Основными социально-экономическими задачами деятельности медицинского учреждения стационарного типа являются:
• первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
• специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
• оказание первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме;
• прием врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи;
• проведение диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи;
• проведение компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи;
• оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
• осмотр на дому при наличии показаний врачами – специалистами.
Организационная структура медицинского стационара
Медицинский стационар, как правило, имеет линейно-функциональную структуру персонала [1]. Во главе всего персонала и больницы в целом стоит главный врач. У него в подчинении находятся заместители главврача по медицинской и организационной части, заведующие различными отделениями, у заведующих отделениями в подчинении находятся врачи, медицинские сёстры и санитарки данного отделения. Таким образом, организационная структура персонала больницы основана на соблюдении единоначалия, линейного построения отделений и распределения функций управления между ними [2].
В состав руководства так же входят: заместитель главного врача по лечебной части (нач.мед), по организационно-методической работе, заместитель главврача по хирургии, заместитель главврача по экономике, заместитель главврача по кадрам, главный бухгалтер, заместитель главного врача по техническому обслуживанию ( см. рисунок).
Врачи подразделяются на врачей широкого профиля (хирург, терапевт, акушер-гинеколог, педиатр) и врачей узких специальностей (стоматолог, отоларинголог, офтальмолог, нарколог, инфекционист, дерматовенеролог, невропатолог, рентгенолог, психиатр, анестезиолог и пр.).
Организационная структура управления медицинским стационаром
В подчинении специалистов находятся средний и младший медицинский персонал, выполняющий соответствующую их функциональным обязанностям работу.
В настоящее время в стационарах широкое распространение получают технологии проведения телемедицинских консультаций врачами различного профиля [3].
Решая основные социально-экономические задачи и выполняя обязанности по управлению медицинским учреждением стационарного типа, главный врач обеспечивает руководство учреждением в соответствии с действующим законодательством:
– представляет интересы больницы в государственных, судебных и арбитражных органах;
– организует работу коллектива;
– отвечает за организацию производственной, административно-хозяйственной и финансовой деятельности;
– осуществляет анализ деятельности учреждения на основе оценки показателей его работы и принимает необходимые по улучшению форм и методов работы;
– контролирует выполнение требований, установленных правилами и нормами внутреннего распорядка, выполнение технической безопасности и охраны труда, технической эксплуатации приборов и оборудования;
– утверждает штатное расписание;
– издает приказы, дает указания, обязательные для работников.
Подразделения и работники медицинского стационара
Все подразделения и работники медицинского стационара выполняют комплексную организационую функцию управления. При этом различают техническую, экономическую, производственную, хозяйственных внешних связей и социальную подсистему управления.
Таким образом, функция управления деятельностью учреждения реализуется подразделениями и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические отношения друг с другом. Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления [4].
В структуре медицинского стационара можно выделить такие подразделения как:
общебольничное; поликлиника; стационар; вспомогательное; бухгалтерия; архивно-хозяйственное (АХО).
Линейно-функциональная структура управления является наиболее адекватной в такой отрасли, как здравоохранение. Благодаря ней, работа поставлена четко и качественно.
Социально-экономические функции основных руководителей:
Главный врач (менеджер, директор):
– организует всю работу учреждения;
– несет полную ответственность за его состояние и состояние трудового коллектива;
– представляет учреждение во всех учреждениях и организациях;
– издает приказы по учреждению в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников;
– принимает меры поощрения и налагает взыскания на работников учреждения;
– открывает в банках счета учреждения.
Заместители главного врача:
– оперативно подчиняются главному врачу;
– осуществляют руководство эксплуатационной деятельностью;
– организует обучение медперсонала с целью повышения их квалификации.
Главный бухгалтер:
– осуществляет учет средств учреждения и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами;
– устанавливает результаты хозяйственной финансовой деятельности учреждения;
– разрабатывает штатное расписание;
– составляет годовые, квартальные и месячные планы по труду и заработной плате и осуществляет контроль за их выполнением;
– разрабатывает мероприятия по их производительности труда, внедрению прогрессивных систем заработной платы.
Экономист:
– возглавляет подготовку проектов перспективных и годовых планов;
– обеспечивает доведение утвержденных планов до структурных подразделений;
– обеспечивает проведение экономического анализа всех видов деятельности учреждения и своевременную разработку мероприятия по эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорению роста производительности труда, снижению себестоимости продукции, повышению рентабельности производства, увеличению финансовой отдачи и прибыли, устранению потерь и нерациональных расходов.
Руководитель отдела статистики и страховой медицины:
– организует работу отдела;
– участвует в лицензировании больницы;
– анализирует работу всех отделений больницы, составляет аналитические справки;
– ведение взаиморасчетов с Территориальным фондом ОМС и страховыми компаниями;
– организация ведения статистического учета и отчетности.
Заключение
Благодаря многообразию функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками в учреждении централизованы также важнейшие функции, как материально-техническое снабжение, медикаментозное обеспечение, транспортное обеспечение, капитальный ремонт, электро-, водо-, теплоснабжение, питание.