Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

WORLD OUTLOOK FUNDAMENTALS OF TRADITIONAL CHINESE MEDICINE

Nikolaev E.E. 1
1 I. N. Ulianov Chuvash State University
Today's China is not only economy, language and culture, it is also the original system of traditional medicine which is based on deep philosophical roots. Health in traditional Chinese medicine is understood as ability of a human body to react to a big variety of various irritants for maintenance of integrity and balance. The key rule of healing is elimination of an etiology taking into account features of an inviduum, the constitution, the residence, season. The fundamentals of traditional Chinese medicine are formed by the doctrine about yin and yang as two opposite principles. The disease is considered as the result of loss of relative balance between yin and yang, their surplus or a shortcoming. The theory of yin and yang is relevant and useful not only in theoretical medicine and philosophy, but also is widely used in the analysis of pathological conditions of the person, in processes of diagnostics and treatment of diseases the theory of five elements (wu sing) which helps to comprehend development of pathological process is of particular importance, to separate "primary" from "secondary", an etiology from consequences and also to predict the course of a disease. Any internal body is related to one of five elements with which its properties are connected.
traditional chinese medicine
world outlook bases
yin
yang
wu xing

В современном мире постоянно возрастает интерес к истории и философии, культуре и языку, а также к перспективам развития такой крупной экономической державы, которой постепенно становится Китай. Все интенсивнее развивается сотрудничество российских организаций с китайскими [4], все шире китайский язык начинает изучаться не только в крупных городах и приграничных районах, но и в Европейской части страны [2], все больше в российских вузах появляется опыта в преподавании китайского языка русским студентам [3, 8]. Но сегодняшний Китай – это не только экономика, язык и культура, это и оригинальная система традиционной медицины, которая зиждется на глубоких философских корнях [5].

На Олимпийских Играх в 2016 году в Рио-де-Жанейро американский пловец Майкл Фелпс завоевал золото в эстафете вольным стилем, после чего многие обратили внимание на темно-фиолетовые следы на его спине. Это был результат применения китайских банок. Это не первый случай, когда китайская медицина продемонстрировала свои блестящие успехи на международной арене. В декабре 2015 года специалист в области традиционной китайской медицины Ту Юю стала лауреатом Нобелевской премии по медицине и физиологии за открытие препарата из полыни однолетней, помогающего бороться с малярией [10]. Считается, что методы медицины китайцев эффективны и просты, а расходы невысоки. Все эти факты свидетельствуют о росте внимания к  традиционной китайской медицине во всем мире.

Под здоровьем традиционная китайская медицина понимает способность человеческого организма реагировать на большое разнообразие различных раздражителей для поддержания целостности и равновесия [1]. Ключевым правилом исцеления является устранение причины болезни с учетом особенностей инвидуума, конституции, места жительства, времени года. В древнейшем китайском труде по медицине «Ней Цзин» говорится: «Сохранение порядка, а не исправление беспорядка является высшим принципом мудрости. Лечить заболевание после того, как оно уже возникло, все равно, что копать колодец, когда захотелось пить, или ковать оружие, когда началась война» [5]. По канонам традиционной медицины стран Востока, человеческий организм – это микрокосмос, он является частью макрокосмоса, а его существование и изменчивость всегда подвержены воздействию сил окружающей природы [7].

Мировоззренческую базу традиционной медицины Китая образует учение об инь и ян: всякое единое целое включает два противоположных начала, конкурирующих и дополняющих друг друга [1]. Идея о том, что у всего в природе есть два начала, присуща философии даосизма.

Связанные в единое целое органы и ткани человека можно разделить на два аспекта – инь и ян. По анатомическому расположению частей тела: верх – это ян, низ – инь; внешняя сторона – ян, внутренняя – инь; справа – инь, слева – ян; спина – ян, грудь и живот – инь. По функциональности «плотные органы» цзан имеют отношение к инь, а «полые» органы фу – к ян. Помимо этого, все органы одновременно могут находиться в двух состояниях – ян и инь. Так, существуют сердце-ян и сердце-инь, почки-ян и почки-инь. Система каналов человеческого тела классифицируется на каналы группы инь и каналы группы ян. Функциональная активность соотносится с ян, а питательные вещества – с инь. Они не существуют по отдельности, а питают и поддерживают друг друга [7].

Заболевание считается результатом утраты относительного равновесия между инь и ян, их избытком либо недостатком. Выделяют два вида патогенных факторов – инь и ян, а защитная энергия вэй чи объединяет жидкость инь чи с энергией ян чи [5]. Как правило, введение патогенного фактора типа инь приводит к преобладанию инь и дефекту ян, это обнаруживается в  синдроме «холода типа избытка» (инь в абсолютном избытке, ян в недостатке). При действии болезнетворного фактора типа ян происходит увеличение ян и повреждение инь, что называется синдромом «жара типа избытка» (ян в абсолютном избытке, инь в недостатке). Если наблюдается какое-либо истощение ян, то происходит относительное превалирование инь, проявляющееся синдромом «холода типа недостатка», а при дефекте инь происходит относительное доминирование ян, что приводит к синдрому «жара типа недостатка». Одновременный дефицит и инь, и ян называют «взаимным опустошением инь и ян». Так, при продолжительном голоде заметно ослабление селезенки (ян) и нехватка крови (инь): «ослабление чи из-за недостаточного влияния ян на инь», когда селезенка не способна питать кровь. При большой кровопотере недостаток крови (инь) воздействует на похолодание конечностей, появление липкого пота, что можно считать симптомами дефицита ян: «дефицит инь и ян из-за недостаточного влияния инь на ян» [5].

Поскольку основной причиной любого заболевания является дисбаланс между инь и ян, то даже самые сложные и запутанные клинические проявления болезни подчиняются закону «инь-ян», который и есть основа для диагностики и дальнейшего лечения. В китайском трактате «Лин Шу» замечено: «Сущность применения иглоукалывания состоит в восстановлении баланса между инь и ян» [5]. Таким образом, теория инь и ян актуальна и полезна не только в теоретической медицине и философии, но и широко используется при анализе патологических состояний человека, в процессах диагностики и лечения заболеваний [6]. Она отражает единство человеческого организма и очень тесные взаимосвязи функциональных его структур с органическими, что находит отражение в системно-структурном подходе к теории и практике медицины, фундамент которого был заложен академиком П. К. Анохиным [9] .

В традиционной китайской медицине наряду с учением об инь и ян особое значение имеет теория пяти элементов (у-син), которая отражает пять категорий окружающего мира: дерево, металл, огонь, земля, вода [5]. Учение говорит о том, что все процессы и явления нашей Вселенной имеют под собой природу пяти элементов, находящихся в непрерывном движении. Пять элементов отличаются по своим свойствам, однако они находятся в зависимости друг от друга и в тесной взаимосвязи, поддерживая этим относительный баланс. Теорию у-син можно применять для анализа явлений не только окружающего мира, но и физиологии и патологии организма, для обоснования взаимосвязей органов, а также для диагностических и лечебных целей [6].

Любой внутренний орган имеет отношение к одному из пяти элементов, с которым связаны его свойства. При объяснении многих аспектов взаимодействия органов используют трактовку по активирующим и угнетающим взаимосвязям. У-син осуществляет регулирующее воздействие на органы и связанные с ними каналы человеческого тела. Это объясняется наличием между органами и относящимися к ним каналами связи типа «наружно-внутренней». Такая связь возникает между органами (каналами), имеющими отношение к одному и тому же элементу. И хотя теория У-СИН не отражает всей палитры взаимодействий внутренних органов и каналов тела, тем не менее клинический опыт доказывает, что она содержит в себе главные объективные связи между ними.

Традиционная китайская медицина видит организм как целостную систему, когда при повреждении какого-нибудь органа наблюдается реакция со стороны других органов – «передача», или трансмиссия, заболевания [1]. Согласно теории у-син, такая передача обычно осуществляется по активирующим и угнетающим связям. Трансмиссия по активирующим связям подразумевает взаимодействия категории «мать – сын» и «сын – мать», а передача по угнетающим взаимосвязям – подавление и противоугнетение.

В практической китайской медицине теория у-син используется для обобщения диагностической информации, определения патологии согласно природе и свойствам пяти элементов. В процессе лечения пяти элементам соответствуют пять областей точек (их называют «античными точками», или точками у-син) на дистальных концах конечностей. При выборе точек и метода воздействия на них руководствуются принципами «стимулировать мать» или «седировать сына». Теория у-син также помогает осмыслить развитие патологического процесса, отделить «первичное» от «вторичного», причину болезни от последствий, а также в определенной мере прогнозировать течение заболевания.

Сегодня теорию у-син пока еще достаточно тяжело интерпретировать с научных позиций медицины Запада. Однако в теории заложена важная мысль о материальности мира, взаимосвязи частей природы и явлений, о целостности  и единстве организма, его способности к саморегуляции, системности реакции на раздражители извне [5]. При этом пять элементов не стоит понимать буквально, их следует рассматривать как некие символы, которым соответствуют и на основе которых взаимодействуют все предметы и явления природы. Несмотря на своеобразие восприятия и трактовки теории у-син, ее положения подтверждается на практике, что указывает на ее значимость.

В настоящее время традиционная китайская медицина получает все более широкое признание народов разных стран. Несомненно, научный и технический прогресс внесли много нового как в теорию, так и в практику китайской медицины. Однако продолжают строго соблюдаются общие фундаментальные законы и принципы традиционной китайской медицины, в основе которых уже много столетий лежит философия.