Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN ACTIVATION OF LIFE RESOURCES RECEIVERS OF SERVICES IN SOCIAL INSTITUTIONS OF STATIONARY FORM OF SERVICE

Golub A.A. 1 Demyanova L.M. 1 Usenko S.V. 1
1 Southern Federal University
The article highlights aspects of the organization of the system of social services for the population, as well as theoretical aspects of the work of institutions. At the example of the Rostov Region, the organization of the successful functioning of the state system of rendering services to citizens is displayed, as a confirmation of which the author presents quantitative indicators – statistical data, as well as qualitative ones – describing the activity of the establishment of this sphere, namely «Taganrog Boarding House for the Elderly and Disabled №2». The work experience of the boarding school is presented to a detailed consideration, in particular, in the direction of activating the resources of beneficiaries, within the framework of which various methods and methods of therapy are used – from traditional training in physical culture, inclusion in socio-cultural activities to little-known activities – adaptive tourism, which in the experience of the boarding school acquired a new, motivational component.
physical culture
social services
social institution
boarding school for the elderly and disabled
elderly
adaptive tourism

Повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан – одно из основных обязательств современного социального государства. Тип социального обслуживания инвалидов и престарелых, характерный для российской действительности, в основном, направлен на социальную помощь и реабилитацию данной категорий населения. Однако на фоне увеличения потребности в подобной помощи, в свою очередь, актуализируется весь спектр услуг, способных не только удовлетворять потребности благополучателей, но активизировать их внутренние жизненные ресурсы. Система социального обслуживания указанной категории населения – это сформированная система, включающая разнообразные виды, формы и типы учреждений. Так, в Ростовской области ежегодно более 400 тыс. пожилых граждан и инвалидов получают социальные услуги в 151 учреждении социального обслуживания (88 областных и 63 муниципальных) [2].

Среди указанных учреждений многочисленными и востребованными являются дома-интернаты.

Состояние каждой составляющей здоровья – физической, психологической и социальной во многом зависит от организации работы учреждения, его расположения, планировки, обстановки, досуга и занятости, социально-медицинской помощи, степени контактов живущих с внешним миром [1].

Помимо имеющихся болезней, имеющих значительное негативное влияние, у получателей услуг существенно усугубляется процесс как самой адаптации к условиям проживания, так и самочувствие при дальнейшем пребывании в учреждении, поскольку находятся изолированными от общественности, в состоянии одиночества. Вероятным фактором, препятствующим ускорению реабилитации клиентов, является угнетенное психологическое состояние – депрессия.

Мотивирование у постояльцев домов-интернатов существенно разнится с клиентами иных социальных учреждений, а в некоторых случаях вовсе отсутствует.

Проживающие в подобных учреждениях нуждаются в создании индивидуальных режимов адаптации, общественно-трудовой, культурно-досуговой жизни. Указанный подход ориентирован, прежде всего, на поддержание социально активных людей, реализации их интересов, навыков, умений, потребностей в общении, а также бытовой и социальной адаптации. Для таких получателей социальных услуг важно ощущение включенности и востребованности в различных сферах жизни учреждения.

Постепенно клиент становится не столько объектом, сколько полноправным субъектом социального обслуживания. Трудотерапия, участие в культурных мероприятиях, формирование групп самопомощи, – все это направлено на повышение самооценки и изменение его жизненных ориентиров. При неоднократном получении социальных услуг он субъективно рассматривает себя в принципиально иной иерархии социальных статусов и ролей, ощущается подъем жизненных сил, меняются жизненные перспективы [2].

На сегодняшний день в Реестре поставщиков социальных услуг Ростовской области находится 18 домов-интернатов для престарелых инвалидов. Немалый опыт работы с активизацией ресурсов на практике в учреждениях интернатного типа для престарелых и инвалидов имеется ГБУСОН «Таганрогский дом-интернат для престарелых и инвалидов №2».

ДИПИ – это развивающееся вместе с обществом место, перед сотрудниками которого стоят и социальные задачи, заключающиеся в комплексном воздействии на состояние благополучателей, число которых по состоянию на декабрь 2017 г. – 350 чел. Для поддержания их удовлетворительного состояния здоровья и самочувствия, в целом, используются различные направления, способы, методики работы.

Так, в рамках лечебной физической культуры инструктором проводятся занятия в оснащенном необходимым инвентарем кабинетом. Развитие различных групп мыщц оказывает влияние одновременно и на психологическое здоровье – чувства, эмоции, на основании которых формируется положительная установка к жизни и т.д. Восстановительная активность ведется и среди неподвижных благополучателей, положительный эффект которой очевиден – проявляется, в отдельных случаях, как полная реабилитация больного с тяжелыми травмами тазобедренных суставов.

Для клиентов учреждений такого типа немало важным есть и возможность участия в мероприятиях как культурно-творческого, так и спортивно-состязательного характера. Непосредственное включение в среду, фактором успеха в которой будет личностный вклад участника, способно выявить дополнительные ресурсы не только для поддержания стабильного удовлетворительного состояния здоровья, но и его дальнейшего улучшения. На базе ДИПИ ежегодно проводятся сезонные спартакиады с привлечением судей-профессиональных спортсменов, волонтеров из числа студентов. Для более эффективной адаптации клиентов привлекаются также благополучатели из иных учреждений – психоневрологических интернатов, центров социального обслуживания, общественных организаций (в т.ч. Всероссийского общества инвалидов) и т.д. Также клиенты интерната являются постоянными участниками, призерами городских спартакиад.

Желание к возможному преодолению недугов поддерживается у получателей услуг при помощи сравнительно нового в опыте социальных учреждений инструмента – инватуризма. Адаптивный туризм включает в себя целую отрасль туристической деятельности, направленную на круг лиц с особыми потребностями во время путешествий во внешней, природной, среде.

В практике «Таганрогского дома-интерната для престарелых и инвалидов №2» он имеет особый характер, поскольку в качестве сопровождающего лица выступает человек – пример проявления волевых качеств, активизации внутреннего потенциала на пути к социальной реабилитации, успешной адаптации к недугу. Так, с клиентами в доверительной, неформальной обстановке имели возможность общения председатель Комитета по инвалидному спорту г. Таганрога Стрельникова Г.Д., член попечительского (общественного) совета при доме-интернате, обладатель звания «Человек планеты», житель г. Таганрога Сергей Бурлаков. Посещение в округе объектов необыкновенной силы, среди которых «Живоносный Источник» – Храм иконы Божией Матери в с. Петровка Мясниковского района, места у р. Миус и др. оказывает глубокое влияние на подопечных, доказывая необходимость по введению методики в широких кругах.

В целом, реализация социальными учреждениями практики социальной помощи представителям старшего поколения, которые оказались в сложной жизненной ситуации, имеет особое воздействие на последних. Достичь максимального эффекта в активизации ресурсов пожилых людей возможно при интеграции медицинских и социальных технологий поддержки клиентов пожилого возраст.

Таким образом доказывается результативность социально-терапевтических мероприятий в целях повышения адаптивных жизненных ресурсов, укрепления здоровья и восстановления утраченных функций благополучателей в социальных учреждениях стационарного типа для престарелых и инвалидов. Однако продолжает существовать острая потребность в их теоретическом и научном обосновании, что возлагается, в свою очередь, на систему образовательных учреждений, выполняющих подготовку специалистов в области социальной работы, медицины и спорта.