Ухудшение экономической ситуации в настоящее время, вызвав кардинальные преобразования в сфере распределительных отношений, обострило жизненные проблемы старшего поколения, порождая чувства неуверенности, незащищенности и тревоги. Однако в условиях демографического старения и социально-экономического кризиса эти проблемы все сильнее затрагивают не только людей «третьего возраста», но и оказывают влияние на жизнеспособность российского общества в целом. Ведь согласно международным критериям, население России уже более полувека считается «старым», на настоящий момент доля россиян в возрасте старше 55 лет составляет 25% [4]. Данная ситуация отражается не только на снижении экономических возможностей общества или уменьшении рождаемости, но и возрастании потребности в социальной поддержке людей пожилого возраста.
Проблемы пожилых людей в настоящее время находятся в фокусе социальной политики государства и вызывают внимание различных социальных служб, разрабатывающих специальные социальные программы и проекты, направленные на защиту интересов и поддержание достойного уровня жизни пожилых граждан. Однако нельзя утверждать, что данная помощь является эффективной, это обусловлено тем, что государство на сегодняшний день способно решить далеко не все социально-экономические проблемы данной категории граждан. Государство не в состоянии охватить своим вниманием всех граждан пенсионного возраста в связи со значительной долей лиц данной категории населения. Поэтому эффективная организация социальной работы с пожилыми людьми в современной России, особенно в сельской местности, является весьма актуальной проблемой.
В настоящее время в РФ принят и действует закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [2]. Действующий закон более полно учитывает реалии современного социально-экономического и демографического развития страны, концептуально определяет модель дальнейшего развития и модернизации российской системы социальной помощи пожилым людям. Новый закон создает правовые основы для обеспечения этой категории населения высокого качества жизни с учетом всех его составляющих, включая: уход и заботу, активное участие в жизни общества, предоставление возможности для реализации внутреннего потенциала, приобретения знаний, умений, передачи жизненного опыта молодежи, обеспечение доступа к культурным ценностям, дополнительному образованию, творческому развитию.
Одной из основных целей Федерального закона № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является внедрение в данную сферу негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций. В российском законодательстве закреплены следующие формы взаимодействия государственных, муниципальных и некоммерческих организаций (НКО): поддержка, взаимодействие, право на получение информации, изучение и учет мнений, привлечение к участию в подготовке решений, привлечение к работе в государственных органах, наделение НКО полномочиями общественного контролера и т.д. В Волгоградской области первые социально ориентированные некоммерческие организации в сфере социального обслуживания населения стали появляться в 2014 году. Сегодня в список социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве субъектов социального обеспечения, осуществляющих свою деятельность на территории Волгоградской области, входят 77 организаций, из них – 17 социально ориентированных НКО, осуществляющих социальное обслуживание в полустационарной форме и на дому [3].
Так, в НКО «Милосердие» оказывается значительную помощь пожилым людям, оказавшихся по какой-либо причине без определенного места жительства. В полустационарной форме можно получить социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-трудовые, социально-правовые, социально-педагогические и срочные социальные услуги. Главная цель работы учреждения применительно к пожилым людям заключается в адаптации пожилых людей, оказавшихся на улице, поддержание их здоровья, обучение навыкам самообслуживания, содействие в трудоустройстве и получении временного жилого помещения [3].
НКО «Солнечный дом» оказывается весь спектр социально-бытовых услуг пожилым людям на дому, а также поддержание и сохранение здоровья пожилых получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий с ними, наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.Так же организация занимается непосредственно адресной помощью нуждающимся больным, пожилым людям подчас одиноким, оставшимся без участия близких, в их судьбе [3].
Примечателен опыт работы НКО «Золотая осень», который специализируется на социальном обслуживании именно пожилых и инвалидов. Основной целью создания и деятельности организации является оказание всесторонней социальной помощи пожилым гражданам и инвалидам для максимального продления их жизнедеятельности и сохранения здоровья. Организация осуществляет обучение родственников практическим навыкам ухода за тяжелобольными с целью активации их подвижности, способности к самообслуживанию [3].
Вместе с тем, все зарегистрированные некоммерческие организации на данный момент функционируют лишь в пределах г. Волгограда и г. Волжского, в сельской местности данных организаций нет. Однако существенным дополнением к некоммерческому сектору в сфере социального обслуживания пожилых граждан являются органы территориального общественного самоуправления города (ОТОСы), которые функционируют в каждом районе и нескольких микрорайонах. Они отличаются от НКО тем, что люди, работающие в них, выбираются населением. Они оказывают непосредственную помощь, пытаются подхватывать любые социальные инициативы, значимые для микрорайона, и решать их совместно с властью на уровне муниципалитетов. От них также исходят законодательные инициативы по решению социально значимых проблем населения. Помимо прочего, наименее развитой формой социального обслуживания в селе являются полустационарные и стационарные формы обслуживания, что, безусловно, является большим минусом, так как смысл работы таких отделений заключается в помощи пожилым людям преодолеть одиночество, замкнутость, а также создать благоприятный климат для общения, что является особенно важным для пожилых людей.
Таким образом, система социального обслуживания в сельской местности регулируется той же законодательной базой, что распространена на все наше государство, и является многокомпонентной структурой, в которую входят социальные учреждения и службы, предоставляющие комплекс услуг лицам пожилого возраста. Однако анализ статистических данных показал, что социальная инфраструктура в селе на современном этапе по-прежнему является слаборазвитой, о чем свидетельствует и отсутствие некоммерческих организаций в сельской местности Волгоградской области. Вместе с тем, некоммерческие организации быстро реагирует на запросы различных групп населения, не боятся новых социальных вызовов, эффективно и качественно предоставляет услуги гражданам, смело разрабатывает новые методы помощи и технологии. Данные положения, безусловно, говорят о том, что НКО социального обслуживания пожилых людей значительно повысят качество предоставляемых услуг пожилым в селе.
Ключевые слова: изменения, информационные технологии, инфраструктура, роль, социальная сфера, система социального обслуживания пожилых людей, поддержка, критерии, методы, потребности, сельская местность, исследование, социальное обслуживание, организация, центр нехаевского социального обслуживания, пожилые люди, оптимизация, некоммерческие организации, проблемы пожилых людей, достойный уровень жизни.