С ростом промышленного производства и гражданского строительства происходит постоянное увеличение спроса на энергоносители. Одним из наиболее важных и высокотехнологичных решений является оснащение небольших производственных предприятий и частных домов системами автономного газоснабжения на базе так называемых газгольдеров.
На этом позитивном фоне растут и продажи газового оборудования многоцелевого назначения, включая испарительные установки, автоматизированные узлы слива, компрессоры и даже передвижные заправочные комплексы (автогазовозы) для доставки сжиженного углеводородного газа оптовому или конечному потребителю.
Индивидуальные потребители, расположенные вблизи кустовых баз или газонаполнительных станций (до 30/50 км), получают сжиженные газы непосредственно с КБ или ГНС в баллонах. Баллоны доставляются бортовыми автомобилями грузоподъемностью до 2,5 т или специальными автомобилями, приспособленными для развозки баллонов.
При больших расстояниях от индивидуальных потребителей до КБ и ГНС непосредственная доставка сжиженных газов становится нерациональной. В таких случаях организуются промежуточные пункты обмена баллонов (ПОБ). Баллоны, заправленные на КБ и ГНС, доставляются на такие промежуточные пункты в большегрузных автомобилях (бортовых или специально приспособленных).
На промежуточных пунктах производится разлив сжиженных газов в баллоны, куда сжиженные газы с КБ и ГНС доставляются в автоцистернах. В зависимости от установленного на промежуточных пунктах оборудования сжиженные газы из автоцистерн могут сливаться в емкость, соединенную с наполнительной рампой или непосредственно в баллоны посредством подключения автоцистерн к наполнительной рампе. Баллоны, заправленные на промежуточном пункте обмена баллонов, доставляются автотранспортом потребителю. Таким образом, сжиженный газ доставляется потребителю автотранспортом в баллонах непосредственно с ГНС или через ПОБ [1].
Автотранспорт баллонов можно разделить на два вида: специальными (баллоновозами) и бортовыми автомобилями.
Обычные бортовые грузовые автомобили, применяемые для перевозки баллонов, в настоящее время заменяются специально оборудованными. Это позволяет значительно облегчить погрузку и разгрузку наполненных баллонов в пунктах доставки.
Специальные автомобили предназначены для перевозки баллонов со сжиженным газом в ячейках кузова. Кузов спецавтомобиля представляет собой сваренный из труб и уголков каркас, в ячейки которого помещают в горизонтальном положении вентилями к середине кузова баллоны. Баллоны укладывают на подвесные ролики, обтянутые резиновыми трубками, смягчающими удары. Подвесные ролики облегчают погрузку и разгрузку баллонов в автомобиль. В кузове баллоны укладывают в шахматном порядке, что позволило уменьшить его размеры. Верхней частью баллоны упираются в деревянную перегородку с отверстиями для колпаков с вентилями, что исключает их сталкивание. Чтобы баллоны не выпадали из ячеек при перевозке, их запирают штангами, помещенными в специальные кронштейны. Каркас для размещения баллонов устанавливается на раме шасси и крепится к пей системой уголков. В ячейке помещается тележка для развозки баллонов. От нагрева солнечными лучами баллоны защищает теневой кожух , выполненный в виде разделенной брезентовой крыши, собранной на каркасе из дюралевых уголков. Автомобиль снабжается двумя углекислотными огнетушителями. а глушитель двигателя вынесен вперед. По обеим сторонам кабины проходит красная полоса с надписью: «Пропан. Огнеопасно». Автомобиль рассчитан на перевозку баллонов вместимостью 50 л [2].
В настоящее время нет еще автомобилей, удовлетворяющих всем требованиям транспортировки баллонов. Основные требования к таким автомобилям: устройство кузова должно допускать механизацию, а в дальнейшем и автоматизацию погрузки заправленных баллонов и выгрузки пустых на ГНС; при транспортировке баллоны должны быть надежно закреплены, конструкция не должна допускать повреждения баллонов, истирания краски и выпадания баллонов; машина должна иметь защиту от нагрева солнечными лучами; проходимость по узким улицам с заснеженным покровом или в распутицу; возможность разгрузки па узких улицах поселков с кюветами по сторонам; возможность одному человеку снять любой баллон; наклон автомобиля не должен приводить к выпаданию баллонов при разгрузке.
Баллоновоз служит для перевозки баллонов вместимостью 50 л, которые укладываются горизонтально в 2 ряда вентилями к осевой продольной линии в 2 яруса.
В последнее время для перевозки баллонов часто применяют автопоезда, образованные соединением автомобиля-тягача с полуприцепом [3].
Краткая техническая характеристика спецавтомобиля и автопоездов представлена в табл. 1.
Таблица 1
Краткая техническая характеристика спецавтомобиля и автопоездов
Тип автомобиля |
Габаритные размеры, мм |
Число перевозимых баллонов вместимостью 27 л |
Масса газа в баллонах, кг |
База автомобиля |
Тип полуприцепа |
Спецавтомобиль Автопоезд |
6147 1970 2250 10950 2500 |
ГАЗ-53 МАЗ-504 |
МАЗ-5245 |
||
АП Автопоезд АП-1 |
3180 9050 2310 2505 |
ЗИЛ-13081 |
ММЗ-548 |
Таблица 2
Характеристики скользящих емкостей
Страна |
Тип емкости |
Объем, м3 |
Диаметр, мм |
Коэффициент металлоемкости |
Россия |
Съемный резервуар РС-1600 |
1,597 |
0,985 |
|
Англия |
Сферическая емкость |
1,6 |
0,725 |
|
США |
Горизонтальная емкость |
0,41 |
4,37 |
|
Германия |
Горизонтальная емкость |
3,68 |
7,36 |
Доставка СУГ в последнее время может быть осуществлена специальным транспортом, использующим стационарные резервуары от полутонны до 3,5 тонн, именно такие сосуды и получили название «скользящие».
3а рубежом транспорт сжиженного газа в «скользящих» емкостях получил широкое распространение. Фирма «БеаиртАмф» (США) изготавливает эмалированные «скользящие» емкости с предполагаемым сроком службы до 50 лет.
В Англии «скользящие» емкости транспортируют специальными автомобилями, оборудованными гидравлическими кранами. По территории газонаполнительной станции (ГНС) «скользящие» емкости транспортируют с помощью специального приспособления, оборудованного ручной лебедкой для подъема и опускания емкости.
Во Франции каждый потребитель сжиженного газа имеет свой способ погрузки, разгрузки и транспортировки «скользящих» емкостей. Одни используют специальные автомобили с консольными кранами, другие – площадку кузова грузовика или специальные прицепы. Емкости на ГНС погружают в кузов автомобиля автопогрузчиками.
Увеличение объема «скользящей» емкости ведет к уменьшению транспортных расходов, однако она должна удовлетворять условиям погрузо-разгрузочных работ и быть транспортабельной. Расчеты показывают, что наиболее рациональный объем «скользящей» емкости 7 м3, при длине 2600 мм и диаметре обечайки 2000 мм.
В России для газообеспечения розничного потребителя, а это могут быть кемпинги, туристические базы, небольшие дома отдыха и санатории, применяются съемные резервуары, работающие под давлением марки РС-1600. Сам сосуд представляет из себя 2 полусферических днища и тело обечайки с применением малоуглеродистой, а в некоторых случаях, кислотостойкой стали. Снизу тела сосуда приварены четыре опоры для возможности обеспечения горизонтального размещения на шасси, а в центре сосуда расположены бобышки, имеющие нарезные отверстия для подключения запорной и предохранительной арматуры. Для защиты сосуда от возможности повышения давления или создания избыточного давления внутри тела резервуара применяется сбросной предохранительный клапан (ПСК). размещение на платформе автотягача осуществляется при помощи 4-тонного крана. А если перевозке подлежат более 2-х резервуаров, то между ними устанавливают простые деревянные бруски. Характеристики скользящих емкостей приведены в табл. 2 [4].
Применение резервуаров РС-1600 позволило народному хозяйству страны значительно снизить удельные затраты на перевозку 1 тонны транспортируемого газа СУГ. Расходы, связанные с перевозкой углеводородов указанным способом снижаются против традиционного баллонного способа на 25 %. Такой способ снабжения сжиженным газом отдаленных хозяйств очень удобен и выгоден.