Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROFESSIONAL ROLE OF THE DENTIST IN MODERN REALITIES OF ETHICS AND LAW

Molokova U.S. 1 Bakumova A.P. 1
1 Volgograd State Medical University
The article discusses the problem of legal awareness of the professional group of doctors on the model of dentists. Recently there has been a negative trend of growth of conflicts in the dental practice. This is especially true for a modern and rapidly developing sector of dental practice as a dental implantology, most clearly expresses the commercial approach in medicine. The main reasons for the negative trend are changes in the national health legislation, expanding the scope of patients’ rights as consumers of health services, social vulnerability of a professional group of doctors. Modern sociological studies show a low level of legal knowledge among doctors. Ethical aspects are considered in the context of the implementation of the fifteen principles of bioethics concluded in the «Universal Declaration on Bioethics and Human Rights», adopted on October 19, 2005 at the 33rd session of the General Conference of UNESCO. In Russia, taking into account the characteristics of national health systems to create a legal and ethical foundations of medical activities are, relevant universally recognized principles and norms of international law. To the greatest extent this is true for health care security analysis of modern sources of literature on the problem, it leads to the conclusion that the important directions of this improvement should be recognized as well as the establishment of secure state guarantees for the full implementation of the patients legal status and health specialists.
bioethics
legal literacy
medical law
medical assistance
patient rights

В современных реалиях России привычное представление о деятельности врача-стоматолога как исполнителя строго определенных медицинских манипуляций явно устарело. В настоящее время можно с уверенностью говорить о формировании нового социально «портрета» врача, являющегося образом совокупности профессиональных ролей. [2]. Согласно данным обзора специальной литературы по рассматриваемой проблеме, это обусловлено рядом причин, основными из которых являются: процессы обновления и совершенствования текущего национального законодательства, регулирующего сферу здравоохранения; возрастание роли субъективного фактора в процессе оказания медицинской услуги, с которым связано все более широкое участие населения; наличие значительного объема прав у людей, обратившихся за медицинской помощью (права гражданина РФ, пациента, потребителя, застрахованного лица; быстрое развитие медицинской науки и техники и внедрение в практику новых технологий и способов лечения и др. [6,4,7,9,10].

Как известно, сознательное осуществление гарантированных государством прав и выполнение правовых обязанностей в рамках отдельного общества связано с наличием определенного правового сознания [1]. Согласно данным специальных источников, правосознание можно определить как осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов; является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений.

Привычное представление о деятельности врача-стоматолога как исполнителя строго определенных медицинских манипуляций явно устарело. Социологические исследования последних лет убедительно показали, что в результате социально-рыночных изменений в современной России конфигурация профессиональных ролей врача-стоматолога изменилась. В настоящее время можно с уверенностью говорить о формировании нового социально «портрета», являющегося образом совокупности профессиональных ролей. Реализация практической деятельности врача-стоматолога осуществляется в тяжелых психологических условиях, которые требуют от него выхода за рамки своей профессии и необходимость использовать знания и навыки их других областей науки, таких как менеджмент, психология и, конечно, право. Неисполнение какой-либо составляющей «профессиональной роли», например, в правовом поле оказания стоматологической услуги, приводит всегда к негативным последствиям, выполнение же роли, которая также может привести к несоответствию ожиданиям, в то же время будет свидетельствовать об объективной необходимости расширения границ данной роли, но без соответствующих знаний реализация ее также будет невозможна [8].

Таким образом, в современных условиях оказания стоматологической помощи и услуг врачи должна включать в круг своих профессиональных обязанностей медико-правовую составляющую, соотносить свое поведение с основными правовыми нормами и на основании их соблюдения владеть способами профилактики конфликтных ситуаций и, несомненно, уметь конструктивно их разрешать [3].

Стойкая тенденция нарастания конфликтных ситуаций в сфере оказания стоматологических услуг, наблюдаемая в последнее время, требует более детальную и жесткую правовую регламентацию, чем раньше [5]. Особенно это актуально для такой современной и бурно развивающейся отрасли стоматологической практики как дентальная имплантология, наиболее ярко выражающая коммерческий подход в медицине. Экономические факторы обусловлены высокой стоимостью данных видов услуг, а в отношении дентальной имплантологии – всегда возмездным ее характером. Кроме того, это услуга включается в себя группу последовательных этапов лечения и осуществляется различными специалистами (хирургом-имплантологом, ортопедом, зубным техником, а в ряде случаев терапевтом, парадонтологом и др.), что требует более четкой согласованности и последовательности действий, от которых и зависит благоприятный исход. Значительный уровень медицинских профессиональных рисков предполагает высокую вероятность возникновения конфликтной ситуации в правовом поле, что и наблюдается в настоящее время в стоматологической практике и, особенно при проведении дентальной имплантологии.

Большую роль в формировании правовой грамотности пациентов и врачей, а также в обострении их взаимоотношений в правовом и моральном поле играют средства масс-медиа [1]. Этика поведения СМИ – проблема, связанная с простой общей установкой теоретического дискурса этики как сублимации сознательного и ответственности в манерах, поведении и поведении людей. Другая максима, определяющая взаимодействие индивидов, социальных групп и сущностей, устанавливает отношения этики в массовой коммуникации с акцентом на отдельное влияние и взаимную причинность источника, сообщения и получателя как фундаментальных элементов процесса коммуникации. Этика, по мнению Аристотеля, который считается основателем теории нравственного поведения, представляет собой конкретную форму человеческой практики, то есть форму определенного отношения человека к себе и к другим во всех сферах общественно-политической, экономической и Культурной жизни. Сегодня, как эрозия моральных отношений, которые редко совпадают с профессиональными критериями и стандартами, этика остается одной из самых важных проблем современных СМИ [4].

Это особенно заметно в связи с возникновением девиантных и асоциальных явлений в молодых демократиях, особенно в посткоммунистических странах и странах с переходной системой систем убеждений и убеждений. Нравственные принципы в журналистике проблематизируются как теоретическая перспектива и практическое применение в странах Юго-Восточных Балкан, в том числе Республика Македония. Анализ медиа-практики повторно актуализирует вопрос, заданный Максом Уэббером в его работе «Политика как призвание», и рассматривает готовность журналистов и политиков брать на себя ответственность за последствия своих действий. Фактически, по словам Уэббера, долг перед истиной считается безоговорочно необходимым для абсолютной этики, которая не требует последствий. Политики, согласно анализу Маккса Уэббера, руководствуются этической ответственностью и действуют рационально – и соответственно[5].

Эта дилемма открывает несколько других этических вопросов типа: каковы границы, в которых журналисты могут отказаться от ответственности за последствия своих действий, в какой степени этические принципы, такие как долг и ответственность, применяются с точки зрения источника информации, выбора Тем и организационной структуры медиаконтента, особенно с точки зрения групп интересов общественности, для которых предназначен конкретный медиаконтент. Мы не можем не общаться – это заметка известного американского психолога и коммуникатора Пола Вацлавика. Необходимость налаживания взаимодействия находится в основе коммуникационной науки как социальный процесс обмена информацией и их влияние на общественность. Он возникает из-за человеческой необходимости поддерживать контакт с другими людьми, устанавливать чувство взаимной принадлежности, лояльности и ответственности. Необходимость существования этики в общении впервые была воспринята немецкими мыслителями Карлом Отто Апелем и Юргеном Хабермасом (1981), в соответствии с которым существует необходимость в универсальной гармонизации и установлении взаимопонимания между людьми в обществе и даже на международном уровне уровень.

У журналистов больше обязанностей: профессия, юридическая Рамки и общественность, которую они там обслуживают. Собственно, их обязанности совпадают с обязанностями работающих людей. Отвечая на их собственную профессию, журналисты должны быть направлены на продуктивное общение в среде. Этот тезис, который подтверждается в медийной практике, подразумевает качество В создании газетных и программных схем, диверсификации тем и многогранности и объективности в информационном и научно-исследовательском тренере.

Это снизило бы давление в редакционной политике за счет влияния возвращения в вертикальной коммуникации, что предполагает конструктивное сотрудничество между журналистами и редакторами в интересах достижения более высокого эффекта медиапродукции на информационном рынке. Качество, более всего, важно для общественности, особенно для того, чтобы сохранить свое внимание и сформировать целенаправленную общественность, которая будет подготовлена для участия граждан в качестве движущей силы демократических процессов. Тем не менее, мы ни в коем случае не можем игнорировать тот факт, что среда в основном функционирует в соответствии с законодательством, чтобы она могла обслуживать граждан. Обязанности журналиста завершаются как одна большая ответственность за все общество. В связи с этим журналисты должны поощрять здоровые социальные дебаты по жизненно важным вопросам сообщества, потому что они способствуют созданию среды, в которой межличностные отношения развиваются в положительном направлении.

В то же время журналист должен поддерживать уровень дебатов, чтобы препятствовать распространению лжи и уничижительных атак на отдельных лиц, поскольку это противоречит тому, что навязывается этикой. Право на свободу слова принадлежит всем как обязательное право человека, и даже если в выраженных мнениях есть радикальная радикализация. «Журналистика – хранитель, который никогда не спит и не защищает свободу людей», – отметил Уинстон Черчилль. Свобода является отправной точкой для существования журналистики. Все важные международные учреждения, организации, конвенции, такие как Организация Объединенных Наций, Европейская комиссия и Всеобщая декларация прав человека, согласны с тем, что свобода средств массовой информации и журналистское выражение должны быть сбалансированы законами. Это стало возможным благодаря явному или неявному существованию противоположных интересов между средствами массовой информации и государственным правительством. Из-за этих разных интересов, а также необходимости развивать коллективные отношения в цивилизованном мире неизбежна необходимость обеспечения безопасности и равной защиты обеих сторон. Противоположные интересы – это самая большая проблема свободного общества, которая открывает множество дилемм в декларации профессиональной журналистской работы, в связи с чем потребность в этических стандартах.

19 октября 2005 года на своей 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла Всеобщую декларацию о биоэтике и правах человека. Этот документ содержит принципы биоэтики, с которыми после тщательной разработки и интенсивных консультаций с участием независимых и правительственных экспертов, представлявших все регионы мира, согласилось 191 государство, входящее в ЮНЕСКО. В настоящее время основной проблемой представляется необходимость формирования и воспитание врачей как личностей, для которых главенство права не вызывает сомнение, развитие в них осознанной потребности соотносить правовые нормы с ценностями морали и биоэтики [3].