Одной из самых распространенных психических болезней является шизофрения. Для этого заболевания характерно искаженное восприятие действительности, навязчивые идеи, бред и галлюцинации. Общее количество симптомов шизофрении достаточно большое количество, что ставит во многих случаях диагностику под сомнение. Не случайно известные тесты Роршаха (сложное изображение, на котором можно различить какой-то сюжет или рисунок) часто дают двойственную оценку. Например, определенный ответ человека может характеризовать его и как шизофреника, и как «чудака», то есть просто необычного человека с бурной фантазией. Тем большей критики заслуживает такое направление в науке, как социальная шизофрения. При такой форме шизофрении парализуется механизм критического мышления в отношении этих идей. Человек игнорирует несоответствие своих выводов и поступков реальной действительности.
Данная работа призвана показать ошибочность некоторых убеждений социальной шизофрении. Надо отметить, что признать определенные общественные силы ненормальными людьми по факту их общего и одновременно протекающего психического заболевания было бы удобно для многих. Например, для глав транснациональных корпораций удобно признать таковыми экологов. Актуальность теме придает сам характер общественных процессов в мире, когда всюду действует определенное воздействие на человека в лице различной пропаганды, рекламы, появления новых религиозных культов и нестандартных проявлений творчества.
- Под сознанием в философии понимается в первую очередь сознавать наличие предметов вокруг и соотносить себя относительно них. Под этим понимается не просто психическая реакция организма, а именно восприятие соотношения человека и окружающего мира. С другой стороны сознанием принято называть не только то, как соотносит человек себя с миром, но и само это отношение, так как без наличия сознания нет и человека. Мир мы видим в ощущениях и потеря способности ощущать или воспринимать наши ощущения можно констатировать как потерю сознания.
В философии принято выделять такие формы сознания как самосознание (осознание самого себя в данный момент как цельной и индивидуальной личностью), рассудок (состояние сознания, в котором человек познает мир через мышление в рамках определенных понятий об этом мире), разум (самосознающий рассудок) и дух (как включающий в себя все прочие виды, высшая форма сознания). Важным элементом сознания является внимание, то есть способность сконцентрироваться на определенном виде деятельности. Также важной частью является память, которая позволяет накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Сознание сложно отделить от выражения человеком определенных эмоций по отношению к определенным объектам и действиям. Существенной частью сознания является воля, которая выражает стремление человека к определенным целям, что сильно влияет на поведение человека.
Сознание выполняет множество функций. Это познание природы вокруг через приобретение и накопление знаний. Сознание позволяет мысленно представлять изменения вокруг, фантазировать – принято называть это воображением. Третья функция - управления, обеспечивающая регуляцию и контроль поведения человека в его взаимоотношениях с окружающим миром. Наконец, человек способен прогнозировать свое будущее, планы и действия с определенной точностью и вероятностью.
Самосознание человека развивается в жизни поэтапно. Вначале человек только осознаёт своё тело и его отличие от окружающего мира. Далее начинается определение своей социальной принадлежности в обществе. Высшим уровнем развития является сознание себя как индивидуального и неповторимого лица, способного совершать осмысленные поступки и нести за них ответственность, контролировать при этом свои действия и иметь в наличии самооценку (критическое восприятие себя). [2]
Учитывая вышесказанное, отметим основные признаки социальной шизофрении с точки зрения её сторонников. В первую очередь, социальной шизофренией признается всякая навязчивая идея в обществе или его части, которая объединяет людей, но при этом никак не соответствует действительности. Например, речи Гитлера считаются примером бредовой идеи о превосходстве арийской расы, за которой последовали несколько миллионов человек. Сторонники теории относят к проявлениям болезни также деятельность деструктивных сект. Они считают, что социальная шизофрения – это особая форма заразного психического заболевания, которое передается через речь. Ссылаясь на работы русского физиолога Павлова, они утверждают, что речь может существовать как бы отдельно, подобно вирусам, распространяя информацию от человека к человеку, как компьютерные вирусы от компьютера к компьютеру. Таким образом, человек способен терять свою индивидуальность и становится частью толпы. Сюда же относится и психология поведения любой толпы, которая действует спонтанно и нерационально. Критическое мышление утрачивается полностью, но при этом никак не повреждается мозг. Характер заболевания может проявляться даже в виде эпидемий и пандемий. Всякая революция, большая война, политический кризис – проявления массовой социальной шизофрении. Таким образом, все проблемы человечества относятся к утрате дееспособности большими группами населения, так как шизофреник не является лицом дееспособным, а, следовательно, не несет ответственность за свои действия. При этом непонятно, что является «иммунитетом» от такого опасного инфекционного заболевания.
С одной стороны, адепты тоталитарных сект действительно теряют волю и рассудок, а с другой сторонники Гитлера были совсем не похожи на безвольные массы. Среди нацистов было много ученых и мыслителей, вставших на сторону этой идеологии. Если разбирать любую революцию или восстание, то практически всегда это был акт отчаяния со стороны угнетенных, проявление ими волевых усилий, чтобы дать «последний бой» режиму угнетателей. Наконец, под определение социальной шизофрении подпадает практически любая религия, так как поклоняются некоторому антропоморфическому объекту, который сотворил мир и вершит его судьбы. У верующего нет никаких доказательств своей правоты: однако, он искренне верит в это. Налицо искривленное восприятие окружающей действительности и навязчивая идея. Естественно, тогда придется большинство населения мира считать психически больными, что выглядит подозрительным. [5]
Тогда идея социальной шизофрении ставит под сомнение целесообразность основного вопроса философии о соотношении идеального и материального, однозначно решая в пользу материального и чувственного. При этом возникает логический парадокс. Если всякое проявление, например, ненависти по национальному и религиозному принципу есть социальная шизофрения, то чем тогда считать любую религию, следование которой есть также шизофрения? Значит, человек здоровый и не религиозен, и не против религиозности. Таким образом, здоровому человеку нет дела до шизофреника. Это ставит их в равные права, что вообще отрицает сам факт ненормальности.
Как же объяснить все многочисленные проявления эффекта толпы? В каждом конкретном случае может быть своя причина. У исторических событий это в основном экономические и географические причины и факторы. Вовлечение в секты и радикальные движения проходит на фоне общей депрессии вовлеченного, его апатии и утере воле к борьбе за жизнь. Человек теряет смысл своей жизни, но, подпадая под влияние умелых идеологов или мошенников, начинает видеть его в единении с группой лиц на основе следования определенным принципам. Человеку предлагают альтернативу его жизни, а не заражают «речевыми вирусами». С точки зрения волевого и ясно мыслящего человека эта альтернатива является глупостью либо явным обманом, но с точки зрения того, кто впал в уныние и депрессию выглядит как истина в последней инстанции. Безусловно, человек, вовлеченный в секту, может заболеть психическим заболеванием, находясь во враждебной для психики атмосфере. Однако, это будет «нормальная» шизофрения или какое-то другое отклонение. Не стоит забывать, что вовлеченных на первом этапе часто пытаются подвергнуть воздействию психотропных и наркотических препаратов, что и влечет развитие отклонений. Человек в толпе не лишается сознания и способности к нему – просто эмоциональный фон не дает ему действовать обыденно, а не по законам толпы, объединенной общими эмоциями и призывами, которые имеют под собой реальное материальное основание (не всегда оправдывающее их действия). [5]
- Помимо широко распространенных взглядов философии на социальную шизофрению интересно рассмотреть также и противников её с противоположной стороны.
В двухтомнике Ж. Делёз и Ф. Гваттари «Капитализм и шизофрения» дается анализ взаимоотношений в человеческом обществе на основе отношений человека к феномену власти во всех ее проявлениях, в том числе на самом низком бытовом уровне (например, в семье). Капитализм, с их точки зрения, только возводит все худшие проявления человеческого общества в состояние апогея, показывая их максимально ясно и отчетливо. В своей работе Ж. Делёз и Ф. Гваттари понимают всякую власть не с позиции формирования институтов и бюрократического аппарата управления, а как множественное проявление силы. Они считали, что при любом строении общества и в любое время человек стремится к власти, но общество противится этому стремлению, ограничивая и присваивая его себе, чтобы пытаться сформировать «под себя». Для этого главные общественные силы запрещают какие-то человеческие проявления (так появляются тюрьмы), либо просто вытесняют неугодных из общества, объявляя их умалишенными и психопатами. Капитализм навязывается сознанию человека в качестве неоспоримого авторитета, заставляющего и побуждающего его мыслить готовыми понятиями и представлениями. Это происходит, потому что сознание человека имеет языковой характер, а современный язык формирует наука, осуществляя, таким образом, контроль над сознанием. Вместе с ростом знаний о человеке идет постоянное развитие способов контроля за личностью через аппараты реализации власти. Современная власть реализована через общественные институты, которые диктуют социальные нормы жизни через запреты и вытеснение из общества. Тюрьмы, школы, военизированные структуры, больницы и заводы – стали всего лишь инструментами власти при поддержке официальной науки. Крайне отрицательно авторы относятся к учению Фрейда, считая его настоящим фашизмом, который удачно вписался со своей теорией бессознательного в науку и через нее в бытовой обиход. [1]
В ряде последних работ некоторые психологические характеристики рассматриваются как факторы предрасположенности («уязвимости»), на основе которых вследствие стрессов могут возникать шизофренические эпизоды. В качестве таких факторов сотрудники нью-йоркской группы L. Erlenmeyer-Kimung, занимающиеся в течение многих лет изучением детей высокого риска по шизофрении, выделяют дефицит информационных процессов, дисфункцию внимания, нарушение коммуникативности и межперсонального функционирования, низкую академическую и социальную «компетенцию».
Общим итогом таких исследований является вывод о том, что дефицит ряда психических процессов и поведенческих реакций характеризует как самих больных шизофренией, так и лиц с повышенным риском развития этого заболевания, т. е. соответствующие особенности могут рассматриваться как предикторы шизофрении.
Выявленная у больных шизофренией особенность познавательной деятельности, заключающаяся в снижении избирательной актуализации знаний, не. является следствием развития заболевания. Она формируется до манифестации последнего, предиспозиционно. Об этом свидетельствуют отсутствие прямой связи между выраженностью этой аномалии и основными показателями движения шизофренического процесса, в первую очередь его прогредиентностью. [3]
Анализ шизофренического дефекта с позиций патопсихологического синдрома позволяет обосновать главные принципы коррекционных воздействий в целях социально-трудовой адаптации и реабилитации больных, согласно которым недостаточность одних компонентов синдрома частично восполняется за счет других, относительно более сохранных. Так, дефицит эмоциональной и социальной регуляции деятельности и поведения может в определенной степени компенсироваться сознательным путем на основе произвольной и волевой регуляции деятельности. Дефицит потребностно-мотивационных характеристик общения может быть в какой-то мере преодолен включением больных в специально организованную совместную деятельность с четко обозначенной целью. Мотивирующая стимуляция, применяемая в этих условиях, не апеллирует непосредственно к чувствам больного, а предполагает осознание необходимости ориентировки на партнера, без которой задача вообще не может быть решена, т. е. компенсация достигается в этих случаях также за счет интеллектуальных и волевых усилий больного. Одной из задач коррекции является обобщение и закрепление положительных мотиваций, создаваемых в конкретных ситуациях, способствующих их переходу в устойчивые личностные характеристики. [4]
Таким образом, ряд авторов оправдывают девиации человеческого поведения, отрицая ненормальность людей с точки зрения психиатрии. Эта точка зрения также очень дискуссионная, но учитывая проблемы современного «общества потребления», которое всячески подавляет личность, пытаясь сплотить людей ради определенных экономических и политических целей, не выглядит бездоказательной и неразумной.
Заключение
Результатом данной работы следует признать слабую аргументацию сторонников наличия социальной шизофрении в человеческом обществе. Приводимые ими аргументы не имеет достаточно доказательной базы и медицинской аргументации. Многие психологические проблемы человека способны привести его на путь, который ведет к безумию и искривлению сознания. Однако, первичными тут являются именно личностные проблемы, а не какие-то призывы и идеи. Даже человек, попавший под влияние, далеко не всегда является психически больным.