Сегодня, в 21 веке, информационные технологии пронизывают все сферы общественной жизни, в том числе сферу начального общего образования. В настоящее время получение качественного образования любого уровня возможно с помощью дистанционных технологий.
Согласно Федерального закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [13].
Современный образовательные учреждения оснащены всем необходимым оборудованием (в частности, системой Мобильного компьютерного класса «Начальная школа» и интерактивного голосования Mimio Vote), позволяющим осуществлять процесс обучения дистанционно. Однако педагог сталкивается со следующими трудностями: каким образом создать web-страницу и web-сайт, с помощью какой системы управления осуществлять редактирование и управление web-сайтом и т.д. Именно этим, на наш взгляд, определяется актуальность данного исследования.
Цель исследования – провести анализ современных WCMS и разработать схему организации процесса обучения младших школьников с использованием выбранной системы управления web-контентом.
Включение дистанционных технологий в процесс обучения младших школьников требует значительной подготовки со стороны педагога: формирование учебного курса (ов), создание web -страницы, web-контента (WCMS) и управление им.
Выбор той или иной системы управления web-контентом осуществляется пользователями на основе различных параметров. Авторами был проведен анализ современных WCMS по следующим критериям:
удобство и простота использования;
безопасность;
доступность пользователям;
наличие обновлений;
спектр шаблонов, тем для оформления.
Результаты проведенного анализа представлены ниже.
1. Joomla
Joomla – одна из самых популярных систем управления web-контентом.
Достоинства:
• система распространяется на бесплатной основе;
• наличие регулярных обновлений, что позволяет улучшать наполняемость сайта с помощью дополнительных возможностей;
• широкий выбор различных модулей и компонентов.
• Недостатки:
• невысокий уровень защиты от вредоносных программ;
• наличие трудностей в адаптации под задачи поисковой оптимизации (СЕО);
• отсутствие возможности управлять одновременно несколькими сайтами;
• сложна в освоении [2].
2. Wordpress
В настоящее время Wordpress является одной из самых популярных WCMS, так как большинство распространенных типов интернет-ресурсов размещаются на базе данной системы управления контентом.
Достоинства:
• система распространяется на бесплатной основе;
• простота наполнения контента;
• разнообразие различных дополнений, модулей и плагинов [7].
Недостатки:
• система создает большую нагрузку на сервер, на котором размещается интернет-ресурс, реализованный с помощью этой системы;
• некоторые поисковые системы критически относятся к ресурсам, размещенным на Wordpress, так как эта WCMS является основной платформой для сателлитов и других некачественных сайтов;
• уязвимость к вредоносным программам.
3. Drupal
Drupal – это бесплатная WCMS c открытым исходным кодом (open source – дословно открытый источник) [1].
С помощью Drupal создаются корпоративные сайты, сайты интернет магазинов, блоги, социальные сети, персональные страницы.
Достоинства:
• простота установки;
• расширяемость системы;
• разнообразие шаблонов и встроенных тем;
• высокий уровень безопасности;
• бесплатное использование.
Недостатки:
• сложна в освоении;
• ограниченное количество бесплатным шаблонов;
• сложность установки обновлений;
• предназначена для создания более сложных и долгосрочных проектов.
4. LiveStreet
WCMS LiveStreet применяется для создания блогов и социальных сетей. Она имеет расширенный спектр возможностей, личные страницы, развитую систему комментариев [3].
Достоинства:
• проста в установке;
• мультиязычность системы;
• наличие регулярных обновлений.
Недостатки:
• высокий уровень системных требований;
• сложна и дорога в доработке в связи с отсутствием необходимых бесплатных плагинов и модулей;
• отсутствие административной панели.
5. TYPO3
TYPO3 – одна из самых широко распространенных в мире корпоративных CMS/CMF, отвечающая высоким стандартам безопасности. TYPO3 используется на сайтах десятков банков, сайтах платежных систем, официальных сайтах сотен вузов и государственных организаций [5].
Достоинства:
• гибкая настройка прав пользователей;
• возможность использования одной инсталляции для нескольких независимых сайтов и доменов;
• возможность использовать расширения из TER (TYPO3 extension repository) и версионирование.
Недостатки:
• сложность редактирования;
• сложная система опций и настроек;
• медленный рендеринг больших страниц.
6. MODX CMS
MODX – это бесплатная профессиональная система управления содержимым (CMS) и фреймворк для веб-приложений, предназначенная для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом сайтов [4].
Достоинства
• открытый исходный программный код
• простая панель администратора;
• бесплатное распространение;
• возможность осуществления разработки нескольких сайтов одновременно.
Недостатки
• сложный процесс установки;
• ограниченное количество шаблонов;
• зависимость производительности от числа документов (при возрастании количества документов производительность резко снижается);
• отсутствие грамотной русскоязычной документации.
На основе полученных результатов авторы пришли к выводу о том, что Joomla является наиболее универсальным средством управления web-контентом, не смотря на сложность в освоении данного программного продукта. На наш взгляд, инструментарий Joomla позволит педагогу успешно управлять содержимым сайта, а ученикам – воспользоваться учебным материалом дистанционно с целью получения наиболее полного, качественного образования.
В качестве основы для построения модели процесса обучения и реализации требований эффективного управления использованы принципы программированного обучения: иерархичность, цикличная организация системы управления, шаговая учебная процедура, индивидуализация темпа обучения.
В современных LMS заложены механимы реализации принципов программированного обучения.
Современная it-индустрия представлена различными программными продуктами, которые может использовать учитель для организации образовательного пространства в начальной школе.
В рамках данного исследования был осуществлен анализ современных WCMS с целью выбора наиболее оптимальной из них для реализации процесса обучения младших школьников с помощью дистанционных образовательных технологий. Такой системой, на наш взгляд, является Joomla.
Схема организации процесса обучения с использованием системы управления Joomla представлена на рисунке.
Схема организации процесса обучения младших школьников с использованием Joomla
Данная система будет успешно реализована на базе Мобильного компьютерного класса «Начальная школа» и системы интерактивного голосования Mimio Vote. ПО обеспечивает поддержку сотен популярных приложений для обучения и развития учеников, простое распространение цифрового контента и поддержку различных моделей обучения, мультимодальное и групповое обучение посредством взаимодействия и совместной работы, а также возможность обмена современными цифровыми ресурсами для подготовки уроков.