Современный этап развития российского общества связан с началом новой эпохи – эпохи инноваций. Именно с внедрением в повседневную жизнь людей инновационных технологий все сферы их деятельности претерпели ряд коренных изменений. Это, конечно, не могло не отразиться и на сфере образования. Его основная роль в современном обществе приобрела новое направление, в результате чего получили развитие совершенно новые подходы к обучению, нацеленные на обеспечение современного качества образования и его соответствие актуальным потребностям и запросам общества. Последнее нашло свое отражение в новом образовательном стандарте [3].
Основная цель современного образования, в том числе и математического, в условиях реализации ФГОС заключается в предоставлении каждому обучающемуся возможности получения предметных знаний, умений и способов деятельности, соответствующих его индивидуальным потребностям. Особое внимание при этом уделяется формированию и развитию метапредметных умений и способов деятельности, заявленных в государственном образовательном стандарте основного общего образования. Также современное математическое образование акцентирует направленность полученных знаний обучающегося на его дальнейшую профессиональную деятельность и реализует возможность творческого подхода в обучении математике и смежных с ней дисциплинах [2]. Это осуществляется за счет дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. А в качестве одного из средств их реализации выступает профильное обучение, организация образовательного процесса при котором учитывает интересы и способности обучающегося, а его содержание и структура связаны с будущей профессиональной направленностью школьника [5]. Именно профильное обучение главную роль отводит личности обучающегося, учитывает его склонности и успехи в интересующих сферах науки и дисциплинах, смежных с ними. В результате углублённого изучения необходимых по мнению обучающегося отдельных дисциплин с использованием специально разработанных индивидуальных программ, учитывающих разную степень освоения предметного содержания школьниками, реализуется формирование их социокультурного уровня и осознанного профессионального выбора.
В качестве одной из форм организации профилизации учебно-познавательной деятельности обучающихся можно рассматривать различные дополнительные учебные курсы. К ним относятся базовые общеобразовательные, профильные и элективные курсы. По сравнению с профильными, базовые общеобразовательные и элективные курсы обязательны для посещения старшеклассниками. Элективные курсы в отличие от базовых предназначены либо для поддержания основных профильных курсов, определяющих профессиональные предпочтения обучающихся, либо для осуществления индивидуальных образовательных программ [4]. В этой связи их содержание направлено на углубление знаний обучающегося по изучаемому им профильному предмету, его какому-то разделу или определенной теме посредством реализации межпредметной взаимосвязи. Этот факт необходимо учитывать как на этапе проектирования содержания курса, так и на этапе его реализации в образовательной практике. В этой связи, мы считаем, что отбор содержания любого элективного курса должен удовлетворять некоторым педагогическим принципам. С помощью описанных ниже принципов построения содержания элективного курса возможно более полное и детальное описание сущности целей и задач образовательного процесса курса, отбор эффективных форм и методов обучения, а также средств анализа и контроля, то есть проектирования организационно-методического обеспечения курса.
Опишем принципы отбора содержания элективных курсов, удовлетворяющие современным требованиям к качеству математической подготовки учащихся образовательных учреждений, осуществляющих подготовку по физико-математическому профилю, выявленные нами в ходе теоретического анализа и, исходя из собственного опыта работы.
Принцип дополнительности направлен на изучение новых математических понятий и фактов, не входящих в базовый школьный курс математики. Для образования и воспроизведения какого-то математического явления в целом необходимо использование порой взаимоисключающей, дополнительной системы понятий, свойств из различных сфер науки. Таким образом, реализуется расширение логической структуры изученного с разных, не рассматриваемых ранее сторон явления. А также этот принцип предполагает освоение методов применения уже известных способов и инструментов, являющимися основой решения той или иной математической задачи, в новых нестандартных условиях. То есть перед обучающимся возникает возможность получить совершенно иную, не знакомую ему модель ситуации, разрешаемую с помощью уже известных ему методов. Использование данного педагогического принципа позволяет углубить и расширить знания, сформировать и развить умения и способы деятельности школьника по изучаемой им теме школьного курса математики. Так, например, в содержание элективного курса «Интегральное исчисление в естествознании», предназначенного для обучающихся 11 классов, уместно включить текстовые задачи на нахождение пути неравномерного движения тела, решение которых основывается на составлении и вычислении определенного интеграла, удовлетворяющего условиям поставленной задачи.
Принцип дифференциации предполагает использование в процессе математической подготовки школьников в рамках курса заданий разного уровня сложности и типа. Эти задания составляются и отбираются таким образом, чтобы учесть все существенные и значимые в них для процесса освоения тех или иных математических знаний и умений индивидуальные качества, необходимые для различных групп обучаемых. То есть весь образовательный процесс реализуется именно с учетом уровня возможностей и способностей каждого обучающегося. В результате осуществляется отбор заданий, направленных на овладение опытом использования многих известных и некоторых специфических методов, позволяющих более рационально решать определенные классы задач. Например, в рамках курса по выбору «Использование квадратичных уравнений и неравенств в естествознании» возможно использование задач разной степени сложности на решение систем уравнений и неравенств, включающих рациональные, дробно-рациональные и иррациональные выражения. Благодаря такой системе разноуровневых заданий возможна организация самостоятельной и индивидуальной работы обучающихся.
Принцип проблемности основан на выявлении и формулировании некоторой поставленной учителем или возникшей в ходе решения какой-либо задачи проблемного характера, решение которой нацелено на создание математической модели. На начальном этапе решения у школьника возникает необходимость в какой-то конкретной информации, методе, ранее ему неизвестному. С помощью учителя, являющегося в этот момент направляющим звеном в его поисковой деятельности, осуществляется самостоятельный отбор средств, необходимых школьнику для этой цели. Процесс поиска решения проблемы способствует развитию индивидуальности старшеклассника, его творческих способностей и познавательных умений, входящих в состав интеллектуальной сферы. Проблемный метод обучения достаточно эффективен при решении различных задач-ловушек и задач, содержащих некоторые специально допущенные ошибки. Например, содержание задач на нахождение работы переменной силы показывает невозможность использования стандартных физических формул и подразумевает обязательное введение новых, основанных на вычислении некоторого определенного интеграла. Подобные задачи позволяют развить у учащихся логическое и аналитическое мышление и реализовать мотивацию и познавательный интерес к рассматриваемому учебному предмету.
Принцип междисциплинарности нацелен на включение в содержание элективного курса системы заданий из совершенно других областей наук (химии, физики, информатики, экологии и т.п.). Тем самым обеспечивается взаимосвязь различных предметных полей и цельность содержания и формирования общей картины мира обучающегося. Специфика использования этих предметных областей заключается в их вкладе в общий процесс профильной математической подготовки, состоящий из учебных открытий и решений сопутствующих им математических задач. При этом реализуется развитие абстрактного мышления и творческих способностей обучающегося, формирование его мировоззрения, состоящее в рассмотрении какого-либо математического явления или закона, не ограничиваясь рамками одной дисциплины. Примером использования данного принципа в содержании курса по выбору «Использование квадратичных уравнений и неравенств в естествознании» является рассмотрение некоторых задач из биологии на нахождение и описание процесса прироста особей популяций с помощью систем уравнений и неравенств с одной переменной.
Принцип практико-ориентированности реализует за счет применения основной методологической базы математики в результате выполнения практических заданий из повседневной жизни. В этом случае математическая наука предоставляет мощный инструментарий для решения такого рода задач. При этом учебные задачи по рассматриваемой теме предмета нацелены на использовании актуальных жизненных вопросов, потребностей и запросов общества. В результате происходит формирование личности школьника, способного решать нестандартные задачи в конкретных ситуациях, имеющих практическую направленность. За этот счет осуществляется его саморазвитие и самореализация, позволяющая ему в будущем успешно реализоваться в современном обществе. Например, рассмотренный выше принцип может быть востребован в процессе реализации курса по выбору «Использование квадратичных уравнений и неравенств в естествознании» при решении текстовых задач из геометрии, описывающих повседневные ситуации о покраске стен комнаты, написании картин, с учетом их размеров и форм.
Описанные выше принципы были реализованы при отборе содержания элективного курса «Интегральное исчисление в естествознании» для обучающихся 11 класса и курса по выбору «Использование квадратичных уравнений и неравенств в естествознании» для обучающихся 9 класса в формате профильного и предпрофильного обучения математике. Оба курса были реализованы в образовательной практике на базе ряда школ города Красноярска.