Наиболее сложный период для классного руководителя в начальной школе – это формирование коллектива на начальном этапе, когда дети только пришли в первый класс. Решение проблемы формирования доброжелательных отношений в коллективе первоклассников должно быть комплексным и охватывать всех участников образовательного процесса: педагога, родителей, обучающихся. Результат поведения первоклассников складывается из нравственного потенциала личности каждого обучающегося, который, в свою очередь, обусловлен уровнем воспитанности родителей, и, как следствие, влиянием их воспитательных воздействий на ребенка.
Сложность для педагога начального общего образования в создании системы воспитательных мероприятий обусловлена следующими факторами: изучение коммуникативного потенциала обучающихся; уровень самооценки обучающихся; экспертная оценка педагогом коммуникативного, нравственного и эстетического потенциала обучающихся; удовлетворенность родителей уровнем социальной реализации своего ребенка в классном коллективе, что во многом определяется степенью их участия в формировании коллектива первоклассников. На уровень самооценки первоклассников оказывает огромное влияние организация работы в группах (это может быть как организация работы на уроке, так и во внеурочное время) с перераспределением ролей, когда у каждого ребенка реализована возможность быть руководителем группы. На родительском собрании необходимо обсудить с родителями наиболее часто повторяющиеся конфликтные ситуации между детьми в классе, выявить проблемы, являющиеся причиной таких ситуаций с целью создания алгоритма действий для того, чтобы через выявление причин конфликта научить детей как прийти к компромиссу. Предлагаемый проект «Учимся дружить» позволяет задействовать внутренние ресурсы родителей, педагога, обучающихся, способствует развитию коммуникативной компетенции участников, что особенно важно на этапе становления коллектива первоклассников [1; 3]. В помощь классному руководителю предлагаются диагностические средства: тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», методика С.М. Петровой «Пословицы», методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива», методики Е.Н. Степанова [2].
План действий по реализации проекта
Тема, форма воспитательного мероприятия, участники |
Решаемая (ые) проблема (ы) |
Задачи воспитательного мероприятия по решению проблемы |
Планируемые результаты |
Тема: «Настоящий мальчишка, какой он?» Форма: личностно-ориентированный классный час. Участники: обучающиеся первого класса |
Недостаточная осведомленность детей о положительных и отрицательных качествах настоящего мальчика |
Воспитательные: проанализировать ситуации, в которых оказываются участники путешествия с целью формирования образа качеств, которыми должен обладать настоящий мальчишка. Развивающие: формировать регулятивные УУД – умение оценивать себя по конкретным качествам; формировать коммуникативные УУД – высказывать и аргументировать свое мнение по теме. Образовательные: сформировать представление учащихся о настоящем мальчишке, о его конкретных качествах. |
1) Мальчики могут анализировать свое поведение с позиции «Настоящего мальчишки» 2)У детей сформировано представление о качествах присущих настоящему мальчишке. |
Тема: «Мир вокруг нас» Форма: викторина. Участники: обучающиеся, родители |
Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру |
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре. Развивающие: развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление |
1)Дети освоили правила и умеют работать в коллективе и в малых группах; 2) Дети закрепили и расширили знания по окружающему миру |
Тема: «Семья, как много в этом слове» Классный час |
Воспитывать любовь и уважение к семье, как общенациональной ценности, основе духовности и единства народа |
Воспитательные: формировать представления о жизненном идеале семьи; уважение к членам семьи; навыки семейной дипломатии; раскрыть значение семьи в жизни каждого человека |
1)Дети совместно с родителями разрабатывают правила семейной дипломатии 2)У детей формируется представление о ценности семьи 3)Родители продолжают формировать ценностное отношение к семье, вне школы |
Тема: «День здоровья». Эстафета «В здоровом теле, здоровый дух». Участники: команды родителей и детей |
Недостаточный интерес детей к ведению здорового образа жизни. |
Воспитательные: формировать интерес детей к здоровому образу жизни; способствовать воспитанию бережного отношения к собственному здоровью. Развивающие: побудить заниматься физкультурой, соблюдать правила личной гигиены, правильного здорового питания. Образовательные: помочь детям задуматься о ценности здоровья, о том, что вредно и что полезно для здоровья. |
1) Дети побуждают родителей вести здоровый образ жизни 2)Дети и родители демонстрируют способности в занятиях физической культурой 3)У детей сформировано представление о ценности здоровья |
Название проекта: «Учимся дружить». Вид проекта: краткосрочный, практикоориентированный. Целевая группа: обучающиеся 1 класса общеобразовательной школы. Время реализации проекта: один месяц.
Обоснование актуальности проекта. Одной из важнейших задач системы общественного и семейного воспитания является подготовка подрастающего поколения к жизни в обществе – формирование умения работать согласованно, договариваться о распределении обязанностей, намечать последовательность работы, оказывать помощь друг другу, воспитывать стремление трудиться на общую пользу, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми. Способность ребенка действовать совместно с другими – один из важнейших факторов его готовности к жизни в обществе. Между тем опыт показывает, что часть детей не обладают даже элементарными навыками взаимодействия.
Цель: формирование положительных и доброжелательных отношений между учащимися внутри классного коллектива.
Задачи: развить навыки умения работать в микрогруппах, развивать навыки умения работать в коллективе, сформировать понимание и принятие правил работы в коллективе.
Механизмы реализации проекта и их обоснование
Методы воспитания: методы формирования сознания или убеждения: беседа, анализ воспитывающих ситуаций; методы организации деятельности и формирования опыта поведения: коллективного планирования, коллективного анализа, взаимоанализа, игры, создание воспитывающих ситуаций, поручения; методы стимулирования и коррекции деятельности: поощрения, естественных последствий, соревнования, субъективно-прагматический; методы личностно-ориентированного воспитания: выбора, рефлексии, педагогической поддержки, диалога, самовоспитания, создания ситуации успеха и творчества, диагностические. Формы воспитания: викторина, эстафета, классный час. Средства воспитания: общение, учение, труд, игра. Технологии воспитания: диалоговые, игровые, рефлексивные, педагогической поддержки. При организации работы в группе важным условием эффективности воспитательной работы будет создание возможности каждому из участников побывать в разных ролях: и ведущего, и командира, и исполнителя.
Планируемые результаты для обучающихся. Личностные результаты: дети будут выполнять правила поведения и работы в команде, будут уметь работать в микрогруппах и команде. Метапредметные результаты: успешная адаптация в учебной деятельности позволяет быстрее включаться в коллективное взаимодействие, дети положительно и активно относятся к коллективной деятельности, готовы давать объективную оценку себе и другим, нацелены на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд.