Одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня является проблема роста числа психосоматических заболеваний. В современном обществе это чаще всего связано с социальной напряженностью, психологической неуравновешенностью. [4,5,8] Поляризация доходов, сложное экономическое положение большинства семей, отсутствие уверенности в завтрашнем дне ведут к росту тревожности, раздраженности и, как следствие, к росту числа психосоматических заболеваний у взрослых и детей. Первые проявления психосоматических состояний взрослого человека, как правило, имеют корни в детском возрасте. [1,2] К развитию аномальной личности ребенка ведет прежде всего неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье, непонимание родителей, завышенные ожидания, недостаток внимания и любви к ребенку. Ю. А. Александровский считает, что возникновение состояний психической дезадаптации происходит при нарушении функциональных возможностей всей адаптационной системы организма в целом. Р. Сирс выдвинул гипотезу, что в тех семьях, где царит доверие, взаимопонимание, ребенок чувствует, что его любят и принимают таким каким он есть, формируется адекватная самооценка и гармоничная личность. [3,6,9]
Роль социально-психологического фактора в возникновении соматических заболеваний впервые описал З. Фрейд. [7] Им была разработана концепция психосоматических заболеваний и механизм конверсии их на соматический уровень. [4] Так же этой проблемой занимались такие исследователи как Ф. Дейч, П. Сифнеос, Д.В. Виникота и другие. Отечественные ученые выявили зависимость между психосоциальными факторами и язвенной болезнью желудка, семейными оценочными отношениями, самооценки и тревожности с функциональной диспепсией у детей. [5]
Американский социолог, профессор университета Миннесоты, специалист по проблемам семьи Д. Олсон разработал «круговую модель» функционирования семьи, которая включает в себя два критерия – сплоченность и гибкость. Среди всех уровней выделяют сбалансированные - показатель успешности функционирования системы семьи (разделенный, связанный, структурированный, гибкий), и экстремальные, являющиеся проблемными (разобщенный, сцепленный, ригидный, хаотичный). Именно экстремальные типы функционирования семьи могут быть инициаторами соматических заболеваний. Можно предположить, что коррекция определенных типов, может улучшить психосоматическое здоровье ребенка. [10]
Цель исследования: оценка эффективности коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка по критерию семейные адаптация и сплоченность у детей с функциональной диспепсией.
Задачи исследования:
1.Определение уровня семейной адаптации и сплоченности у детей 9-15 лет с диагнозом функциональная диспепсия до проведения коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка.
2.Определение уровня семейной адаптации и сплоченности у детей 9-15 лет с диагнозом функциональная диспепсия после проведения коррекционной развивающей программы.
3.Оценка эффективности коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка по критерию семейные адаптация и сплоченность у детей с функциональной диспепсией.
Характеристика клинической группы
Работа проводилась на базе педиатрического отделения МУЗ ГБ № 3 . Были отобраны 10 детей в возрасте 9-15 лет с диагнозом функциональная диспепсия.
Описание исследования
В данной работе проводилось исследование на основе опроса клинической группы с диагнозом функциональная диспепсия в начале поступления в стационар , для выяснения у них уровня семейной адаптации и сплоченности , после чего в течении 10 дней была проведена коррекционная развивающая программа, направленная на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка, затем на 10-ый день был проведен повторный опрос для выявления изменений уровня семейной адаптации и сплоченности под действием проведенной программы.
Методы исследования
Метод исследования, использованный для оценки характера семейных отношений, - анкетирование по опросному листу FACES-3. В использованном опросному листу оцениваются три важнейших параметра семейных отношений – семейная сплоченность, адаптация и коммуникация, которые интегрированы в «круговую модель» Д. Олсена. [10] Методика состоит из 20 утверждений, которые необходимо дважды оценить, используя следующую шкалу:
1- почти никогда;
2- редко;
3- время от времени;
4- почти всегда.
В первом случае испытуемый оценивает реальное семейное функционирование, во втором - идеальное. Сумма нечетных баллов определяет уровень семейной сплоченности, четных - семейной адаптации, при том, что каждый вопрос отражает определенный параметр семейных отношений. [10]
Таблица 1. Параметры FACES-3
№ |
параметры |
№ утверждения |
Шкала |
1 |
Эмоциональная связь |
1,19,11 |
Семейная сплоченность |
2 |
Семейные границы |
5,7 |
|
3 |
Принятие решений |
17 |
|
4 |
Время |
9 |
|
5 |
Друзья |
3 |
|
6 |
Интересы и отдых |
13,15 |
|
1 |
Лидерство |
6,18 |
Семейная адаптация |
2 |
Контроль |
2,12 |
|
3 |
Дисциплина |
4,10 |
|
4 |
Роли |
8,16,20 |
|
5 |
Правила |
14 |
Разница между реальными и идеальными оценками характеризует удовлетворенность семейной жизнью. В «круговой модели» различают 4 уровня семейной сплоченности (от самого низкого к самому высокому): Среди всех уровней выделяют сбалансированные - показатель успешности функционирования системы семьи (разделенный, связанный, структурированный, гибкий), и экстремальные, являющиеся проблемными (разобщенный, сцепленный, ригидный, хаотичный). Коррекционная развивающая программа, направленная на оптимизацию уровня организованности семьи и развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка включала в себя 10 занятий:
Занятие 1 «Знакомство»;
Занятие 2 «Учусь слышать своего ребенка»;
Занятие 3, 4 «Мир детский и мир взрослый»;
Занятие 5 «Язык принятия и язык неприятия»;
Занятие 6 «Я и ребенок»;
Занятие 7 «Конфликты»;
Занятие 8 «Знаю ли я себя»;
Занятие 9 «Работа с самооценкой детей»;
Занятие 10 «Развитие отношений сотрудничества».
В рамках занятий с детьми проводились упражнения в игровой форме.
Результаты исследования.
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования нами был проведен анализ опросников по определению уровня депрессии 10 детей в возрасте 9-15 лет. Тестирование детей проводилось до и после проведения коррекционной развивающей программы направленной на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка.
Сравнение результатов исследования уровня семейной адаптации у детей до и после проведения коррекционной программы приведены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты исследования уровня семейной адаптации у детей до и после проведения коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка
Семейная адаптация |
До проведения коррекционной программы (Количество детей) |
После проведения коррекционной программы (Количество детей) |
Ригидный |
0 |
0 |
Структурный |
3 |
4 |
Гибкий |
1 |
3 |
Хаотичный |
6 |
3 |
Сравнение результатов исследования уровня семейной сплоченности у детей до и после проведения коррекционной программы приведены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты исследования уровня семейной адаптации у детей до и после проведения коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка
Семейная сплоченность |
До проведения коррекционной программы (Количество детей) |
После проведения коррекционной программы (Количество детей) |
Разобщенный |
1 |
0 |
Разделенный |
4 |
4 |
Связанный |
3 |
6 |
Сцепленный |
2 |
0 |
На основе полученных данных выделены следующие типы функционирования семьи, который представлены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты определения типа семьи у детей до и после проведения коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка
Тип семьи |
До проведения коррекционной программы (Количество детей) |
После проведения коррекционной программы (Количество детей) |
Средне сбалансированные |
6 |
3 |
Сбалансированные |
3 |
7 |
Несбалансированные |
1 |
0 |
Анализируя полученные результаты, мы выявили, что у детей после проведения коррекционной программы изменяется тип семьи. После проведения коррекционной программы несбалансированных типов не выявлено. Сбалансированных стало на 40% больше. Различие уровня семейной адаптации и сплоченности являются статистически достоверными (критерий Уилкоксона = 0,005).
Выводы
- У группы детей 9-15 лет, страдающих функциональной диспепсией, до проведения коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка, выявлено преобладание хаотичного типа адаптации 60%, после проведения коррекционной развивающей программы 70% составляют структурный и гибкий тип.
- Типы семейной сплоченности до проведения коррекционной развивающей программы преобладает связанный тип, но так же встречаются крайние показатели: разобщенный 10%, сцепленный 20%. После проведения коррекционной развивающей программы выявлены только средние показатели связанный и разделенный тип, которые составляют 100%.
- Типы семьи у группы детей 9-15 лет, страдающих функциональной диспепсией, до проведения коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка выявлены следующие: 10% не сбалансированные, сбалансированные 60%, средне сбалансированные 30%
- У группы детей 9-15 лет, страдающих функциональной диспепсией, после проведения коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка выявлены следующие: не сбалансированных типов не обнаружено, уровень сбалансированных типов увеличился на 40%, процентное содержание средне сбалансированных типов составило 30%
- Коррекционная развивающая программа, направленная на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка является эффективной.