Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ETHIC AND AESTHETIC STANDARDS OF FUTURE IT SPECIALISTS

Syrgasheva L.Y. 1
1 Khakas Technical Institute the Branch of SFU
The problem of knowledge of ethics and aesthetics arises in every one who begins searching work or a professional career of a graduate regardless of professional environment. There is a more profitable position in this regard among graduates of medical institutions, ethical standards which are largely determined by the oath of Hippocrates. In the sphere of IT-technologies there is no officially adopted ethical code. The norms of professional ethics, first of all, apply to types of professional activity the subject of which is a person. However, human rights to privacy, the ethics of Internet behavior, intellectual property problems, the security of confidential information concerns today many people due to the inclusion of the Internet in many social and professional processes. That is why knowledge of ethical standards of IT professionals who organize and ensure the security of information processes is relevant. The article deals with the concepts of ethics and aesthetics in relation to professional communities, identifies ethical issues in the field of information technology. Results of questioning of students, future IT-specialists about ethics and aesthetics are given. The problem of the need for increasing the knowledge of students about ethics and aesthetics in professional work and life in general is posed.
ethics
aesthetics
professional ethics
professional aesthetics
information technology

Появление первых профессионально-этических кодексов принадлежит к периоду возникновения ремесленного разделения труда в средневековых цехах в ХI-ХII веках. Именно тогда в цеховых уставах впервые появился ряд нравственных требований, согласно которым применялись к той или иной профессии и характеру труда. К общим меркам профессиональной этики принадлежат требования: усердность, компетентная ответственность, достоинство, репутация, честь, профессиональный долг. Нормы профессиональной этики распространяются, как правило, на те виды профессиональной деятельности, предметом работы в которых является индивид. К примеру, существуют управленческо-административная, врачебная, педагогическая, юридическая, инженерная, сервисная, художественная, предпринимательская этика. Каждой компании соответствуют определенные типы этики.

В первую очередь чтобы перейти к обсуждению вопроса о основных этических и эстетических норм поведения в профессиональной деятельности, необходимо определиться с понятием, что такое этика и эстетика.

Этика (греч.?θικ?ν, от др.-греч.?θος – этос, «нрав, обычай») –философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность [1]. В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек, и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.

Эстетика (нем. Ästhetik, от др.-греч. α?σθησι – «чувство, чувственное восприятие») – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания [1].

Профессиональная этика – это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.

Предметом профессиональной этики выступают:

– требования к качествам личности персонала, необходимые для исполнения профессиональных обязанностей;

– нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности;

– отношения коллектива компании с окружением;

– отношения людей внутри рабочего коллектива и общепризнанных норм, какие их регулируют;

– цели и способы воспитания и обучения.

Профессиональная этика анализирует нравственные свойства человека независимо к психологическим механизмам, побуждающим возникновение данных качеств. Исследование этики демонстрирует разнообразие, многосторонность профессиональных моральных взаимоотношений, моральных норм.

Например, врачебная этика состоит в том, что объектом считается изучение основ взаимодействия доктора и пациента с целью возврата человеку физиологического и психологического самочувствия. Врачебная этика настолько важна, что в 1994 году Ассоциацией российских врачей принят «Этический кодекс Российского врача», раскрывающий врачебную этику: взаимоотношения врача и пациента при личных контактах, влияние личных качеств врача на его деятельность, гарантии врача не нанести вред своему пациенту.

То же самое можно сказать и о значимости этики в труде социальных работников. Межрегиональная ассоциация работников социальных служб в 1994 г. приняла «Этический кодекс работников социальной сферы» [2].

Ситуация в других профессиональных средах обстоит иначе. Возьмем для следующего примера профессиональную этику IT специалиста. Как известно, направление IT новейшее и пока не устоявшееся, бурно развивающееся. Сравнив с ней математику, философию, медицину и другие науки развивающиеся тысячелетия, можно сказать, что все принципы в этих науках и связанные с ними профессиональные культуры развились более значительно. В том числе и моральные принципы, к которым относится сама профессиональная этика. Данный факт отмечен Апресян Р.Г. в книге «Профессиональная, прикладная и практическая этики», в которой профессиональная этика – система норм и правил, моральных принципов поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации [3].

Профессиональные этические нормы системного администратора заключаются в том, что он должен: гарантировать конфиденциальность информации, сохранение «тайны от себя самого», а также доводить работу до конца [4].

Исследователи А. А. Малюк, О. Ю. Полянская выделяют проблемное поле этики в сфере информационных технологий: права человека на неприкосновенность частной жизни (приватность), этика поведения в Интернете, проблемы интеллектуальной собственности, социальной справедливости в отношении доступности информационно-коммуникационных технологий. Отмечая особо о важном месте вопросов профессионального поведения представителей IT-профессий [5].

Профессиональная эстетика в сфере обслуживания связана с образными нюансами обслуживания, с наружными окружающими объектами, которые в свою очередь оцениваются как привлекательные, гармоничные. Профессиональная обстановка, удобства и гармония должна чувствоваться на всех материальных предметах, которые сопровождают процесс обслуживания.

Эстетическая культура работника сервиса связана с его внешним видом. Его внешний вид в целом должен соответствовать служебным целям и согласоваться с интерьером. Поэтому во многих фирмах предпочитают одеть работников в униформу, которая разрабатывается специально и не должна выглядеть уныло или стандартно. Элементы эстетики должны также присутствовать в эмблеме фирмы, отражаться в дизайне оборудования, наупаковке товаров, сопровождающих обслуживание, и т.п.

Анализ дисциплин направления 09.03.03 Прикладная информатика показал, что дисциплины направленной на формирование этической и эстетической культуры обучающихся нет. Для того, что определить, как хорошо студенты знают, этические и эстетические нормы профессиональной деятельности из жизненного опыта или иных источников мы провели анкетирование, в котором было 10 вопросов и 3 варианта ответа. Результаты представлены на рисунках 1-10. Для создания анкеты использовалось приложение Googl Forms [6]. Контингент тестируемых – студенты третьего курса направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.

Рисунок 1 – Результаты ответов студентов на вопрос «Этика это ..»

По первому вопросу можно сказать, что достаточное количество обучающихся знают, что такое этика.

Рисунок 2 – Результаты ответов студентов на вопрос «Центральной проблемой этики является…»

Второй вопрос связан с центральной проблемой этики, и он показал, что большинство думают верно, так как ответом на данный вопрос будет добро и зло.

Рисунок 3 – Результаты ответов студентов на вопрос «Требования и нормы этикета бывают …»

На третий вопрос большинство тестируемых ответили верно. Однако далее

Рисунок 4 – Результаты ответов студентов на вопрос «Правдивость перед самим собой, адекватное самопонимание и в то же время отсутствие фальши в нашем самовыражении – это… »

Четвертый вопрос, можно сказать, что ввел в заблуждение. Но на самом деле верным ответом была – честность.

Рисунок 5 – Результаты ответов студентов на вопрос «Этическая категория, отражающая общие оценки действительности с точки зрения их желательности или нежелательности для человека, - это …»

На пятый вопрос можно сказать, что ответили неверно, так как в данном вопросе ответ, должен быть добро.

Рисунок 6 – Результаты ответов студентов на вопрос «Оъектом эстетической деятельности является …»

Шестой вопрос связан с эстетической деятельностью самого человека, поэтому верно было бы ответить, что объектом является окружающий мир человека.

Рисунок 7 – Результаты ответов студентов на вопрос «Онтологическая составляющая предмета эстетики связана с ….»

В седьмом вопросе, верный ответ был, красота мира.

Рисунок 8 – Результаты ответов студентов на вопрос «Осознание эстетической потребности порождает … »

На восьмой вопрос большинство ответило неверно, так как осознание эстетической потребности порождает эстетический интерес.

Рисунок 9 – Результаты ответов студентов на вопрос Способность к эстетической оценке явлений действительности называется …»

Девятый вопрос связан с эстетической оценкой явлений действительности, поэтому этой способностью будет называться эстетический вкус.

Рисунок 10– Результаты ответов студентов на вопрос «Эстетический идеал – это ..»

При ответе на десятый вопрос верный ответ – высшая ценность, связанная с представлением человека о добре, справедливости, милосердии.

Результаты тестирования позволяют утверждать, что в большей степени обучающие знают, что такое этика и эстетика в профессиональной деятельности, однако результаты ответов на вопросы 3-10 имеют большой разброс и в целом можно утверждать о необходимости повышения знаний студентов об этике и эстетике в профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.

В заключение необходимо подчеркнуть, что этические и эстетические нормы профессиональной деятельности становятся устойчивыми для общества. В настоящее время виды профессиональной этики формулируются отдельными организациями в виде корпоративных кодексов, и в таком случае профессиональное общество начинает жить, соблюдая свои нормы в профессиональной деятельности. Необходимо подчеркивать важность этической подготовки в образовательном процессе вуза и вводить дисциплины, или соответствующие проблеме темы в профильные дисциплины, так как будущим IT-специалистам знания в области этики и эстетики необходимы. Знания и опыт деятельности в ситуациях требующих знаний этики и эстетики позволят выпускникам вузов учесть при трудоустройстве замечания работодателей, отмечающих необоснованное желание сразу занять ведущую карьерную позицию (завышенная самооценка, амбициозность), излишнюю инициативность вместо исполнительности; незнание делового этикета; неумение работать в команде; явные прагматические ориентации в профессиональной деятельности; мобильность в отрицательном значении, т. е. готовность покинуть рабочее место при возникновении незначительных трудностей [7].