В современной России лесной сектор, это динамично развивающаяся область экономики, способная в ближайшее время принести максимальную отдачу в связи с возросшим спросом на продукцию сектора, как на внутреннем, так и внешнем рынках.
Россия является мировым лидером по запасам древесины, но как игрок глобального лесопромышленного рынка отстает от конкурентов как по стоимостному объему, так и по качеству продукции. Потенциал российского леспрома может быть полностью реализован лишь при решении таких проблем, как низкая инвестиционная привлекательность и степень переработки сырья, а также технологическое отставание.
На территории России находится более 20% всех лесов планеты. Это в разы больше, чем в ведущих лесопромышленных странах мира: США, Канаде, Китае, Швеции, Финляндии. Но этот ресурс сегодня используется нерационально. Доля России на мировом лесопромышленном рынке составляет лишь около 3%, причем больше 50% экспорта составляет продукция низких переделов: круглый лес и пиломатериалы.
На сегодняшний день Россия является крупнейшим экспортером леса-кругляка (16% мирового рынка) и занимает второе место по поставкам пиломатериалов (18%), уступая лишь Канаде. Но когда речь идет о продукции лесопереработки с высокой добавленной стоимостью, то Россия оказывается в замыкающих. Так, ее доля в экспорте целлюлозы составляет лишь 4%.
Неотъемлемой частью данного динамичного развития является инновационная деятельность, связанная прежде всего с внедрением новых технологий, обладающих высокой эффективностью во всех видах лесопромышленных, деровообрабатывающих и целлюлозно-бумажных производствах, и имеющая мощный научно-технический потенциал, позволяющий максимизировать использование природного сырьевого ресурса [2].
По своей сути, инновация представляет собой конечный результат интеллектуальной деятельности человека, новшество, которое серьёзно повышает эффективность любой функционирующей системы и относится к радикальным или последовательным изменениям системы.
В соответствии со стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, внедрение инновационной политики в лесной сектор экономики позволит создать новые рыночные институты и привести к перестройке сознания хозяйствующих субъектов, что позволит заготовку древесины, на арендованных лесных участках, а также «серую» продажу круглого леса трансформировать в открытые и упорядоченные экономические, финансово-кредитные отношения. Все это приведет к новым организационным структурам в сбытовой маркетинговой деятельности, с последующим воздействием на тарифно-таможенное регулирование, обеспечению дополнительных рабочих мест и соответствующим изменениям в ценообразовании конечного продукта потребления. Таким образом, можно сказать, что цена продажи продукции лесного сектора установится на таком уровне, который позволит увеличить заработную плату участников технологического процесса до среднеевропейских показателей при минимизации накладных расходов. При этом, следует отметить, что часть нераспределенной прибыли, вкладываемая в инновационную деятельность, не должна облагаться налогом [4].
Итак, отразим главные цели инновационной деятельности в лесном секторе экономики:
- увеличение эффективности процесса производства;
- максимальное использование материального ресурса.
Роль инноваций важна в функционировании лесного сектора в целях открытия новых возможностей во всей комплексной структуре технологической цепочки, начиная от процесса лесовыращивания и заканчивая процессом получения конечного продукта, включая участие предпринимательских и государственных структур. Государство как собственник лесов России должно обеспечивать максимальную стабильность и абсолютную поддержку инновационных процессов в лесном секторе [7].
Эффективное лесовосстановление и инновационное развитие лесного сектора во многом зависит от юридически грамотно выстроенных взаимоотношений государства с российской бизнес-средой и иностранными инвесторами, позволяющими мотивационно развивать не только рынок внутреннего потребления, но путем применения экономических стимулов регулировать экспорт необработанной древесины [1].
Политика инновационного развития лесного сектора экономики включает в себя множество различных аспектов, наиболее значимые из них на наш взгляд, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика аспектов, составляющих систему инновационного развития лесного сектора.
Аспекты |
Характеристика |
1. Инновационная инфраструктура |
Необходимо наличие инновационной инфраструктуры в виде консалтинговых и инжиниринговых фирм, технопарков, региональных центров метрологических разработок, венчурного предпринимательства и инвестиционно-финансовых структур. |
2. Региональный центр |
Необходимо создание данного центра, роль которого должна заключаться в проведении маркетинговых исследований конъюнктуры рынка продукции лесного сектора |
3. Подсистема долгосрочного планирования и прогнозирования |
На государственном уровне должна быть разработана система стратегического планирования и управления инвестиционным ростом лесного сектора экономики |
4. Подсистема нормативно-правового обеспечения |
На государственном уровне должна быть разработана система нормативно-правового обеспечения, способствующая инновационному развитию лесного сектора экономики |
5. Инновационный научно-образовательный центр |
Необходимо создание данного центра, который на основе информации проектных и исследовательских организаций, образовательных учреждений занимается подготовкой и переподготовкой специалистов в области инновационного развития лесного сектора |
Отметим, что вышеизложенные аспекты политики инновационного развития позволяют определить приоритетные направления для перехода лесного сектора экономики на путь прямого инновационного развития. При этом важным условием является непрерывное инвестирование в прогрессивные технологии ведения лесного хозяйства и лесопользования [9].
В сложившихся условиях путь инновационного развития лесного сектора экономики способен привести к решению главных экономических проблем, возникших на региональном уровне таких как: изношенность мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесины, применение устаревших технологий, машин и оборудования, что приводит к низкой производительности труда и значительным издержкам на производство [3].
Политика инновационного развития путем своих тактических действий позволит [10]:
- разработать конструктивные модели поведения субъектов лесного сектора, ориентированные на созидательные действия путем поиска компромиссов для разработки взаимовыгодных вариантов партнерства;
- создать правовую базу, обеспечивающую такое распределение прав собственности, при котором каждый лесной ресурс будет иметь своего эффективного лесопользователя;
- реализовать принцип экологизации хозяйственной деятельности отраслей лесного сектора в процессе инновационного развития Российской Федерации [6].
В целом, инновационная политика имеет три главных направления, которые состоят из:
- развития эффективно функционирующей региональной инфраструктуры лесного сектора инновационного типа;
- поддержки и регулирования устойчивого развития инновационной деятельности всех субъектов лесных отношений;
- устойчивого развития социально-экономических параметров жизни населения страны, бизнес-процессов в лесном секторе экономики на базе ускоренного развития и высокой концентрации научно-технического, образовательного и инновационного потенциалов. [5]
Несомненно, реализация инновационной политики в лесном секторе связана с наличием рисков, которые представляют собой вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии лесной отрасли и степени влияния этих изменений как внутри данной отрасли, так и в сравнении с другими отраслями.
В качестве основных рисков инновационного развития лесного сектора экономики выделим следующие [8]:
- перенос центров разработки лесных массивов на территории, которые находятся на значительно удаленном расстоянии от основных центров переработки древесины;
- отсутствие развитой инфраструктуры, не позволяющей разрабатывать участки лесных массивов в полном объеме, в результате чего в настоящее время разрабатывается лишь 1/3 от расчетного объема лесозаготовки;
- высокий физический и моральный износ основных производственных фондов;
- высокая зависимость от политических рисков;
- увеличение вывозных пошлин на необработанный лес, не подкрепленное реальными возможностями по его переработке, ведет к массовому банкротству лесозаготовителей;
- недостаток экономически доступных ресурсов;
- влияние фактора сезонности;
- рост транспортных тарифов, рост стоимости энергоносителей, ухудшение качественных характеристик лесного фонда предприятий-поставщиков.
Таким образом, в качестве вывода отметим, что для обеспечения инновационной политики и инновационного развития лесного сектора экономики, необходимо:
- совершенствовать законодательную и нормативную базу регулирования инновационной деятельности с учетом отрасли;
- обеспечить льготные условия осуществления инновационной деятельности организациям, создающих инновации длительного инновационным цикла;
- содействовать развитию инфраструктуры инновационной деятельности, в том числе информационной инфраструктуры, которая обеспечивает накопление и распространение информации, предназначенной для использования субъектами инновационной деятельности.
Резюмирующей гипотезой, согласно которой важным инструментом реализации намеченных планов в лесном секторе экономики является четко выверенная и продуманная инновационная политика.