Появление первых профессионально-этических кодексов принадлежит к периоду возникновения ремесленного разделения труда в средневековых цехах в ХI-ХII веках. Именно тогда в цеховых уставах впервые появился ряд нравственных требований, согласно которым применялись к той или иной профессии и характеру труда. К общим меркам профессиональной этики принадлежат требования: усердность, компетентная ответственность, достоинство, репутация, честь, профессиональный долг. Нормы профессиональной этики распространяются, как правило, на те виды профессиональной деятельности, предметом работы в которых является индивид. К примеру, существуют управленческо-административная, врачебная, педагогическая, юридическая, инженерная, сервисная, художественная, предпринимательская этика. Каждой компании соответствуют определенные типы этики.
В первую очередь чтобы перейти к обсуждению вопроса о основных этических и эстетических норм поведения в профессиональной деятельности, необходимо определиться с понятием, что такое этика и эстетика.
Этика (греч.?θικ?ν, от др.-греч.?θος – этос, «нрав, обычай») –философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность [1]. В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек, и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.
Эстетика (нем. Ästhetik, от др.-греч. α?σθησι – «чувство, чувственное восприятие») – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания [1].
Профессиональная этика – это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.
Предметом профессиональной этики выступают:
– требования к качествам личности персонала, необходимые для исполнения профессиональных обязанностей;
– нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности;
– отношения коллектива компании с окружением;
– отношения людей внутри рабочего коллектива и общепризнанных норм, какие их регулируют;
– цели и способы воспитания и обучения.
Профессиональная этика анализирует нравственные свойства человека независимо к психологическим механизмам, побуждающим возникновение данных качеств. Исследование этики демонстрирует разнообразие, многосторонность профессиональных моральных взаимоотношений, моральных норм.
Например, врачебная этика состоит в том, что объектом считается изучение основ взаимодействия доктора и пациента с целью возврата человеку физиологического и психологического самочувствия. Врачебная этика настолько важна, что в 1994 году Ассоциацией российских врачей принят «Этический кодекс Российского врача», раскрывающий врачебную этику: взаимоотношения врача и пациента при личных контактах, влияние личных качеств врача на его деятельность, гарантии врача не нанести вред своему пациенту.
То же самое можно сказать и о значимости этики в труде социальных работников. Межрегиональная ассоциация работников социальных служб в 1994 г. приняла «Этический кодекс работников социальной сферы» [2].
Ситуация в других профессиональных средах обстоит иначе. Возьмем для следующего примера профессиональную этику IT специалиста. Как известно, направление IT новейшее и пока не устоявшееся, бурно развивающееся. Сравнив с ней математику, философию, медицину и другие науки развивающиеся тысячелетия, можно сказать, что все принципы в этих науках и связанные с ними профессиональные культуры развились более значительно. В том числе и моральные принципы, к которым относится сама профессиональная этика. Данный факт отмечен Апресян Р.Г. в книге «Профессиональная, прикладная и практическая этики», в которой профессиональная этика – система норм и правил, моральных принципов поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации [3].
Профессиональные этические нормы системного администратора заключаются в том, что он должен: гарантировать конфиденциальность информации, сохранение «тайны от себя самого», а также доводить работу до конца [4].
Исследователи А. А. Малюк, О. Ю. Полянская выделяют проблемное поле этики в сфере информационных технологий: права человека на неприкосновенность частной жизни (приватность), этика поведения в Интернете, проблемы интеллектуальной собственности, социальной справедливости в отношении доступности информационно-коммуникационных технологий. Отмечая особо о важном месте вопросов профессионального поведения представителей IT-профессий [5].
Профессиональная эстетика в сфере обслуживания связана с образными нюансами обслуживания, с наружными окружающими объектами, которые в свою очередь оцениваются как привлекательные, гармоничные. Профессиональная обстановка, удобства и гармония должна чувствоваться на всех материальных предметах, которые сопровождают процесс обслуживания.
Эстетическая культура работника сервиса связана с его внешним видом. Его внешний вид в целом должен соответствовать служебным целям и согласоваться с интерьером. Поэтому во многих фирмах предпочитают одеть работников в униформу, которая разрабатывается специально и не должна выглядеть уныло или стандартно. Элементы эстетики должны также присутствовать в эмблеме фирмы, отражаться в дизайне оборудования, наупаковке товаров, сопровождающих обслуживание, и т.п.
Анализ дисциплин направления 09.03.03 Прикладная информатика показал, что дисциплины направленной на формирование этической и эстетической культуры обучающихся нет. Для того, что определить, как хорошо студенты знают, этические и эстетические нормы профессиональной деятельности из жизненного опыта или иных источников мы провели анкетирование, в котором было 10 вопросов и 3 варианта ответа. Результаты представлены на рисунках 1-10. Для создания анкеты использовалось приложение Googl Forms [6]. Контингент тестируемых – студенты третьего курса направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.
Рисунок 1 – Результаты ответов студентов на вопрос «Этика это ..»
По первому вопросу можно сказать, что достаточное количество обучающихся знают, что такое этика.
Рисунок 2 – Результаты ответов студентов на вопрос «Центральной проблемой этики является…»
Второй вопрос связан с центральной проблемой этики, и он показал, что большинство думают верно, так как ответом на данный вопрос будет добро и зло.
Рисунок 3 – Результаты ответов студентов на вопрос «Требования и нормы этикета бывают …»
На третий вопрос большинство тестируемых ответили верно. Однако далее
Рисунок 4 – Результаты ответов студентов на вопрос «Правдивость перед самим собой, адекватное самопонимание и в то же время отсутствие фальши в нашем самовыражении – это… »
Четвертый вопрос, можно сказать, что ввел в заблуждение. Но на самом деле верным ответом была – честность.
Рисунок 5 – Результаты ответов студентов на вопрос «Этическая категория, отражающая общие оценки действительности с точки зрения их желательности или нежелательности для человека, - это …»
На пятый вопрос можно сказать, что ответили неверно, так как в данном вопросе ответ, должен быть добро.
Рисунок 6 – Результаты ответов студентов на вопрос «Оъектом эстетической деятельности является …»
Шестой вопрос связан с эстетической деятельностью самого человека, поэтому верно было бы ответить, что объектом является окружающий мир человека.
Рисунок 7 – Результаты ответов студентов на вопрос «Онтологическая составляющая предмета эстетики связана с ….»
В седьмом вопросе, верный ответ был, красота мира.
Рисунок 8 – Результаты ответов студентов на вопрос «Осознание эстетической потребности порождает … »
На восьмой вопрос большинство ответило неверно, так как осознание эстетической потребности порождает эстетический интерес.
Рисунок 9 – Результаты ответов студентов на вопрос Способность к эстетической оценке явлений действительности называется …»
Девятый вопрос связан с эстетической оценкой явлений действительности, поэтому этой способностью будет называться эстетический вкус.
Рисунок 10– Результаты ответов студентов на вопрос «Эстетический идеал – это ..»
При ответе на десятый вопрос верный ответ – высшая ценность, связанная с представлением человека о добре, справедливости, милосердии.
Результаты тестирования позволяют утверждать, что в большей степени обучающие знают, что такое этика и эстетика в профессиональной деятельности, однако результаты ответов на вопросы 3-10 имеют большой разброс и в целом можно утверждать о необходимости повышения знаний студентов об этике и эстетике в профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.
В заключение необходимо подчеркнуть, что этические и эстетические нормы профессиональной деятельности становятся устойчивыми для общества. В настоящее время виды профессиональной этики формулируются отдельными организациями в виде корпоративных кодексов, и в таком случае профессиональное общество начинает жить, соблюдая свои нормы в профессиональной деятельности. Необходимо подчеркивать важность этической подготовки в образовательном процессе вуза и вводить дисциплины, или соответствующие проблеме темы в профильные дисциплины, так как будущим IT-специалистам знания в области этики и эстетики необходимы. Знания и опыт деятельности в ситуациях требующих знаний этики и эстетики позволят выпускникам вузов учесть при трудоустройстве замечания работодателей, отмечающих необоснованное желание сразу занять ведущую карьерную позицию (завышенная самооценка, амбициозность), излишнюю инициативность вместо исполнительности; незнание делового этикета; неумение работать в команде; явные прагматические ориентации в профессиональной деятельности; мобильность в отрицательном значении, т. е. готовность покинуть рабочее место при возникновении незначительных трудностей [7].