует такую учебную деятельность, в процессе которой бы формировались компетентности. При использовании компетентностно-ориентированных заданий , необходимо обеспечить детей наглядными, печатными и другими дополнительными материалами. А также необходимо обеспечить практическую значимость содержания компетентностно-ориентированного задания, которое подразумевает моделирование детьми практической, жизненной ситуации и строится на актуальном для учащихся материале [7,с.163].

На основании изученного педагогического опыта, мы приходим к выводу, что педагогу необходимо соблюдать ряд требований при использовании компетентностно-ориентированных заданий.

Выделим требования, которым должны соответствовать компетентностно-ориентированные задания по окружающему миру, направленные на формирование учебной мотивации детей младшего школьного:

• Учителю необходимо определить цель использования компетентностно-ориентированного задания, разработать стратегию по достижению запланированной цели;

• Важно чередовать индивидуальные и групповые формы работы в ходе работы над компетентностно-ориентированным заданием;

• Должен осуществляться анализ работы каждого обучающегося, оценка его деятельности на каждом этапе работы над заданием;

• Знание учителем теоретической составляющей компетентностно-ориентированных заданий и умение составлять данные задания;

• Подбор ситуаций практико-ориентированного и личностно-значимого содержания для составления компетентностно-ориентированного задания (например о покупке продуктов, подготовке к праздникам и т.д.);

• Необходимо замотивировать детей к выполнению компетентностно-ориентированного задания (создание личностно-значимого «стимула» как компонента задания);

• Организация субъектной деятельности учеников( путём презентации полученных результатов в парах или группах);

• Создавать или подбирать компетентностно-ориентированные задания различного уровня, различных видов для организации дифференцированного обучения;

• По завершению работы над компетентностно-ориентированных необходимо осуществлять оценку деятельности каждого ученика, организовывать рефлексию.

Исходя из выделенных требований к компетентностно-ориентированным заданиям по окружающему миру, направленным на формирование учебной мотивации детей младшего школьного, можно сделать вывод о необходимости предварительной подготовки учителя к уроку с использованием таких заданий. Как нам известно, формирование мотивации к учению младших школьников – длительный процесс, требующий использование специальных методов и средств, одним из которых являются компетентностно-ориентированные задания. Важно правильно и грамотно использовать данные задания на уроке. Поэтому учителю начальных классов следует подробнейшим образом изучить требования к использованию компетентностно-ориентированных заданий по окружающему миру, направленных на формирование учебной мотивации. Выделенные нами требования к использованию компетентностно-ориентированных заданий на уроках окружающего мира с целью формирования учебной мотивации младших школьников, являются необходимыми для соблюдения, тогда мы можем говорить о эффективности использования данной технологии обучения в начальной школе как средства формирования учебной мотивации обучающихся.