Введение
Тест «Несуществующее животное» относится к методикам проективного характера, в которых проявления бессознательной части личности человека трактуются психологами исходя из интерпретации. Методика (автор М.З.Дукаревич) выявляет личностные черты, бессознательные конфликты, установки, влечения и потребности испытуемых. Внимание фокусируется на общей картине личности, как таковой, а не на измерении ее отдельных свойств[1].Опубликованные статьи [2, 6] показывают информативность рисунков в выявлении скрытых психологических особенностей личности, чем иные письменные и тестовые методы диагностики. Практическая ценность состоит в простоте и привлекательности, заинтересованности обследуемых любой возрастной и половой группы, не требует анализа и объяснения своих чувств, что обусловливаетневозможность сознательного искажения ответов.
В доступной литературе нам встретилась всего одна работа по использованию теста в наркологической практике [2]. Больные с другими психическими расстройствами по данной методике не обследовались.
Целью настоящего исследования было изучение характерологических особенностей больных шизофренией и умственной отсталостью с использованием проективного теста «Несуществующее животное».
Материалы и методы
Проанализированы рисунки 66 больных мужского пола (35 рисунков больных шизофренией и 31рисунок больных с умственной отсталостью), находившихся на стационарном лечении в Республиканской психиатрической больнице. Возраст больных колебался от 20 до 45 лет.Оценка рисунков теста «Рисунок несуществующего животного»базировалась на критериях, взятых из [2,4].
Результаты
Как видно из таблицы, у больных шизофренией преобладало положение рисунка по средней линии, что означает адекватность их самооценки (не завышена и не занижена) [6]. Большинство больных изображает одну голову в положении «анфас» – трактуется как проявления эгоцентризма, пропорциональную туловищу – интеллектуальные и физические качества находятся в гармонии. Встречались случаи грубого искажения формы головы (34,3%), прорисовки гривы, прически – чувственность, подчеркивание своего пола, ориентировка на сексуальную роль. 1/5 больных изображало агрессивные элементы как проявление агрессии и защиты. Большое число случаев вмонтирования механических частей в тело животного, которое, согласно интерпретации теста, характерно для больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Часть больных шизофренией изображало несуществующее животное в виде замкнутой фигуры круга – символ тенденции к скрытности, замкнутости, закрытости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим. В 63% случаев у животных отсутствовали уши – безразличие к мнению окружающих о себе, защитная реакция человека на критику и замечания, которые он не замечает. У 31% отсутствовал рот(проявление страхов, опасений, недоверия). В 45% – отсутствие или нетипичное расположение глаз – маркеры неблагополучия душевного состояния человека, состояниенеглубокой депрессии с пессимистичными взглядами на будущее, в 5% – большое количество глаз – склонность к страхам и тревогам по пустякам. Многие больные изображали элементы, выступающие над основной частью фигуры в виде крыльев (перьев) – тенденция к самоукрашению, самооправданию, демонстративность; большого числа рук, щупалец – недостаток общения; дополнительную одежду – наличие у человека своего стиля. Хвосты отсутствовали в 60% случаев – отсутствие оценки внешних проявлений, собственных действий, решений, выводов. Затемнение линий контуров в половине полученных результатов характеризуется как проявление тревоги, страхов. Большинство больных изображали только необходимое количество деталей, чтобы дать представление о несуществующем животном, что отражает экономию энергии, астеничность организма.
Творческие возможности отражают оригинальность в форме построения фигур из отдельных элементов, а не целых заготовок. Преобладали сверхоригинальность и вычурность изображаемых животных угрожающего типа. Больные давали своим животным реальные названия – низкий уровень воображения, конкретность мышления. С равной частотой встречался сильный и умеренной силы нажим на карандаш, что указывает на эмоциональную напряженность, тревожность, импульсивность человека.
Частота встречаемости признаков у больных шизофренией и умственной отсталостью на основании проективной методики «Несуществующее животное», %
Признак |
Шизофрения |
Умственная отсталость |
|
1. Положение рисунка |
1.1.по средней линии |
54,29 |
32 |
1.2.ближе к верхнему краю |
17,14 |
19 |
|
1.3. ближе к нижнему краю |
14,29 |
13 |
|
1.4. ближе к правому краю |
5,71 |
6,5 |
|
1.5. ближе к левому краю |
5,71 |
13 |
|
1.6. на весь лист |
14,29 |
23 |
|
2. Центральная часть фигуры (голова)
|
2.1.одна голова |
88,57 |
87 |
2.2.две головы и более |
8,57 |
6,5 |
|
2.3. голова отсутствует |
– |
3,2 |
|
2.4. голова повернута вправо |
28,57 |
26 |
|
2.5. повернута влево |
14,29 |
23 |
|
2.6. положение «анфас» |
62,86 |
52 |
|
2.7. голова пропорциональна туловищу |
54,29 |
71 |
|
2.8. голова крупнее туловища |
11,43 |
9,7 |
|
2.9. голова маленькая, по сравнению с туловищем |
14,29 |
3 |
|
2.10. форма головы грубо искажена |
34,29 |
12,9 |
|
2.11. грива, шерсть, подобие прически |
34,29 |
42 |
|
2.12. агрессивные элементы на голове |
22,86 |
9,7 |
|
2.13. усы |
11,43 |
16,1 |
|
3. Уши
|
3.1. одна пара |
31,43 |
58 |
3.2. много ушей |
5,71 |
– |
|
3.3. отсутствие ушей |
62,86 |
42 |
|
3.4. маленькие уши |
8,57 |
13 |
|
3.5. большие уши |
14,29 |
16 |
|
4. Рот
|
4.1. приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ |
– |
6,5 |
4.2. приоткрытый рот в сочетании с языком в сочетании с прорисовкой губ |
8,57 |
6 |
|
4.3. приоткрытый рот без прорисовки языка и губ |
20 |
26 |
|
4.4. рот широко открыт |
5,71 |
6,5 |
|
4.5. рот с зубами |
22,86 |
9,7 |
|
4.6. зачерченный рот округлой формы |
25,71 |
39 |
|
4.7. рот отсутствует |
31,43 |
19 |
|
5. Глаза
|
5.1.отсутствие или нетипичное расположение глаз |
45,71 |
26 |
5.2. хорошо прорисованы зрачки и веки |
25,71 |
42 |
|
5.3. четко прорисована радужка крупных глаз |
17,14 |
16 |
|
5.4. пустые глаза, без радужки и зрачков |
28,57 |
29 |
|
5.5. большие глаза |
31,43 |
13 |
|
5.6. большое количество глаз |
5,71 |
– |
|
5.7. наличие ресниц |
11,43 |
19 |
|
6. Несущая опорная часть фигуры
|
6.1. отсутствие ног |
22,86 |
6,5 |
6.2. одна-две пары ног |
68,57 |
77 |
|
6.3.большое количество дополнительных ног |
8,57 |
10 |
|
6.4. основательность опорной части |
40 |
45 |
|
6.5. опорная часть неосновательная |
40 |
2 |
|
6.6. ноги большие, толстые |
20 |
16 |
|
6.7. тонкие ноги |
22,86 |
29 |
|
6.8. однотипность, однонаправленность формы ног |
54,29 |
71 |
|
6.9. разнообразие в форме и положении ног |
22,86 |
10 |
|
6.10. ноги широко расставлены |
14,29 |
9,7 |
|
6.11. массивные ступни |
20 |
12,9 |
|
6.12. ноги тщательно пририсованы к туловищу |
57,14 |
61,3 |
|
6.13. ноги небрежно, слабо пририсованы к туловищу |
20 |
19,4 |
|
7. Части, поднимающиеся над уровнем фигуры
|
7.1. наличие крыльев, перьев |
14,29 |
13 |
7.2. дополнительные руки, щупальца |
17,14 |
9,7 |
|
7.3. детали панциря |
11,43 |
6,5 |
|
7.4. бантики |
5,71 |
– |
|
7.5. одежда, украшения |
22,86 |
6 |
|
7.5.1. обувь |
5,71 |
3,2 |
|
7.5.2. ремень, пояс |
5,71 |
6,45 |
|
7.5.3. галстук |
– |
– |
|
8.Хвост
|
8.1. отсутствует |
60 |
45 |
8.2. повернут вправо |
14,29 |
23 |
|
8.3. повернут влево |
8,57 |
3 |
|
8.4. прямо |
5,71 |
19 |
|
8.5. опущен вниз |
22,86 |
19 |
|
8.6. поднят вверх |
8,57 |
13 |
|
8.7. разветвленный хвост |
– |
16 |
|
8.8. длинный хвост |
11,43 |
23 |
|
8.9. короткий хвост |
2,85 |
9,7 |
|
8.10. хвост тонкий |
5,71 |
3,23 |
|
8.11. хвост пышный |
2,85 |
26 |
|
9. Контуры фигуры
|
9.1.отсутствие выступов, прорисовки и затемнения линии контуров |
37,14 |
66 |
9.2. затемнение, запачкивание контурной линии |
51,43 |
32 |
|
9.3. щиты, заслоны |
11,43 |
– |
|
9.4. удвоение линии |
17,14 |
16 |
|
10. Общая энергия
|
10.1. изображено только необходимое количество элементов |
65,71 |
83,9 |
10.2. обилие составных частей и элементов |
34,29 |
12,9 |
|
11. Оценка характера линий
|
11.1. слабый нажим на карандаш |
17,14 |
32 |
11.2. нажим на карандаш средней силы |
42,86 |
42 |
|
11.3. сильный нажим на карандаш |
40 |
25,8 |
|
11.4. штриховка |
20 |
22,6 |
|
11.5. плавность линий |
37,14 |
52 |
|
11.6. исправление рисунка |
25,71 |
22,6 |
|
12. Агрессивные, защитные элементы
|
12.1. рога |
22,86 |
9,7 |
12.2. копыта |
5,71 |
6,45 |
|
12.3. когти |
25,71 |
6,5 |
|
12.4. клыки |
11,43 |
3,2 |
|
12.5. панцирь |
11,43 |
6,5 |
|
12.6. клюв |
8,57 |
9,68 |
|
13.Акцентуирование сексуальных признаков |
13.1. вымя, соски, грудь |
5,71 |
6,5 |
13.2. половые органы |
2,85 |
3,23 |
|
14. Особенности рисунка |
14.1. фигура круга |
8,57 |
6,5 |
14.2. вмонтировка механических частей в тело |
22,86 |
9,68 |
|
15. Творческие возможности |
15.1. банальность |
45,71 |
67,7 |
15.2. оригинальность |
54,29 |
32 |
|
|
|
|
|
16. Тип животного
|
16.1. реальное |
11,43 |
3 |
16.2. существовавшее ранее |
8,57 |
23 |
|
16.3. существующее в культуре |
8,57 |
– |
|
16.4. составленное из частей разных животных, но в целом соответствующее стандартной схеме |
14,29 |
9,68 |
|
16.5. сверхоригинальное, вычурное |
37,14 |
23 |
|
16.6. человекообразное |
11,43 |
29 |
|
16.7. машинообразное |
8,57 |
16,1 |
|
16.8. в виде замкнутой фигуры, в виде круга |
11,43 |
6,5 |
|
17. Характер животного |
17.1. нейтральное |
37,14 |
6,45 |
17.2. угрожающее |
48,57 |
81 |
|
17.3. беззащитное |
8,57 |
13 |
|
18. Название животного
|
18.1. реальное |
31,43 |
3,2 |
18.2. функциональное (рациональное) |
8,57 |
38,7 |
|
18.3. книжно-научное |
22,86 |
16 |
|
18.4. эстетическое |
5,71 |
3,2 |
|
18.5. поверхностно-звучное |
5,71 |
6,5 |
|
18.6. иронически-юмористическое |
5,71 |
9,68 |
|
18.7. состоящее из повторяющихся слов |
– |
9,68 |
|
18.8. очень длинное |
5,71 |
– |
У больных умственной отсталостью (УО) также преобладало положение рисунка в середине листа как указание на соответствие самооценки действительности. Большая часть больных (87%) изображало одну голову в положении «анфас», что указывает на наличие в характере больных проявлений эгоцентризма. Голова часто пропорциональна туловищу – интеллектуальные и физические качества в равной степени соответствуют друг другу. У 42% испытуемых изображение головы было дополнено прорисовкой гривы, шерсти, подобия прически, что характеризует чувствительность, ранимость натуры. Усы прорисовывает 16,1% обследуемых, их наличие указывает на общую тревожность. Одна пара ушей у большинства –знак того, что человеку важно мнение и информация окружающих о нем самом. В прорисовке рта отмечается предпочтение к изображению зачерненного рта округлой формы, что также указывает на общую тревожность личности. Наличие ресниц в сочетании хорошо прорисованными зрачками и веками(стремление понравиться, выглядеть в лучшем свете, быть в поле внимания) в рисунках больных конкурирует с изображением «пустых» глаз (астенизация, аутизация, страхи). Изобра-жение крыльев (перьев) характеризует тенденцию к самоукрашению. Отсутствие хвоста в 45% рисунков больных отражает неуверенность рисующего в собственных действиях ирезультатах своей деятельности. Отсутствие выступов, прорисовки и затемнения линий контуров (66%) и слабый нажим на карандаш (32%) присутствует как проявление слабости (астении),стремления к экономии сил. У человека могут проявляться такие признаки как повышенная утомляемость, крайняя чувствительность, нарушения сна и другие проблемы, связанные с пониженным жизненным тонусом. На малоконфликтность натуры больных указывает отсутствие отображения в рисунках элементов агрессии. В целом, творческие возможности обследуемых ограничены, проявляется банальность, так как животные либо напоминают реально существующих, либо подстроены под изображение человека. В их названиях отмечалосьотсутствие фантазии.
Из представленных в таблице результатов анализа можно выделить сходства и отличия среди двух категорий больных. В обеих исследуемых группах преобладает положение рисунка по средней линии, означающее, что у большинства больных сохраняется адекватная самооценка, изображение одной головы в положении «анфас», трактующееся как эгоцентризм. Больные как шизофренией, так и УО рисуют в основном животных с одной-двумя парами ног и основательной опорной частью, т.е. реально смотрят на окружающий мир, имеют собственное мнение, рационально подходят к решению задач, хвост у животных отсутствует– люди не склонны к оценке своих действий, не думают о прошлом и будущем. Обе категории больных изображают только необходимое количество деталей, чтобы дать представление о несуществующем животном, что отражает экономию энергии, астеничность организма.
В то же время, среди больных УО в большем проценте случаев (23%) было можно встретить расположение рисунка на весь лист, свидетельствующее о зацикленности на себе, как проявление эгоизма. В рисунках больных УО иногда наблюдалось отсутствие головы у несуществующего животного, что вообще не встречалось у больных шизофренией (означающие импульсивность больных УО и низкие умственные способности (голова как символ интеллектуальных и умственных способностей человека)), при ее наличии она пропорциональна туловищу (у больных шизофренией голова маленькая по сравнению с туловищем в 14,3% случаев– люди больше ценят физическую подготовленность, чем умственные способности). У больных шизофренией в 34,3% случаев форма головы животного грубо искажена, что косвенно говорит о наличии органического поражения мозга; часто встречаются агрессивные и защитные элементы (не только на голове, но и другие–в виде когтей, панцирей, клыков, копыт) – проявление агрессии и защиты; изображение гривы, подобие прически у них встречается реже, чем у больных с УО – чувственность, подчеркивание своего пола, ориентировка на сексуальную роль (к тому же, у больных УО чаще встречается акцентуирование сексуальных признаков – что так же указывает на подчеркивание своей сексуальной роли). В рисунках больных шизофренией у несуществующих животных часто отсутствовали уши (62,9%) (безразличие к мнению окружающих о себе, защитная реакция человека на критику и замечания, которые он не замечает),отсутствовал рот(31,3%) как проявление страхов, опасений, недоверия, отсутствуют глаза (45%) – маркер неблагополучия душевного состояния человека, состояние неглубокой депрессии, характеризующейся пониженным настроением, пессимистичными взглядами на будущее),а в 5%– большое количество глаз – склонность к страхам и тревогам по пустякам, а также нет ног (22,6%) – неуверенность в себе. Больные с УО в 58% случаев изображают одну пару ушей у своих животных, что означает значимость для них мнения окружающих о себе, хорошо прорисовывают зрачки и веки (страхи) и ресницы (преобладание женственных черт характера и заинтересованность в восхищении окружающими), изображают зачерченный рот округлой формы– выражение тревожности. Больные шизофренией в гораздо большем проценте случаев рисовали части, поднимающиеся над уровнем фигуры в виде крыльев (перьев) – тенденция к самоукрашению, самооправданию, демонстративность; большого числа рук, щупалец – недостаток общения; дополнительную одежду – наличие у человека своего стиля. У них встречалось большое число случаев вмонтирования механических частей в тело животного, изображение несуществующего животного в виде замкнутой фигуры круга – символ тенденции к скрытности, замкнутости.
Затемнение линий контуров в рисунках больных шизофренией характеризуется как проявление тревоги, страхов (которые отсутствуют при УО), а также наличие щитов и заслонов – защита и агрессия. УО чаще слабо нажимают на карандаш, что указывает на их слабость (астению), стремление к экономии сил, и банальны в изображении животных, а больные шизофренией, наоборот, выполняют рисунки с сильным нажимом на карандаш, что говорит об эмоциональной напряженности, тревожности, и оригинально подходят к выполнению задачи теста. В 37% случаев у больных шизофренией животное – сверхоригинальное, вычурное, означающее живость воображения и демонстративность, а у 29% больных с УО оно человекообразное, свидетельствующее об инфантилизме, эмоциональной незрелости. Больные УО чаще давали своим животным функциональные названия (реалистичность, прагматизм), а больные шизофренией – реальные названия, интерпретирующиеся как низкий уровень воображения (возможно, блокировка воображения вследствие высокой тревожности).
В результате проведённого исследования можно «нарисовать» два психологических портрета: больные шизофренией отличаются неблагополучным душевным состоянием, неглубокой депрессией (возможно апатией), пессимистичными взглядами на будущее; они часто неуверенны в себе, испытывают недостаток в общении, стремятся к самооправданию и демонстративности; наблюдается склонность к возникновению страхов и тревог, порождающая тенденцию к скрытности и замкнутости, стремлению выразить защиту в форме агрессии, поэтому в рисунках преобладают животные угрожающего типа. Больные УО астеничны, эмоционально незрелы, инфантильны. Им свойственна чувственность, подчеркивание своего пола, значимость мнения окружающих о себе, заинтересованность в том, чтобы вызвать восхищение. Изображают нейтральных по характеру животных.
Обсуждение
С.С. Степановв своей работе «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста»[5]анализирует состояние интеллектуальной сферы детей разной возрастной группы по баллам (на основании засчитывания или незасчитывания отдельных элементов рисунка), переводя их в уровень IQ. Мы же можем лишь косвенно судить об уровне интеллекта больных по таким критериям теста, как соответствие размеров головы туловищу,основательности опорной части, тип животного и прийти к выводу, что в обеих группах больных интеллектуальные способности снижены.
С.С. Юровских в статье «Рисуночные методики как средство выявления агрессив-ности у детей с умственной отсталостью»[6] выявил тенденции агрессивности у младших школьников с УО. В основном испытуемые проявили в эксперименте средний и высокий уровень агрессивности, и только примерно у четвертой части выявлен низкий уровень агрессивности. В нашей работе высокий уровень агрессии был выявлен у больных шизоф-ренией, когда у больных УО этот показатель находится на относительно низком уровне.
Н.Е.Богданова с соавт. в статье«Психодиагностические возможности проективного теста «Несуществующее животное» в наркологической практике»[2]у больных алкоголизмом выделили такие их черты, как импульсивность волевых актов, порывистость, небрежность, впечатлительность, неуравновешенность, аффективность, неспособность к систематическому труду, что существенно отличает их от больных шизофренией и УО.
Заключение
Таким образом, выявление и описание в рисунках больных шизофренией и УО «специфических признаков», составляющих их психологические портреты, косвенно подтверждает ихдиагноз. Это может быть использовано в качестве дополнительного психодиагностического критерия выявления индивидов с отклонениями психического здоровья при психологическом консультировании и в общеврачебной практике, а также служить уточняющим диагностическим инструментом для специалистов.