Государственная система здравоохранения эффективно работает только при условии достаточных ресурсов. При этом, как экономические возможности государства, так и реальные объемы финансирования медицинской сферы существенно влияют на состояние здоровья населения. Так, система, основанная на принципах страховой медицины, хорошо функционирует в условиях различного финансового обеспечения [1–2].
Модели организации систем здравоохранения. В ряде стран, для которых характерна приверженность идее свободного предпринимательства и были отвергнуты принципы полного государственного регулирования страхования, из-за острой конкуренции создаются условия роста качества, поиска все новых продуктов и технологий, жесткой выбраковки экономическинеэффективных стратегий и участников рынка.
К настоящему времени сложились три системы здравоохранения:
– система регулируемого страхования (страховая медицина);
– бюджетное здравоохранение (государственная система);
– система частного страхования здоровья (рыночная система).
В основе каждой из этих моделей организации системы здравоохранения лежит различное понимание того, что же является товаром в сфере здравоохранения [4]. Отношение к медицинской услуге и роль государства в системе охраны здоровья определяет оплату труда людей, занятых в этой сфере и индексирование цен на рынке медицинских услуг.
Сравнительная характеристика моделей управления здравоохранением России и Японии
Модель финансирования здравоохранения, сформировавшаяся в России может быть названа переходной бюджетно-страховой моделью [4]. Задача введения системы обязательного медицинского страхования (ОМС), основанной на взносах из фонда оплаты труда, в свое время рассматривалась как одна из решающих задач. Ее введение обусловлено стремлением расширить источники финансирования здравоохранения, получить новые каналы стабильного поступления дополнительных средств.
Российская экономическая модель здравоохранения официально относится к смешанным моделям с преобладанием государственного сектора. Такое положение связано с рядом причин – объективного и субъективно– го характера. Сравнительная характеристика моделей социально-экономического управления России и Японии представлена в таблице.
Характеристика социально-экономических моделей
Россия Тип системы: бюджетно-страховая. |
Япония Тип системы: социально-страховая |
наличие неспецифичных источников финансирования, но основной бюджет, |
медицинская услуга квазиобщественное благо |
гарантия государством базисных объемов бесплатной помощи для основной части населения в рамках ОМС |
доля расходов на здравоохранениев ВВП 6,6 % |
централизованное и регионарное планирование ЗО |
источники финансирования ОМС – 60 %, Гос. бюджет– 10 %, Общественные фонды – 10 %, Личныесредства – 20 % |
контроль за медицинской помощью государством и страховыми компаниями, |
контроль за эффективностью расходования средств страховыми фирмами (частнымистраховщиками). |
регулируемое ценообразование, многообразие форм оплаты |
доступность медицинского обслуживания 40 % наиональнойсистемойстрахования; 60 % – профессионально-производственной системой страховани |
свободный выбор ЛПУ и врачей, широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС |
ассортимент доступных медицинских услуг. |
цены регулируются и утверждаются министерством здравоохранения и социального обеспечения |
широкий выбор цен и услуг |
приоритет профилактики, использование новых технологий |
.спрос на разнообразные медицинские услуги стимулирует внедрение новых технологий |
К причинам объективного характера в первую очередь относится уровень жизни населения РФ, который можно охарактеризовать как низкий, сравнительно с развитыми странами. Уровень жизни определяет объем платежеспособного спроса на услуги здравоохранения. К субъективным причинам относится государственная политика, которая с начала экономических реформ все больше склоняется к усилению государственной власти. Смешанный характер системы здравоохранения определяет основные принципы финансирования. Наследственность системы, как постсоветской, национальный менталитет, общий уровень бюрократизации определяют ее особенности и узкие места сравнительно со смешанными моделями здравоохранения в других странах.
Япония – первая страна в Азии, где в 1961 г. было введено страхование здоровья в общенациональном масштабе. В настоящее время в Японии существует общественная система охраны здоровья, включающая такие части как общественная гигиена, социальное обеспечение, медицинское страхование, медицинское обслуживание некоторых групп населения за счет средств государства [5].
Каждое медицинское учреждение в Японии – это самостоятельная организация. 80 % больниц принадлежит врачам частной практики. В настоящее время финансирование медицинского обслуживания Японии осуществляется в основном за счет фондов страхования здоровья. Подавляющее большинство населения Японии попадает под действие двух основных систем медицинского страхования: национальной системы страхования здоровья (построенной по территориальному принципу) и системы страхования лиц наемного труда (построенной по производственному принципу).
В Японии национальная система страхования здоровья охватывает большей частью мелких собственников и членов их семей, инвалидов и других неработающих лиц (всего примерно 45 млн. человек). Страховой взнос взимается местными органами самоуправления или Ассоциацией национального страхования здоровья. Взнос зависит от места жительства, дохода, недвижимого имущества, размера семьи 40 % суммы
В России задача введения системы обязательного медицинского страхования (ОМС), основанной на взносах из фонда оплаты труда, в свое время рассматривалась как одна из решающих задач. Ее введение обусловлено стремлением расширить источники финансирования здравоохранения и получить новые каналы стабильного поступления дополнительных средств [6].
С решением вопроса объемов и методов финансирования тесно связан вопрос совершенствования управления и организации самой структурой здравоохранения, который является важным резервом повышения эффективности работы всей структуры. С использованием современных компьютерных технологий [7]. Основополагающими принципами такого развития являются методы пациентоориенированной медицинской помощи. Это может быть изменение системы здравоохранения в пользу первичной медицинской помощи и профилактики, или использование «политики малых достижений», подразумевающих применение современных управленческих технологий организации работы в медицинских учреждениях, позволяющих реализовать качественное отношение к пациентам при минимальных дополнительных затратах [8].
Заключение. Здравоохранение Японии представляет большой интерес в связи с тем, что этой стране удалось в сравнительно короткий срок достигнуть самых высоких показателей здоровья населения, хотя, не в последнюю очередь, это связано с условиями и образом жизни.