Одним из наиболее актуальных вопросов жилищной сферы является признание жилого помещения непригодным для проживания в нем людей. Эта проблема с каждым годом набирает всё больший оборот, но муниципальные власти всячески стараются её приглушить, завуалировать либо по-другому охарактеризовать текущее положение дел. И их можно понять, так как на это имеется ряд причин. Самой главной причиной является тот факт, что это технически возможно, но в муниципальном бюджете нет таких средств, чтобы привести все непригодное жилье в пригодное состояние.
Следующей причиной является то, что организации, занимающиеся контролем над жильем, преследуют задачу поддержания эксплуатируемого жилого фонда в состоянии, позволяющем обходиться текущими ремонтами, реже капитальными и практически никогда – реконструкцией. Данная ситуация объясняется тем, что задача отселения жильцов того или иного дома для проведения реконструкции физически является практически нереальной. Ведь некуда временно отселять жильцов всего дома, да и не хватает бюджета на проведение строительных работ и проведение реконструкции, либо усиляющих мероприятий. В обозримом будущем степень критичности этой проблемы будет только увеличиваться – сколько у нас в стране домов, которые относятся к категории ветхого жилья? А ведь в них живут люди, в подавляющей своей массе не имеющие возможности купить новое жилье.
Начиная с 1991 года, капитальный ремонт жилых зданий на территории Российской Федерации был практически прекращен, в связи с этим состояние жилищного фонда принимает пессимистичную динамику. По данным Федеральной антимонопольной службы, капитального ремонта требует более 55 % многоквартирных зданий в России и около 3 % жилищного фонда страны находится в ветхом или аварийном состоянии. Техническое состояние жилых домов (их элементов) устанавливается по показателю физического износа, характеризующему степень утраты первоначальных эксплуатационных свойств. Динамику физического износа можно посмотреть на рисунке.
Динамика физического износа – 1 и экспоненциальная модель – 2
План переселения граждан из аварийного и ветхого жилья в 2017 году был выполнен лишь на 4 %, переселены чуть более 1,5 тысячи человек из запланированных 42 тысяч. Проведя анализ сложившейся ситуации, можно сказать, что проблема с каждым годом нарастает, набирая обороты – количество аварийного и ветхого жилья увеличивается в геометрической прогрессии [1].
При том, что вопрос не только в неэффективном использовании бюджетных средств, но и в том, что научно-обоснованные методы и инновационные технологии не используются в процессе нового строительства и капитального ремонта жилищного фонда.
Эффективное решение данной проблемы невозможно без активного участия ученых, инновационных предприятий, инвесторов, строительного и жилищно-коммунального бизнеса. Ведь темпы нарастания объемов аварийного и ветхого жилья в 2–3 раза превышают темпы строительства нового, а качество эксплуатации домов в ряде случаев снижает предельно допустимые межремонтные сроки. В аналогичном критическом состоянии находятся все инженерные системы и трубопроводные сети отопления, водоснабжения и водоотведения. Поэтому проблема переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда в последующем будет лишь усугубляться.
Предельно допустимые сроки для переселения граждан составляют не более 6—7 лет, а объем требуемого финансирования программы переселения и проведения капитального ремонта жилищного фонда – около 9 трлн р., которых нет ни у государства, ни у населения. В связи с этим становится очевидным, что проблема переселения граждан требует постановки и решения задачи оптимизации всех видов ресурсов для повышения темпов нового строительства, снижения себестоимости и повышения эффективности организации его эксплуатации.[3]
При этом частными научными задачами оптимизации являются задачи, учитывающие особенности каждого региона:
– выбор оптимальных архитектурных проектов;
– оптимальных инженерно-конструкторских решений и энергосберегающих стройматериалов;
– энергоэффективных трубопроводных систем тепло-, водоснабжения и энергообеспечения;
– современных систем утилизации бытовых отходов и обеспечения экологической безопасности территорий;
– систем экономного потребления воды, тепла, энергоресурсов;
– альтернативных источников энергии;
– разработки и внедрения инновационных материалов и перспективных архитектурно-конструкторских решений для стройиндустрии будущего.
Для создания информационной системы мониторинга технического состояния зданий и инженерных сооружений предлагается совместно использовать:
• статистическую методику с учетом восстановления конструкций, основанную на показателях физического износа, усиленную методом экспертных оценок;
• параметрические методы, основанные на изменении одного из характерных параметров конструкции (прочность бетона, коррозионный износ арматуры, совместность работы арматуры и бетона);
• метод «нагрузка – несущая способность», учитывающий одновременное изменение нагрузок и несущей способности конструкции;
• метод «нагрузка – деформация», учитывающий возможность появления в конструкции сверхнормативных деформаций при старении материалов и вероятном изменении нагрузок.
Не стоит забывать, что существует законопроект об избавлении жителей ветхого жилья от платы за капремонт. Сегодня капитальный ремонт по закону не оплачивают жители домов, признанных аварийными. Авторы проекта поясняют, что ветхими в России считаются здания, конструкция которых имеет определенный износ: для каменных домов это свыше 70 процентов, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард – свыше 65 процентов. Их капитальный ремонт, по мнению авторов проекта, – финансово затратный и неэффективный, «а для собственника ветхого жилого помещения наступают неблагоприятные последствия в невозможности его использования в будущем [6]. Между тем существует и противоположное мнение о том, что если ветхие строения перестать ремонтировать, то через какое-то время они превратятся в аварийные, что грозит разрушением крыши, стен, несущих конструкций и может привести к травмам и гибели людей. Следовательно, нужно не освобождать жильцов от взносов, а обязать региональные власти делать ремонт в ветхих строениях в первую очередь. Существует проблема и в несовершенстве ряда законодательных региональных программ. Например, в Омске под программу расселения не попа- дали жители дома, признанного памятником регионального значения.[5] В связи с чем омичей обязали реконструировать ветхие дома за свой счет [7]. Вышеперечисленные проблемы совершенно не значат, что с самого начала цель и средства правоприменителей были несправедливыми. Закон мог стать в некоторых случаях несправедливым уже в процессе применения нормы права в связи с изменением тех отношений, на регулирование которых правовая норма направлена. Субъект также может считать несправедливыми содержание правового требования, которое заключено в норме права, вид и пределы ответственности. Но каким бы неправильным не представлялось отступление от того или иного закона, это не допустимо до тех пор, пока соответствующий закон не будет изменен компетентным правотворческим органом. Если правоприменяющий орган придет к выводу о несправедливости той или иной юридической нормы, это не освобождает его от строгого и неуклонного ее исполнения. Однако свое мнение он может и должен довести до соответствующего правотворческого органа [8]. Таким образом, основной задачей государства в жилищной политике должно стать решение проблем в сфере переселения граждан из ветхого, аварийного жилья. Всем гражданам страны должны быть созданы безопасные и благополучные условия проживания. Только совместная работа всех заинтересованных сторон над решением рассматриваемой проблемы может привести к положительным результатам.