В настоящее время внедрение информационных технологий в практику работы лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) признано одним из самых эффективных средств повышения доступности и качества медицинской помощи [1]. Такой результат достигается путем внедрения электронного медицинского документооборота повышении информативности, сохранности и доступности медицинской информации, повсеместного учета и контроля всех процессов, происходящих в ЛПУ, существенном снижении трудозатрат персонала ЛПУ по оформлению учетной документации и формированию необходимой статистической отчетности (оперативной и государственной). Важную роль играют такие возможности, как планирование рабочего времени, финансово-экономический учет и персонифицированный учет лекарственных средств, и прочие функции [2]. При этом в настоящее время все большее внимание уделяется клинически-ориентированным информационным системам, способным не просто реализовать административно-хозяйственный учет по предъявляемым социально-экономическим требованиям, но и предоставить ЛПУ возможность использования электронной истории болезни и функции повышения эффективности управления ЛПУ [3].
Многие российские лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) в своей деятельности активно прибегают к услугам комплексных медицинских информационных систем (МИС). Использование подобных систем, которые представляют собой целостный (универсальный) программный продукт, позволяет перейти на качественно новый уровень руководства деятельностью медучреждения и оказания медицинских услуг населению [4].
Т.е., медицинская информационная система (МИС) представляет совокупность социально-экономических требований и программно-технических средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов, протекающих в медицинском учреждении, включая проведение телемедицинских консультаций [5].
Исходя из этого определения и учёта социально-экономических требований, целями создания МИС являются:
1. Создание единого информационного пространства;
2. Мониторинг и управление качества медицинской помощи;
3. Повышения прозрачности деятельности медицинских учреждений и эффективности принимаемых управленческих решений;
4. Анализ экономических аспектов оказания медицинской помощи;
5. Сокращение сроков обследования и лечения пациентов;
6. Внедрение МИС имеет положительный эффект для всех участников системы здравоохранения.
Ниже в таблице представлены критерии работы приёмного отделения.
Функции и критерии работы приемного отделения
Индекс функции |
Название функции |
Критерий |
Значение критерия |
В результате разработки |
1 |
Регистрация |
Время выполнения функции в целом |
10 мин |
9 мин |
2 |
Заполнение статистической карты |
Время выполнения функции в целом |
5 мин |
2мин |
3 |
Распределение в палаты |
Время выполнения функции в целом |
10 мин |
5 мин |
4 |
Запрос консультанта на осмотр |
Время выполнения функции в целом |
10 мин |
3 мин |
5 |
Осмотр специалистом-консультантом |
Время выполнения функции в целом |
20 мин |
20 мин |
6 |
Назначение обследования |
Время выполнения функции в целом |
10 мин |
10 мин |
7 |
Заполнение истории болезни |
Время выполнения функции в целом |
15 мин |
5 мин |
Степень автоматизации |
нет |
МИС |
||
8 |
Обоснование в госпитализации |
Время выполнения функции в целом |
3 мин |
20 сек |
9 |
Выписка |
Время выполнения функции в целом |
10 мин |
1 мин |
10 |
Формирование ежедневных сводок |
Время выполнения функции в целом |
15 мин |
1 мин |
Степень автоматизации |
нет |
МИС |
Социально-экономические требования к функциональным характеристикам:
• Интеграция всех информационных потоков в единую базу данных и обеспечение надежной защиты от несанкционированного доступа к данным.
• Обеспечение персонифицированного учета сведений о пациентах (идентификационные данные, цели направления в лечебное учреждение, медицинские показания, назначенные, оказанные и оплаченные медицинские услуги, источники оплаты, документальные основания для получения медицинской помощи за счет средств федерального бюджета или ОМС).
• Автоматизация кассовых операций при оказании услуг за наличные средства физических лиц.
•Автоматизация всех процессов обработки агрегированной информации, включая информационно-программное обеспечение экономических расчетов с заказчиками (покупателями) медицинской помощи независимо от вида оплаты и источника финансовых средств.
• Формирование счетов на пациента, исполнителя, отделение и учреждение в целом.
• Авторизация и разграничение прав доступа к программному комплексу.
• Контроль исполнения выписанных направлений.
• Обеспечение многопользовательского режима работы.
• Построение отчетной финансовой документации на основе классификатора услуг и тарифов, утвержденных Минздравом России.
Социально-экономические требования к организации данных:
Сформировать и обеспечить ведение следующих справочников НСИ:
– международный классификатор болезней;
– классификатор медицинских услуг;
– справочник тарифов на медицинские услуги, утвержденных Минздравом России;
– справочники тарифов на медицинские услуги, утвержденные фондами ОМС;
– справочник тарифов на платные медицинские услуги, утвержденный органом управления здравоохранением;
– реестр пациентов, обратившихся за медицинской помощью;
Производить регистрацию и учет пациентов по следующим реквизитам.
Для застрахованных пациентов, обратившихся за медицинской помощью по программе ОМС:
– номер полиса ОМС;
– фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес регистрации;
– дата поступления и выписки.
Для обратившихся по другим источникам финансирования:
– фамилия, имя, отчество;
– паспортные данные;
– регион проживания, место работы;
– реквизиты направившего медицинского учреждения;
– дата поступления и выписки.
Производить регистрацию оказываемых пациентам медицинских услуг по следующим показателям:
– информация об оказанной услуге;
– информация о диагнозе;
– сведения об исполнителе услуги и отделении;
– сведения о специалисте, направившем на выполнение услуги.
Заключение. Решение задач социально-экономического анализа и внедрение компьютерных технологий в делопроизводство позволяет децентрализовать регистрацию документов, создавая в то же время централизованную информационно-поисковую систему (базу данных) о документах организации.