Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

IDENTIFICATION OF CHARACTER TRAITS OF PATIENTS WITH SHIZOPHRENIA AND MENTAL RETARDATION BASED ON PROJECTIVE TEST «NON-EXISTENT ANIMAL»

Lazareva I.S. 1 Fedorova N.V. 1 Golenkov A.V. 1
1 I.N. Ulyanov Chuvash State University
In the available literature, we met only one work on the use of the test "The non-existent animal" in narcological practice. Patients with other mental disorders by this method were not examined. Aim: to study the characteristics of patients with schizophrenia and mental retardation, using the projective test "The non-existent animal". Materialandmethods: drawingsof 66 malepatientsaged 20-45 years were studied (35 pictures ofpatients with schizophrenia and 31 pictures ofpatients with mental retardation). They were on inpatient treatment in the Republic psychiatric hospital. Results: patients with schizophrenia are characterized by light depression, pessimistic views on the future; they are often unconfident, experience fear and anxiety, lack of communication, they strive for self-justification and demonstrativeness, secrecy and isolation, protection is expressed in the aggressive form, therefore, the animals of a threatening type are dominated in their drawings. Patients with mental retardation are asthenic, emotionally immature, infantile. They are characterized by sensuality, emphasizing their sex, the interest in causing admiration. They depict animals of a neutral nature. Conclusion: the projective test «Non-existent animal» allows to study the psychological characteristics of patients with mental disorders, which can help in their differential diagnosis.
schizophrenia
mental retardation
test «non-existent animal»

Введение

Тест «Несуществующее животное» относится к методикам проективного характера, в которых проявления бессознательной части личности человека трактуются психологами исходя из интерпретации. Методика (автор М.З.Дукаревич) выявляет личностные черты, бессознательные конфликты, установки, влечения и потребности испытуемых. Внимание фокусируется на общей картине личности, как таковой, а не на измерении ее отдельных свойств[1].Опубликованные статьи [2, 6] показывают информативность рисунков в выявлении скрытых психологических особенностей личности, чем иные письменные и тестовые методы диагностики. Практическая ценность состоит в простоте и привлекательности, заинтересованности обследуемых любой возрастной и половой группы, не требует анализа и объяснения своих чувств, что обусловливаетневозможность сознательного искажения ответов.

В доступной литературе нам встретилась всего одна работа по использованию теста в наркологической практике [2]. Больные с другими психическими расстройствами по данной методике не обследовались.

Целью настоящего исследования было изучение характерологических особенностей больных шизофренией и умственной отсталостью с использованием проективного теста «Несуществующее животное».

Материалы и методы

Проанализированы рисунки 66 больных мужского пола (35 рисунков больных шизофренией и 31рисунок больных с умственной отсталостью), находившихся на стационарном лечении в Республиканской психиатрической больнице. Возраст больных колебался от 20 до 45 лет.Оценка рисунков теста «Рисунок несуществующего животного»базировалась на критериях, взятых из [2,4].

Результаты

Как видно из таблицы, у больных шизофренией преобладало положение рисунка по средней линии, что означает адекватность их самооценки (не завышена и не занижена) [6]. Большинство больных изображает одну голову в положении «анфас» – трактуется как проявления эгоцентризма, пропорциональную туловищу – интеллектуальные и физические качества находятся в гармонии. Встречались случаи грубого искажения формы головы (34,3%), прорисовки гривы, прически – чувственность, подчеркивание своего пола, ориентировка на сексуальную роль. 1/5 больных изображало агрессивные элементы как проявление агрессии и защиты. Большое число случаев вмонтирования механических частей в тело животного, которое, согласно интерпретации теста, характерно для больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Часть больных шизофренией изображало несуществующее животное в виде замкнутой фигуры круга – символ тенденции к скрытности, замкнутости, закрытости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим. В 63% случаев у животных отсутствовали уши – безразличие к мнению окружающих о себе, защитная реакция человека на критику и замечания, которые он не замечает. У 31% отсутствовал рот(проявление страхов, опасений, недоверия). В 45% – отсутствие или нетипичное расположение глаз – маркеры неблагополучия душевного состояния человека, состояниенеглубокой депрессии с пессимистичными взглядами на будущее, в 5% – большое количество глаз – склонность к страхам и тревогам по пустякам. Многие больные изображали элементы, выступающие над основной частью фигуры в виде крыльев (перьев) – тенденция к самоукрашению, самооправданию, демонстративность; большого числа рук, щупалец – недостаток общения; дополнительную одежду – наличие у человека своего стиля. Хвосты отсутствовали в 60% случаев – отсутствие оценки внешних проявлений, собственных действий, решений, выводов. Затемнение линий контуров в половине полученных результатов характеризуется как проявление тревоги, страхов. Большинство больных изображали только необходимое количество деталей, чтобы дать представление о несуществующем животном, что отражает экономию энергии, астеничность организма.

Творческие возможности отражают оригинальность в форме построения фигур из отдельных элементов, а не целых заготовок. Преобладали сверхоригинальность и вычурность изображаемых животных угрожающего типа. Больные давали своим животным реальные названия – низкий уровень воображения, конкретность мышления. С равной частотой встречался сильный и умеренной силы нажим на карандаш, что указывает на эмоциональную напряженность, тревожность, импульсивность человека.

Частота встречаемости признаков у больных шизофренией и умственной отсталостью на основании проективной методики «Несуществующее животное», %

Признак

Шизофрения

Умственная отсталость

1. Положение рисунка

1.1.по средней линии

54,29

32

1.2.ближе к верхнему краю

17,14

19

1.3. ближе к нижнему краю

14,29

13

1.4. ближе к правому краю

5,71

6,5

1.5. ближе к левому краю

5,71

13

1.6. на весь лист

14,29

23

2. Центральная часть фигуры (голова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.одна голова

88,57

87

2.2.две головы и более

8,57

6,5

2.3. голова отсутствует

3,2

2.4. голова повернута вправо

28,57

26

2.5. повернута влево

14,29

23

2.6. положение «анфас»

62,86

52

2.7. голова пропорциональна туловищу

54,29

71

2.8. голова крупнее туловища

11,43

9,7

2.9. голова маленькая, по сравнению с туловищем

14,29

3

2.10. форма головы грубо искажена

34,29

12,9

2.11. грива, шерсть, подобие прически

34,29

42

2.12. агрессивные элементы на голове

22,86

9,7

2.13. усы

11,43

16,1

3. Уши

 

 

 

 

3.1. одна пара

31,43

58

3.2. много ушей

5,71

3.3. отсутствие ушей

62,86

42

3.4. маленькие уши

8,57

13

3.5. большие уши

14,29

16

4. Рот

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1. приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ

6,5

4.2. приоткрытый рот в сочетании с языком в сочетании с прорисовкой губ

8,57

6

4.3. приоткрытый рот без прорисовки языка и губ

20

26

4.4. рот широко открыт

5,71

6,5

4.5. рот с зубами

22,86

9,7

4.6. зачерченный рот округлой формы

25,71

39

4.7. рот отсутствует

31,43

19

5. Глаза

 

 

 

 

 

 

 

5.1.отсутствие или нетипичное расположение глаз

45,71

26

5.2. хорошо прорисованы зрачки и веки

25,71

42

5.3. четко прорисована радужка крупных глаз

17,14

16

5.4. пустые глаза, без радужки и зрачков

28,57

29

5.5. большие глаза

31,43

13

5.6. большое количество глаз

5,71

5.7. наличие ресниц

11,43

19

6. Несущая опорная часть фигуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.1. отсутствие ног

22,86

6,5

6.2. одна-две пары ног

68,57

77

6.3.большое количество дополнительных ног

8,57

10

6.4. основательность опорной части

40

45

6.5. опорная часть неосновательная

40

2

6.6. ноги большие, толстые

20

16

6.7. тонкие ноги

22,86

29

6.8. однотипность, однонаправленность формы ног

54,29

71

6.9. разнообразие в форме и положении ног

22,86

10

6.10. ноги широко расставлены

14,29

9,7

6.11. массивные ступни

20

12,9

6.12. ноги тщательно пририсованы к туловищу

57,14

61,3

6.13. ноги небрежно, слабо пририсованы к туловищу

20

19,4

7. Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

 

 

 

 

7.1. наличие крыльев, перьев

14,29

13

7.2. дополнительные руки, щупальца

17,14

9,7

7.3. детали панциря

11,43

6,5

7.4. бантики

5,71

7.5. одежда, украшения

22,86

6

7.5.1. обувь

5,71

3,2

7.5.2. ремень, пояс

5,71

6,45

7.5.3. галстук

8.Хвост

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.1. отсутствует

60

45

8.2. повернут вправо

14,29

23

8.3. повернут влево

8,57

3

8.4. прямо

5,71

19

8.5. опущен вниз

22,86

19

8.6. поднят вверх

8,57

13

8.7. разветвленный хвост

16

8.8. длинный хвост

11,43

23

8.9. короткий хвост

2,85

9,7

8.10. хвост тонкий

5,71

3,23

8.11. хвост пышный

2,85

26

9. Контуры фигуры

 

 

 

 

9.1.отсутствие выступов, прорисовки и затемнения линии контуров

37,14

66

9.2. затемнение, запачкивание контурной линии

51,43

32

9.3. щиты, заслоны

11,43

9.4. удвоение линии

17,14

16

10. Общая энергия

 

10.1. изображено только необходимое количество элементов

65,71

83,9

10.2. обилие составных частей и элементов

34,29

12,9

11. Оценка характера линий

 

 

 

 

11.1. слабый нажим на карандаш

17,14

32

11.2. нажим на карандаш средней силы

42,86

42

11.3. сильный нажим на карандаш

40

25,8

11.4. штриховка

20

22,6

11.5. плавность линий

37,14

52

11.6. исправление рисунка

25,71

22,6

12. Агрессивные, защитные элементы

 

 

 

12.1. рога

22,86

9,7

12.2. копыта

5,71

6,45

12.3. когти

25,71

6,5

12.4. клыки

11,43

3,2

12.5. панцирь

11,43

6,5

12.6. клюв

8,57

9,68

13.Акцентуирование сексуальных признаков

13.1. вымя, соски, грудь

5,71

6,5

13.2. половые органы

2,85

3,23

14. Особенности рисунка

14.1. фигура круга

8,57

6,5

14.2. вмонтировка механических частей в тело

22,86

9,68

15. Творческие возможности

15.1. банальность

45,71

67,7

15.2. оригинальность

54,29

32

 

 

 

 

16. Тип животного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.1. реальное

11,43

3

16.2. существовавшее ранее

8,57

23

16.3. существующее в культуре

8,57

16.4. составленное из частей разных животных, но в целом соответствующее стандартной схеме

14,29

9,68

16.5. сверхоригинальное, вычурное

37,14

23

16.6. человекообразное

11,43

29

16.7. машинообразное

8,57

16,1

16.8. в виде замкнутой фигуры, в виде круга

11,43

6,5

17. Характер животного

17.1. нейтральное

37,14

6,45

17.2. угрожающее

48,57

81

17.3. беззащитное

8,57

13

18. Название животного

 

 

 

 

 

 

 

18.1. реальное

31,43

3,2

18.2. функциональное (рациональное)

8,57

38,7

18.3. книжно-научное

22,86

16

18.4. эстетическое

5,71

3,2

18.5. поверхностно-звучное

5,71

6,5

18.6. иронически-юмористическое

5,71

9,68

18.7. состоящее из повторяющихся слов

9,68

18.8. очень длинное

5,71

 

У больных умственной отсталостью (УО) также преобладало положение рисунка в середине листа как указание на соответствие самооценки действительности. Большая часть больных (87%) изображало одну голову в положении «анфас», что указывает на наличие в характере больных проявлений эгоцентризма. Голова часто пропорциональна туловищу – интеллектуальные и физические качества в равной степени соответствуют друг другу. У 42% испытуемых изображение головы было дополнено прорисовкой гривы, шерсти, подобия прически, что характеризует чувствительность, ранимость натуры. Усы прорисовывает 16,1% обследуемых, их наличие указывает на общую тревожность. Одна пара ушей у большинства –знак того, что человеку важно мнение и информация окружающих о нем самом. В прорисовке рта отмечается предпочтение к изображению зачерненного рта округлой формы, что также указывает на общую тревожность личности. Наличие ресниц в сочетании хорошо прорисованными зрачками и веками(стремление понравиться, выглядеть в лучшем свете, быть в поле внимания) в рисунках больных конкурирует с изображением «пустых» глаз (астенизация, аутизация, страхи). Изобра-жение крыльев (перьев) характеризует тенденцию к самоукрашению. Отсутствие хвоста в 45% рисунков больных отражает неуверенность рисующего в собственных действиях ирезультатах своей деятельности. Отсутствие выступов, прорисовки и затемнения линий контуров (66%) и слабый нажим на карандаш (32%) присутствует как проявление слабости (астении),стремления к экономии сил. У человека могут проявляться такие признаки как повышенная утомляемость, крайняя чувствительность, нарушения сна и другие проблемы, связанные с пониженным жизненным тонусом. На малоконфликтность натуры больных указывает отсутствие отображения в рисунках элементов агрессии. В целом, творческие возможности обследуемых ограничены, проявляется банальность, так как животные либо напоминают реально существующих, либо подстроены под изображение человека. В их названиях отмечалосьотсутствие фантазии.

Из представленных в таблице результатов анализа можно выделить сходства и отличия среди двух категорий больных. В обеих исследуемых группах преобладает положение рисунка по средней линии, означающее, что у большинства больных сохраняется адекватная самооценка, изображение одной головы в положении «анфас», трактующееся как эгоцентризм. Больные как шизофренией, так и УО рисуют в основном животных с одной-двумя парами ног и основательной опорной частью, т.е. реально смотрят на окружающий мир, имеют собственное мнение, рационально подходят к решению задач, хвост у животных отсутствует–  люди не склонны к оценке своих действий, не думают о прошлом и будущем. Обе категории больных изображают только необходимое количество деталей, чтобы дать представление о несуществующем животном, что отражает экономию энергии, астеничность организма.

В то же время, среди больных УО в большем проценте случаев (23%) было можно встретить расположение рисунка на весь лист, свидетельствующее о зацикленности на себе, как проявление эгоизма. В рисунках больных УО иногда наблюдалось отсутствие головы у несуществующего животного, что вообще не встречалось у больных шизофренией (означающие импульсивность больных УО и низкие умственные способности (голова как символ интеллектуальных и умственных способностей человека)), при ее наличии она пропорциональна туловищу (у больных шизофренией голова маленькая по сравнению с туловищем в 14,3% случаев– люди больше ценят физическую подготовленность, чем умственные способности). У больных шизофренией в 34,3% случаев форма головы животного грубо искажена, что косвенно говорит о наличии органического поражения мозга; часто встречаются агрессивные и защитные элементы (не только на голове, но и другие–в виде когтей, панцирей, клыков, копыт) – проявление агрессии и защиты; изображение гривы, подобие прически у них встречается реже, чем у больных с УО – чувственность, подчеркивание своего пола, ориентировка на сексуальную роль (к тому же, у больных УО чаще встречается акцентуирование сексуальных признаков – что так же указывает на подчеркивание своей сексуальной роли). В рисунках больных шизофренией у несуществующих животных часто отсутствовали уши (62,9%) (безразличие к мнению окружающих о себе, защитная реакция человека на критику и замечания, которые он не замечает),отсутствовал рот(31,3%) как проявление страхов, опасений, недоверия, отсутствуют глаза (45%) – маркер неблагополучия душевного состояния человека, состояние неглубокой депрессии, характеризующейся пониженным настроением, пессимистичными взглядами на будущее),а в 5%– большое количество глаз – склонность к страхам и тревогам по пустякам, а также нет ног (22,6%) – неуверенность в себе. Больные с УО в 58% случаев изображают одну пару ушей у своих животных, что означает значимость для них мнения окружающих о себе, хорошо прорисовывают зрачки и веки (страхи) и ресницы (преобладание женственных черт характера и заинтересованность в восхищении окружающими), изображают зачерченный рот округлой формы– выражение тревожности. Больные шизофренией в гораздо большем проценте случаев рисовали части, поднимающиеся над уровнем фигуры в виде крыльев (перьев) – тенденция к самоукрашению, самооправданию, демонстративность; большого числа рук, щупалец – недостаток общения; дополнительную одежду – наличие у человека своего стиля. У них встречалось большое число случаев вмонтирования механических частей в тело животного, изображение несуществующего животного в виде замкнутой фигуры круга – символ тенденции к скрытности, замкнутости.

Затемнение линий контуров в рисунках больных шизофренией характеризуется как проявление тревоги, страхов (которые отсутствуют при УО), а также наличие щитов и заслонов – защита и агрессия. УО чаще слабо нажимают на карандаш, что указывает на их слабость (астению), стремление к экономии сил, и банальны в изображении животных, а больные шизофренией, наоборот, выполняют рисунки с сильным нажимом на карандаш, что говорит об эмоциональной напряженности, тревожности, и оригинально подходят к выполнению задачи теста. В 37% случаев у больных шизофренией животное – сверхоригинальное, вычурное, означающее живость воображения и демонстративность, а у 29% больных с УО оно человекообразное, свидетельствующее об инфантилизме, эмоциональной незрелости. Больные УО чаще давали своим животным функциональные названия (реалистичность, прагматизм), а больные шизофренией – реальные названия, интерпретирующиеся как низкий уровень воображения (возможно, блокировка воображения вследствие высокой тревожности).

В результате проведённого исследования можно «нарисовать» два психологических портрета: больные шизофренией отличаются неблагополучным душевным состоянием, неглубокой депрессией (возможно апатией), пессимистичными взглядами на будущее; они часто неуверенны в себе, испытывают недостаток в общении, стремятся к самооправданию и демонстративности; наблюдается склонность к возникновению страхов и тревог, порождающая тенденцию к скрытности и замкнутости, стремлению выразить защиту в форме агрессии, поэтому в рисунках преобладают животные угрожающего типа. Больные УО астеничны, эмоционально незрелы, инфантильны. Им свойственна чувственность, подчеркивание своего пола, значимость мнения окружающих о себе, заинтересованность в том, чтобы вызвать восхищение. Изображают нейтральных по характеру животных.

Обсуждение

С.С. Степановв своей работе «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста»[5]анализирует состояние интеллектуальной сферы детей разной возрастной группы по баллам (на основании засчитывания или незасчитывания отдельных элементов рисунка), переводя их в уровень IQ. Мы же можем лишь косвенно судить об уровне интеллекта больных по таким критериям теста, как соответствие размеров головы туловищу,основательности опорной части, тип животного и прийти к выводу, что в обеих группах больных интеллектуальные способности снижены.

С.С. Юровских в статье «Рисуночные методики как средство выявления агрессив-ности у детей с умственной отсталостью»[6] выявил тенденции агрессивности у младших школьников с УО. В основном испытуемые проявили в эксперименте средний и высокий уровень агрессивности, и только примерно у четвертой части выявлен низкий уровень агрессивности. В нашей работе высокий уровень агрессии был выявлен у больных шизоф-ренией, когда у больных УО этот показатель находится на относительно низком уровне.

Н.Е.Богданова с соавт. в статье«Психодиагностические возможности проективного теста «Несуществующее животное» в наркологической практике»[2]у больных алкоголизмом выделили такие их черты, как импульсивность волевых актов, порывистость, небрежность, впечатлительность, неуравновешенность, аффективность, неспособность к систематическому труду, что существенно отличает их от больных шизофренией и УО.

Заключение

Таким образом, выявление и описание в рисунках больных шизофренией и УО «специфических признаков», составляющих их психологические портреты, косвенно подтверждает ихдиагноз. Это может быть использовано в качестве дополнительного психодиагностического критерия выявления индивидов с отклонениями психического здоровья при психологическом консультировании и в общеврачебной практике, а также служить уточняющим диагностическим инструментом для специалистов.