На протяжении длительного времени процесс развития словаря является одной из основных задач речевого воспитания детей. «Согласно современным методическим подходам к речевому развитию важным является не только формирование отдельных диалогических умений, но и обучение детей осознанному построению диалога» [3]. Речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. Необходимость развития словаря в раннем возрасте является залогом успешного речевого развития в дошкольном возрасте. Также хороший словарный запас – это важное условие интеллектуального развития ребенка, развития памяти, внимания, воображения.
Развитие словаря представлено, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой. Проблемы содержания и методов обучения речи в детском саду разрабатывались Э.П. Коротковой, Н.А. Стародубовой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Психологические особенности развития речи у детей раннего возраста раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
Н.И.Левшина отмечает, что «дошкольные образовательные учреждения становятся центром создания и реализации нововведений, координации взаимодействия науки и практики. Таким образом, у образовательных учреждений появляется новая функция - исследовательская, экспериментальная, поисковая» [2]. В рамках реализации этих функций большое внимание уделяется именно речевому развитию дошкольников.
Развитие речи в раннем возрасте происходит в несколько этапов. С каждым этапом, ребенок все больше и больше усовершенствует свой словарный запас. Для реализации словарной работы в дошкольном учреждении используются дидактические игры.
И.А. Лыкова под дидактической игрой понимает многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возрасте, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного всестороннего развития личности ребенка - дошкольника [1].
В дидактической игре выделяется специфическая структура. Элементами дидактической игры являются: цель, содержание, правила игры, игровые действия, результат, которые характеризуют ее и как форму обучения, и как игровую деятельность одновременно.
Дидактическая игра имеет и свою специфику- обучение дошкольников идёт в форме игровой деятельности и она вызывает у них интерес.
С помощью дидактической игры передаются детям определенные знания, решаются все задачи словарной работы: обогащение, уточнение значения слов и активизация словаря. Важно в ходе дидактических игр использовать разнообразный наглядный материал: картинки, игрушки, карточки с названиями предметов. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Словарь развивается быстро и эффективно, если малыш испытывает потребность в использовании новых слов. Ребенок раннего возраста не может выполнять сразу несколько действий, и перед ним нужно ставить простые цели, не торопить [5]. Длительность занятия должна составлять от 10 до 20 минут.
Педагогу важно научить детей различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это? кто это? видеть их особенности, выделять характерные признаки и качества (какой), а также действия, связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека (что делает? что с ним можно делать?). Решению этих задач будут способствовать игры «Что за предмет?» «Кто что умеет делать?».
От названия видимых и ярких признаков предмета (игрушки) необходимо переходить к перечислению его свойств и качеств (игра «Кто больше слов скажет о яблоке, какое оно?» и др.).
При назывании действий объекта ребенка необходимо учить детей видеть начало и конец действия (игра с картинками «Что сначала, что потом? и др.)
Необходимо знакомить детей с обобщающими понятиями («одежда», «посуда», «игрушки»), учить употреблять эти понятия в речи. На наглядной основе дети 3-го года жизни учатся различать слова с противоположным значением (большой – маленький, высокий – низкий), сравнивать предметы (игрушки, картинки).
В игре «Чудесный мешочек» педагог в мешочек кладет игрушки, изображающих животных. Вызванный ребенок должен вынуть из мешочка игрушку, назвать, показать голосом как кричит это животное.
В игре «Оденем куклу» дети уточняют и закрепляют название одежды, белья, предметов, которые необходимы для быта. В ходе игры взрослый обеспечивает умственную активность путем вопросов и поручений.
Название игрушки дети закрепляют в дидактических играх с разнообразным содержанием. Дети достают игрушки из «чудесного мешочка», то разыскивают их по комнате в игре «Найди игрушку», то отгадывают на ощупь - в игре «Угадай игрушку».
Развивая речь детей, необходимо заботится о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием, а игровая ситуация помогла бы вызвать детей на разговор и ввести новые слова в их активный словарь [5; 6]. Педагог должен стараться добиваться, чтобы дети понимали и знали смысл необходимых слов, активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову.
Для того чтобы повысить уровень речевого развития у детей раннего возраста, нами был подобран комплекс дидактических игр на развитие словаря у детей 3-го года жизни. Комплекс включает дидактические игры, которые мы разделили по темам: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Овощи и фрукты», «Животные». В каждой теме представлены разные виды игр:
– направленные на формирование умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений;
– направленные для развития умения слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, формирования умения рассказывать об изображенном на картинке;
– направленные на формирование умения понимать обобщающие слова и использовать их в своей речи (таблица 1).
Таблица 1 – Комплекс дидактических игр на развитие словаря у детей 3-го года жизни
Название дидактической игры |
Задачи |
Оборудование |
Одежда |
||
Уложим куклу спать |
Познакомить детей с предметами одежды и ее деталями. |
Кукла с комплектом одежды, кукольная кроватка. |
Кукла проснулась |
Уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, цвета. |
Кукла на кроватке, комплект ее одежды. |
Нарядим куклу |
Активизировать словарь по теме. |
Картонная кукла, набор бумажной одежды. |
Посуда |
||
Посуда для куклы |
Учить детей находить знакомые предметы посуды на картинках по словесному указанию, дать представление об их использовании, активизировать словарь. |
Набор предметных картинок из серии «Посуда», кукла. |
Угостим кукол чаем |
Закрепить название предметов посуды, ее величины. |
Два набора кукольной посуды и две куклы, резко контрастных по величине. |
К кукле пришли гости |
Познакомить детей с названием посуды, ее цветом, формой, назначением. |
Кукольная посуда, стол, кукла, Машка и зайка. |
Угостим медведей чаем |
Закрепить название предметов посуды, ее величины. |
Три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя» или три игрушечных медведя, резко контрастных по величине. |
Помоем посуду |
Расширять словарь по теме, активизировать словарь. |
Таз с водой или игрушечная мойка, кукольная посуда. |
Дети обедают |
Упражнять детей в названии слов: тарелка, чашка, блюдце, ложечка, салфетка, ест, вытирает, держит.
|
Картинка с изображенными на ней троих детей, сидящих за столом: мальчик наклонился над тарелкой, и ест второе; девочка ест маленькой ложкой компот из чашки, стоящей на блюдце; второй мальчик закончил еду и вытирает рот салфеткой; на столе стоит стакан с бумажными салфетками. |
Мебель |
||
В гостях у куклы |
Уточнять название предметов мебели, ее назначение. |
Кукольная мебель, кукла. |
Пригласим мишутку в гости |
Уточнять название предметов мебели, ее назначение. |
Игрушечная мебель, медвежонок. |
У куклы дома |
Закрепить название предметов мебели, ее величины. |
Две куклы, два стула и две кроватки, резко контрастные по величине. |
Комната для куклы |
Учить узнавать, показывать и называть предметы мебели, изображенные на картинках и обозначать их словами. |
Предметны картинки из серии «Мебель», кукла. |
Транспорт |
||
Чудесный мешочек |
Уточнить и активизировать словарь по теме «Трнаспорт» |
Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.
|
На чем мы ездим? |
Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами. |
Предметные картинки «Транспорт». |
Дай что скажу |
Закрепить название транспорта, активизировать словарь. |
Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик. |
Покатаем в машине игрушки |
Активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов. |
Большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др. |
Овощи и фрукты |
||
Что в саду растет? |
Знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках. |
Набор предметных картинок из серии «Фрукты», натуральные фрукты или их муляжи. |
Узнай и назови |
Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы. |
Натуральные овощи или муляжи в мешочке. |
Что в корзиночке лежит? |
Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества. |
Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие. |
Что купили на базаре |
Продолжать знакомить детей с названиями овощей, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках. |
Набор предметных картинок из серии «Овощи», натуральные овощи или их муляжи |
Что в саду растет? |
Продолжать знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.
|
Набор предметных картинок из серии «Фрукты», натуральные фрукты или их муляжи. |
Во саду ли, в огороде? |
Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия. |
Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других. |
Поварята |
Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия. |
Фланелеграф или магнитная доска с изображениями банки из-под компота и кастрюли, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других. |
Животные |
||
Кто, где спрятался? |
Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь. |
Игрушечная кошечка или собачка. |
Кого мы встретили в лесу? |
Учить узнавать, показывать и называть животных, изображенных на картинках. |
Предметны картинки из серии «Дикие животные». |
Узнай игрушку |
Уточнить и активизировать словарь по теме «Игрушки» |
Любимые игрушки детей в мешочке. |
Давай познакомимся |
Уточнять и расширять словарь ребенка по теме «Животные». |
Игрушки, изображающие дикие или домашние животные в мешке. |
Кто что ест? |
Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает». |
Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты. |
Кто так кричит? |
Научить детей узнавать животных по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме. |
Игрушки или картинки домашних животных. |
Кто где живет? |
Учить детей группировать животных на дикие и домашние, активизировать словарь по теме. |
Игрушки диких и домашних животных, домик и дерево. |
С детьми 3-го года жизни основное внимание надо уделять накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений ребенка об окружающей жизни. Необходима активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, глаголов. В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слов, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.
Наряду с новыми словами надо терпеливо и настойчиво добиваться уточнения тех слов, которым ребенок постоянно пользуется, но имеет о них весьма не точное представление. Педагогу необходимо добиваться, чтобы ребенок не только знал новое слово и правильно соотносил его с предметом, но и пользовался этим словом, свободно экспериментировал со звуковой оболочкой, употреблял в своей речи. Для этого надо часто давать детям сталкиваться с этим предметом, рассматривать его, действовать с ним, ставить ребенка перед необходимостью называть вещь.
Работу по развитию словаря у детей 3-го года жизни необходимо проводить не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Взаимодействие с семьями детей одна из важнейших условий развития личности ребенка и его социализация в условиях общественного и домашнего воспитания. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента поступления ребенка в детский сад.
Таким образом, мы считаем, что предложенный комплекс дидактических игр будет способствовать развитию словарного запаса детей 3-го года жизни.
Между активным и пассивным словарем ребенка наблюдается большой разрыв, поэтому организовывая совместную деятельность взрослого и детей на занятиях и режимных моментах, необходимо стараться обеспечивать усвоение детьми нового. В этих целях использую задания типа «Найди» (принеси), «Покажи» и т.д.
Педагогу, важно определить свое место в проведении дидактической игры. Соблюдать определенные правила. Педагогу следует выразительно проводить игру, что обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. Педагогу необходимо при проведении игры для детей 3-го года жизни активно включаться в нее, являясь в нем и участником и руководителем, стараться обеспечить развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, не заметно для детей направляю игру в нужное русло.
Работу по развитию словаря у детей 3-го года жизни необходимо проводить не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. «Ранний возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений» [4].
Таким образом, решить задачи словарной работы с детьми раннего возраста возможно при условии систематического использования специально подобранных дидактических игр и активном взаимодействии педагогов с родителями воспитанников.