Расстройства аутистического спектра входят в раздел МКБ-10 “Общие (первазивные) нарушения психического развития”, который включает следующие рубрики: детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), и синдром Аспергера (F84.5). К диагностическим критериям аутизма относят в первую очередь качественные нарушения общения. Одним из важнейших проявлений РАС у детей являются нарушения развития речи. В первую очередь расстройства речи захватывают ее коммуникативную функцию, т.е. ребенок не использует речь, как инструмент социального взаимодействия. Именно этим и объясняется актуальность данной статьи [5].
Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром (Лебединская, Никольская, Баенская, 1989). Поэтому формирование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра. При этом у детей с РАС может наблюдаться повышенная чувствительность к сенсорным стимулам – звукам, свету, запахам, прикосновениям [4].
Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Именно нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с расстройствами аутистического спектра [3].
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) – это особая категория детей, нуждающихся в постоянном коррекционном воздействии через все сферы жизни ребенка [2].
Для детей с РАС характерны многие симптомы нарушения обработки сенсорной информации. Взаимодействуя с физическим миром, такие дети испытывают значительные трудности: их способность взаимодействовать с окружающей средой и, в частности, с окружающими людьми очень слаба.
Объясняется это следующими факторами: для детей с расстройствами аутистического спектра очень важен сенсорный компонент мира значимость, которого сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. Однако, интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Отсюда следует, что многие предметы окружающего мира для аутичного ребенка не представляют собой какие-либо конкретные объекты, а всего лишь предметы, обладающие особым набором сенсорных свойств. При этом дети с РАС зачастую выделяют для себя некие специфические свойства, которые незначимы для обычных людей.
Следующим фактором является то, что дети с РАС зачастую не способны дифференцировать предметы и материалы по возможностям их использования, они действуют с ними, не учитывая их свойства. Данная особенность может проявляться, например, в том, что ребенок пробует практически все на вкус или подбрасывает различные предметы без учета последствий, что может повлечь за собой возникновение различных опасных ситуаций.
Важно помнить, что интерес к социальному миру у аутичных детей не проявляется самостоятельно и не становится важным мотивом жизни и деятельности детей данной группы. Дети с расстройствами аутистического спектра почти не интересуются игрушками для сюжетно-ролевых игр, поскольку у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик. При знакомстве с внешним миром для аутичного ребенка более значим сенсорный компонент предмета или явления, в то время как интерес к самому предмету или явлению отделен от той функции, для которой предмет создан [6].
Итак, у аутичных детей в отличие от обычных сверстников происходит «застревание» при изучении предметного мира. Детей с РАС больше привлекают именно сенсорные свойства предметов и игрушек: яркие цвета, необычный запах, гладкая или шероховатая поверхность, звуки, которые издают предметы. Изучение сенсорных свойств и является основным мотивом к различным манипуляциям с предметами, аутичным детям нравится ощупывать, трогать вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать и пробовать на вкус самые разнообразные вещи и предметы. Объясняется такой интерес аутичного ребенка к предметному миру именно изменением порогов чувствительности [1].
В результате, у психологов, дефектологов, логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей, работающих с аутичными детьми, и у их родителей возникают проблемы с подбором содержания и методов обучения навыкам коммуникации. Вместе с тем, обучение этих детей коммуникативным поведенческим паттернам в значительной мере способствует преодолению их трудностей в процессе социализации [4].
В связи с этими факторами, возникает необходимость в применении эффективных методов и приемов для преодоления вышеуказанных трудностей и успешной социализации детей данной категории. Одним из таких методов является метод сенсорных игр.
Сенсорными называются игры, которые нагружают (или разгружают) каналы восприятия и дают ребенку возможность получить новые чувственные ощущения:
- зрительные (ребенок видит яркие цвета, смешивание цветов);
- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится различать их);
- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
- двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
-возникновение эмоционального контакта с взрослым, используя вербальные и невербальные средства;
– получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях;
– развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения и вызвать ребенка с РАС на контакт. Однако, важно соблюдать подходящую им сенсорную диету – набор ощущений, который, с одной стороны, восполнял бы нехватку, а с другой – понемногу помогал бы привыкнуть к слишком интенсивным сенсорным переживаниям [1].
В начале занятий с ребенком главная задача проведения сенсорных игр – установление эмоционального контакта между психологом (педагогом) и ребенком. Ведь первые трудности в работе с такими детьми обычно возникают уже при первом знакомстве: обычная ситуация, когда ребенок либо не обращает внимания на присутствие нового взрослого, либо становится напряженным или агрессивным. Аутичному ребенку требуется время, чтобы освоиться в новой ситуации общения, привыкнуть к педагогу. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.
Играя с ребенком в такие игры, необходимо научить его радоваться. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если специалистам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в педагоге он станет видеть помощника и союзника.
Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных ситуаций и вариантов одной и той же ситуации.
Сенсорные игры условно делятся на несколько направлений. Игры, которые направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Существуют игры, с помощью которых мы знакомим ребенка с окружающей действительностью и свойствами различных веществ и предметов. Выделяют также игры, которые направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.
Вариантов сенсорных игр бесконечное множество, мы остановимся лишь на некоторых из них. К сенсорным играм можно отнести игры с водой, с песком, с крупами, игры со старыми газетами или журналами, игры с прищепками, игры с ватой и многие другие.
Сенсорные игры могут быть двигательными, к ним можно отнести попадание в цель различных предметов, ходьба по сенсорной дорожке с различными наполнителями и т.д.
Для развития зрительного внимания рекомендуется использовать цветотерапию и светотерапию, что способствует улучшению цветового восприятия. В этих целях используют специальное оборудование со световым и цветовым эффектом, где цвет плавно перетекает один в другой, смешиваясь и образуя новые оттенки. Также развитию зрительного восприятия способствует складывание различных узоров по образцу, игры наподобие «Мемори», соединение половинок картинок и т.п. Существуют игры и на развитие слухового восприятия, к ним относятся игры, в которых детям предлагается понять, откуда звук, выделить одинаковые звуки, повторить звук, издаваемый музыкальными инструментами и т.д.
Для развития восприятия запаха используются, так называемые, ароматические мешочки, в которых могут быть различные специи, а также используются аромабаночки с эфирными маслами и баночки с секретом, в которых могут быть как приятные, так и неприятные запахи. А чтобы развивать вкусовое восприятие, детям предлагается на вкус с закрытыми глазами определить, что он только что попробовал.
Развитию восприятия пространства и времени, формы, величины и цвета способствуют игры, в которых ребенку показываются части тела на кукле и предлагается показать их на своем теле, игры, где ребенку нужно найти геометрические фигуры, определять какая фигура лишняя, можно собирать различные пирамидки и матрешки. Самым интересным способом является различные творческие работы с использованием пальчиковой краски, пластилина, теста, нанопластилина, зубной пасты, пены для бритья и т.д.
Кроме тех игр которые уже были описаны можно использовать игры с красками, с водой, с мыльными пузырями, со свечами, со светом и тенями, со льдом, аквагрунтом, с крупами, с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной), со звуками, с движениями и тактильными ощущениями. Чем больше видов сенсорных игр вы предложите ребенку с РАС, тем больше новых сенсорных ощущений и разнообразных положительно окрашенных эмоциональных впечатлений дадите ребенку .
Упражнения с предметами: составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник); тренажеры-шнуровки; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин; сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков; завинчивание и отвинчивание гайки, крышек у пузырьков, баночек; надевание и снимание колечка су-джок (массаж пальца); комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки); прикрепление бельевых прищепок; нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»; катание мячей-ежиков (с шипами).
Отличным вариантом сенсорной игры послужит сенсорная коробка. Сенсорная коробка универсальна тем, что игры с ней можно адаптировать под любой возраст и придумывать различные вариации игр. Сенсорная коробка — это емкость с любым наполнителем, который только позволит ваша фантазия. Она даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.
Кроме сенсорных коробок, полезным будет использование сундуков, контейнеров, органайзеров для сортировки различных круп или макаронных изделий. Сортировать можно по цветам, форме и размерам. А крупы и фасоль, например, можно использовать для выкладывания узоров, букв, цифр и даже целых слов.
Для звуковых сенсорных игр можно использовать поющие стаканы наполненные водой, различные бутылки с разным наполнением, это может быть песок, вода, камни, крупы и многое другое. В качестве музыкальных инструментов можно использовать совершенно неожиданные предметы, будь о кастрюли, ведра, ложки, тазы и разнообразные контейнеры.
Это лишь некоторые из сенсорных игр, которые можно использовать при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Важно отметить, что сенсорные игры не требуют больших затрат, для таких игр можно использовать совершенно разные предметы по текстуре, цвету, форме, весу, звуку, вкусу и запаху, в общем, использовать можно все, что позволит человеческая фантазия.
Можно предположить, что сенсорные игры могут способствовать переживанию приятных эмоций, что положительно скажется на настроении и поведении ребенка. Также этот метод позволит открыть новые возможности для проведения коррекционной работы, что повлияет на сам ход дальнейшего развития ребенка, это достигается за счет возникновение эмоционального контакта со взрослым в ходе сенсорных игр.
В ходе сенсорных игр ребенок получает новую сенсорную информацию, что способствует расширению его представлений об окружающем мире. А внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, приближает ребенка к миру людей и дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Таким образом, сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а также с развитием системы координации и представления о собственном теле.
Сенсорные игры помогут детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе.