Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE PROJECT «LEARNING FRIENDSHIP» AS A MEANS OF FORMATION OF GOOD PRACTICE AT THE STAGE OF THE FRAMEWORK OF THE FIRST CLASSES

Zmanovskaya A.S. 1 Rotova N.A. 1
1 Surgut state pedagogical University
The peculiarities of the organization of educational work on the rallying of first-graders in the collective are revealed. The plan of educational activities of the teacher of primary general education and its justification is presented. Particular attention is paid to the participation of parents in the activities of the project. At school, a first-grader finds himself in a new, socially significant development situation and parental involvement, moral support of the family, willingness to empathize with successes and failures, is undoubtedly crucial to the formation of the self-esteem of a child of primary school After all, it is through a personal example that parents raise a child morally, and through participation in school activities, each member of the family correlates moral rules and family customs with norms of behavior broadcast in the society.age. The measures proposed in the project are for the class teacher both a means of diagnosing moral relations in the family and a means of implementing psychological and pedagogical education of parents in building adequate child-parent relations. Having a positive experience of communication in the family, children of primary school age will quickly learn to be friends in the classroom.
first-graders
friendly relations
collective
teacher of primary general education
upbringing

Наиболее сложный период для классного руководителя в начальной школе – это формирование коллектива на начальном этапе, когда дети только пришли в первый класс. Решение проблемы формирования доброжелательных отношений в коллективе первоклассников должно быть комплексным и охватывать всех участников образовательного процесса: педагога, родителей, обучающихся. Результат поведения первоклассников складывается из нравственного потенциала личности каждого обучающегося, который, в свою очередь, обусловлен уровнем воспитанности родителей, и, как следствие, влиянием их воспитательных воздействий на ребенка.

Сложность для педагога начального общего образования в создании системы воспитательных мероприятий обусловлена следующими факторами: изучение коммуникативного потенциала обучающихся; уровень самооценки обучающихся; экспертная оценка педагогом коммуникативного, нравственного и эстетического потенциала обучающихся; удовлетворенность родителей уровнем социальной реализации своего ребенка в классном коллективе, что во многом определяется степенью их участия в формировании коллектива первоклассников. На уровень самооценки первоклассников оказывает огромное влияние организация работы в группах (это может быть как организация работы на уроке, так и во внеурочное время) с перераспределением ролей, когда у каждого ребенка реализована возможность быть руководителем группы. На родительском собрании необходимо обсудить с родителями наиболее часто повторяющиеся конфликтные ситуации между детьми в классе, выявить проблемы, являющиеся причиной таких ситуаций с целью создания алгоритма действий для того, чтобы через выявление причин конфликта научить детей как прийти к компромиссу. Предлагаемый проект «Учимся дружить» позволяет задействовать внутренние ресурсы родителей, педагога, обучающихся, способствует развитию коммуникативной компетенции участников, что особенно важно на этапе становления коллектива первоклассников [1; 3]. В помощь классному руководителю предлагаются диагностические средства: тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», методика С.М. Петровой «Пословицы», методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива», методики Е.Н. Степанова [2].

План действий по реализации проекта

Тема, форма воспитательного мероприятия, участники

Решаемая (ые) проблема (ы)

Задачи воспитательного мероприятия по решению проблемы

Планируемые результаты

Тема: «Настоящий мальчишка, какой он?»

Форма: личностно-ориентированный классный час. Участники: обучающиеся первого класса

Недостаточная осведомленность детей о положительных и отрицательных качествах настоящего мальчика

Воспитательные: проанализировать ситуации, в которых оказываются участники путешествия с целью формирования образа качеств, которыми должен обладать настоящий мальчишка. Развивающие: формировать регулятивные УУД – умение оценивать себя по конкретным качествам; формировать коммуникативные УУД – высказывать и аргументировать свое мнение по теме. Образовательные: сформировать представление учащихся о настоящем мальчишке, о его конкретных качествах.

1) Мальчики могут анализировать свое поведение с позиции «Настоящего мальчишки»

2)У детей сформировано представление о качествах присущих настоящему мальчишке.

Тема: «Мир вокруг нас»

Форма: викторина. Участники: обучающиеся, родители

Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Развивающие: развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление

1)Дети освоили правила и умеют работать в коллективе и в малых группах;

2) Дети закрепили и расширили знания по окружающему миру

Тема: «Семья, как много в этом слове»

Классный час

Воспитывать любовь и уважение к семье, как общенациональной ценности, основе духовности и единства народа

Воспитательные: формировать представления о жизненном идеале семьи; уважение к членам семьи; навыки семейной дипломатии; раскрыть значение семьи в жизни каждого человека

1)Дети совместно с родителями разрабатывают правила семейной дипломатии

2)У детей формируется представление о ценности семьи

3)Родители продолжают формировать ценностное отношение к семье, вне школы

Тема: «День здоровья». Эстафета «В здоровом теле, здоровый дух». Участники: команды родителей и детей

Недостаточный интерес детей к ведению здорового образа жизни.

Воспитательные: формировать интерес детей к здоровому образу жизни; способствовать воспитанию бережного отношения к собственному здоровью. Развивающие: побудить заниматься физкультурой, соблюдать правила личной гигиены, правильного здорового питания. Образовательные:

помочь детям задуматься о ценности здоровья, о том, что вредно и что полезно для здоровья.

1) Дети побуждают родителей вести здоровый образ жизни

2)Дети и родители демонстрируют способности в занятиях физической культурой

3)У детей сформировано представление о ценности здоровья

 

Название проекта: «Учимся дружить». Вид проекта: краткосрочный, практикоориентированный. Целевая группа: обучающиеся 1 класса общеобразовательной школы. Время реализации проекта: один месяц.

Обоснование актуальности проекта. Одной из важнейших задач системы общественного и семейного воспитания является подготовка подрастающего поколения к жизни в обществе – формирование умения работать согласованно, договариваться о распределении обязанностей, намечать последовательность работы, оказывать помощь друг другу, воспитывать стремление трудиться на общую пользу, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми. Способность ребенка действовать совместно с другими – один из важнейших факторов его готовности к жизни в обществе. Между тем опыт показывает, что часть детей не обладают даже элементарными навыками взаимодействия.

Цель: формирование положительных и доброжелательных отношений между учащимися внутри классного коллектива.

Задачи: развить навыки умения работать в микрогруппах, развивать навыки умения работать в коллективе, сформировать понимание и принятие правил работы в коллективе.

Механизмы реализации проекта и их обоснование

Методы воспитания: методы формирования сознания или убеждения: беседа, анализ воспитывающих ситуаций; методы организации деятельности и формирования опыта поведения: коллективного планирования, коллективного анализа, взаимоанализа, игры, создание воспитывающих ситуаций, поручения; методы стимулирования и коррекции деятельности: поощрения, естественных последствий, соревнования, субъективно-прагматический; методы личностно-ориентированного воспитания: выбора, рефлексии, педагогической поддержки, диалога, самовоспитания, создания ситуации успеха и творчества, диагностические. Формы воспитания: викторина, эстафета, классный час. Средства воспитания: общение, учение, труд, игра. Технологии воспитания: диалоговые, игровые, рефлексивные, педагогической поддержки. При организации работы в группе важным условием эффективности воспитательной работы будет создание возможности каждому из участников побывать в разных ролях: и ведущего, и командира, и исполнителя.

Планируемые результаты для обучающихся. Личностные результаты: дети будут выполнять правила поведения и работы в команде, будут уметь работать в микрогруппах и команде. Метапредметные результаты: успешная адаптация в учебной деятельности позволяет быстрее включаться в коллективное взаимодействие, дети положительно и активно относятся к коллективной деятельности, готовы давать объективную оценку себе и другим, нацелены на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд.