Современный дошкольник живет в эпoху стремительно развивающихся информационных технологий. Чтобы стать успешным человеком, уметь ориентироваться в потоке информации, который постоянно растет, ребенку нужно научиться воспринимать и анализировать информацию легко и быстро, осваивать новое, в различных ситуациях находить неординарные решения.
На сегодняшний день многие дошкольники, так же, как и школьники, без труда владеют компьютером, легко разбираются в различных моделях техники нового поколения. Вместе с тем, современная ситуация отличается парадоксальностью: детям предлагают новые формы, способы и средства деятельности, но при этом снижается их познавательный интерес.
К сожалению, у многих современных дошкольников нет интереса и желания узнать что-то новое от увиденного явления, сделать собственные открытия. А дело в том, что современные дети без особого труда и усилий, без понимания сущности явлений и объектов получают всю информацию в готовом виде.
Каждый ребёнок рождается любознательным. Но чтобы любознательность была творческой и полезной, давала свои плоды, её надо культивировать, нужно поощрять активность ребёнка.
Ценными качествами, выражающими отношение к окружающему миру и оказывающими влияние на познавательную активность детей, являются любознательность и познавательный интерес.
На формирование познавательных интересов детей большое влияние оказывают жизнь в коллективе, усвоение опыта друг друга, накопление личного опыта. А современные дети живут не реальной, а компьютерной жизнью. И наша задача - разбудить в ребенке любознательность и познавательный интерес ко всему живому.
Что же такое любознательность? Любознательность – общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет первую ступень познавательного отношения [2].
Познавательный интерес включает интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевым усилием.
К.Д. Ушинский называл интерес к учению «интересом, полным мысли». То, что вызывает интерес, способствует включению ребенка в деятельность с особым подъемом, переживанию им чувства удовлетворения, радости познания. Интерес повышает работоспособность ребенка, делает увлекательным самое трудное и даже скучное занятие [1].
Познавательный интерес – союзник волевого усилия в достижении цели, в преодолении трудностей. На его основе возникают и развиваются творческая инициатива, поиск самостоятельного решения той или иной умственной задачи, применение известного или нового способа действия. Познавательный интерес, отражающий активное отношение к окружающему, противостоит равнодушному, бездумному усвоению знаний или выполнению работы без напряжения мысли, без поиска, без радости успеха.
Любознательность и познавательный интерес взаимосвязаны: на основе любознательности у детей развивается избирательный интерес, а иногда интерес к чему-либо частному может возбудить общий интерес – любовь к знаниям. Интерес и любознательность проявляются в познавательной потребности человека [4]. Познавательный интерес проявляется в разнообразных формах деятельности ребенка. Отражая в игре различные явления жизни, дети глубже познают их, осмысливают связи между ними, уточняют и проверяют правильность своих представлений. Поиск знаний, пытливость ума обнаруживаются наиболее полно тогда, когда то или иное явление возбуждают интерес, питают чувства ребенка, а необходимых знаний для их выражения ещё нет [6].
Таким образом, под понятием «познавательный интерес» мы понимаем активную избирательную направленность личности к окружающему миру, cвязанную с преобладанием особых форм aктивности и положительного эмоционального состояния, а под процессом формирования интереса – изменение основных его компонентов, возникающих из потребности во внешних впечатлениях, и происходит это в детской деятельности [3].
Такой деятельностью может и должно стать детское экспериментирование. Детское экспериментирование заключается в познании объекта в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта [8]. Чем активнее ребенок участвует в экспериментальном процессе, то есть трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Проведение исследовательского поиска требует от детей специальных знаний, умений и навыков. Целенаправленно обучая детей, мы даем им эти знания, развиваем и совершенствуем необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы - самостоятельно учить давать определения понятиям;
- классифицировать, наблюдать;
- под контролем взрослого проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Основные положения детского экспериментирования, которые имеют непосредственное отношение к саморазвитию были выделены А.Н. Леонтьевым, С.Л. Новосёловой, Н.Н. Поддъяковым и др. Ученые полагают:
- экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников;
- в экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.д. (продуктивная форма экспериментирования);
- экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества;
- в экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов;
- экспериментирование во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики [5].
В процессе экспериментальной деятельности дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
Для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством использования детского экспериментирования нами были разработаны программа и методические рекомендации, которые помогут педагогам организовать работу таким образом, чтобы дети могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат проведенных ими опытов.
Программа состоит из 4 модулей, каждый модуль содержит темы и задачи занятий.
Модуль 1. «Что у нас под ногами».
- Познакомить детей со свойством почвы, песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (плотность, вязкость, пластичность); как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка).
- Развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память. Развивать эстетический вкус детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек).
- Как устроена почва.
- Знакомство с песком и глиной.
- Свойства песка и глины.
- Песок-природный материал.
- Глина-природный материал.
- «Где вода?»
- Животные и песок.
- Для чего человеку песок и глина.
Модуль 2. «Камни»
- Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам.
- Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы.
- Какими бывают камни.
- Сравнение свойств камней.
- Что такое горы, свойства гор.
- Почему разрушаются горы?
- Дымящиеся горы.
- «Минеральное царство».
- Янтарь и его свойства.
- Как человек использует камни.
Модуль 3. «Воздух -невидимка»
- Познакомить детей с понятием «воздух». Его свойствами и ролью в жизни человека.
- Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
- Развивать познавательную активность детей, инициативность;
- Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
- Первое знакомство с воздухом – «вдох» и «выдох».
- Воздух есть везде.
- Воздух движется.
- «Сильный ветер, слабый ветер».
- Реактивный шарик.
- «Не дышу».
Модуль 4. «Волшебница - вода»
- Познакомить детей со свойствами воды: (текучесть, прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества); различные состояния воды (лёд, вода, пар).
- Дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать навыки проведения лабораторных опытов.
- Закрепить умение работать со стеклянной посудой и с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
- Вода – самое удивительное вещество на Земле.
- Что такое лед?
- Что такое пар?
- Впитывание воды.
- Вода-растворитель.
- «Кожа» воды.
- Неутомимая путешественница.
Главными средствами реализации программы развития познавательного интереса детей являются опыты [7]. Их содержание способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребёнка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития. Вся экспериментальная деятельность происходит в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка, а способствует ему овладевать экспериментированием как видом деятельности, и его действия носят репродуктивно-творческий характер. В процессе экспериментирования дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. При обсуждении проблемных ситуаций нужно обращать внимание детей на мнение других, учить слушать друг друга, предлагать более активным детям помочь застенчивым.
В ФГОС ДО выдвигаются требования к предметно-пространственной среде, в том числе и к среде для детского экспериментирования:
- насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы;
- образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе и техническими);
- организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) [6].
В развивающую предметно-пространственную среду группы необходимо включать детские энциклопедии, атласы, географические карты, глобус, книги по интересам детей, папки с разнообразным иллюстративным материалом, дидактические игры, развивающие познавательные интересы детей. Предметно-развивающая среда дает ребенку возможность практически действовать с объектами и с помощью своих действий получать знания об объектах, действовать самостоятельно и общаться со сверстниками и педагогом, а не сидеть в телефонах и планшетах.
Необходимо поддерживать собственные исследования ребенка, давать ему больше возможностей экспериментировать с разными предметами, материалами, формируя в детях мотив, связанный с внутренним желанием узнать новое.
Таким образом, можно отметить, что экспериментирование является эффективным методом для развития познавательного интереса у дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, интеллектуальных и волевых качеств, он учится общаться и договариваться со сверстниками и взрослыми. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьному обучению.