Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SOCIAL AND PROFESSIONAL ROLE OF THE NURSE

Vasilyeva V.N. 1
1 Volgograd State Medical University
The article discusses ethical aspects of professional activity of nurse. Recently there has been a negative trend of growing conflicts in medical practice. The main reasons for the negative trend are: the change of national health legislation, the expansion of the scope of patients’ rights as consumers of medical services, the social insecurity of a professional group of medical workers, incl. Nurses. The article contains the data of the author’s sociological research. The study involved 22 future nurses, 8 parents of patients from the Children’s Clinical Hospital No. 31. Methods used: questionnaire aimed at identifying the features of professional implementation of the role of nurses; Analysis of nursing activities in pediatrics. Ethical aspects are considered in the context of the implementation of the fifteen principles of bioethics concluded in the «Universal Declaration on Bioethics and Human Rights», adopted on October 19, 2005 at the 33rd session of the General Conference of UNESCO.
bioethics
nurse
social role
medical care
legal conflicts

Проблемы пациентов, страдающих болезнями различных систем организма, не утратили на сегодняшний день своей актуальности, так как ущерб, наносимый болезнью здоровью маленького человека, требует качественного и целесообразного объема медицинской помощи[1, 2, 3, 10]. Смысл работы медицинской сестры состоит в уходе за ребенком, а также в том, каким образом осуществляется этот уход. Именно медсестра должна решить в чем нуждается пациент в первую очередь. Специалист со средним медицинским образованием, работающий с детьми, обязан сочетать творческий подход с умелым использованием специальных навыков [4,7].

Педиатрические медицинские сестры представляют интересы ребенка и его семьи; защищают детей, не достигших совершеннолетия, в случае возникновения разного рода конфликтов и сложных жизненных ситуаций; понимают, что такое мнения и волнения ребенка; внедряют сестринский уход за детьми в самой подходящей среде, по возможности у них дома; сводят до минимума душевные травмы, связанные с госпитализацией, и увеличивают лечебный эффект последней [5]. Поэтому важно определить роль медицинской сестры в педиатрии.

В исследовании приняли участие 22 будущих медицинских сестёр, 8 родителей пациентов «Детской клинической поликлиники №31». Для нашего исследования были подобраны следующие методики: анкетирование, направленное на выявление особенностей профессиональной реализации роли медицинских сестер; анализ сестринской деятельности в педиатрии.

Первым шагом нашего исследования было изначально определить профессиональную роль медицинской сестры в педиатрии, и какими, по их мнению, должна обладать качествами современная медицинская сестра для повышения качества оказания медицинской помощи в среднем звене. С этой целью нами было проведено социологическое исследование – анкетирование студентов медицинского колледжа на предмет улучшения им профессиональной подготовки. Вторым шагом нашего исследования было определить, по мнению родителей пациентов, какими качествами должна обладать медицинская сестра, оценить значимость наличия контакта медсестры с родителями ребенка и оказывает ли влияние пол и возраст медицинского персонала на работу с ребенком.

С этой целью нами было проведено еще одно социологическое исследование – анкетирование родителей пациентов, на предмет определения роли медицинской сестры в педиатрии. В анкетировании приняло участие 22 учащихся и 8 родителей пациентов ГУЗ «Детской клинической поликлиники №31». И в результате, мы получили следующие данные:

Большинство будущих медицинских сестер, принявших участие в анкетировании считают, что медсестра, работающая в педиатрии должна обладать особыми личностными качествами (20 человек). Все родители пациентов (8 человек) ответили – «да». Среди опрошенных студентов больше половины – (14человек) – считают, что наличие контакта медсестры с родителями ребенка очень важно, (5 человек) –важно и (3 человека) – имеет значение. Большая часть опрошенных родителей считают, что наличие контакта медсестры с родителями ребенка очень важно – (4 человека), важно – (3 человека), имеет значение- (1 человек).

На вопрос оказывает ли влияние пол медицинского персонала на работу с ребенком, «нет» ответили – (17 студентов), «да, жен. пол предпочтительнее» – (5 человек). На вопрос: «Оказывает ли влияние пол медицинского персонала на работу с ребенком?» больше половины родителей, а именно (5 человек) ответили- нет; да- (3 человека, жен. пол предпочтительнее). Среди опрошенных будущих медицинских сестер больше половины – (17 человек) считают, что возраст медицинского персонала не оказывает влияния на работу с ребенком, и только (5 человек) считают иначе, (из них 4 человека считают предпочтительнее возраст 26–40 лет; 1 человек – 41–55 лет).

На вопрос: «Оказывает ли влияние возраст медицинского персонала на работу с ребенком?» половина – 50% опрошенных (4 человека) ответили «да, предпочтительнее от 26 до 40 лет», «нет» – 50% (4 человека). Подавляющее большинство опрошенных 90–95% (17–21человек) из личных качеств медицинской сестры выбрали такие качества как: милосердие, ответственность, внимательность, наблюдательность, быстрая реакция, терпение, спокойствие. Все эти качества, безусловно, очень важны и должны присутствовать у каждой медсестры, так как она должна уметь найти подход к каждому пациенту и его родителю, чтобы они доверяли ей, верили в ее слова и выполняли все рекомендации.

Таким образом, в ходе анализа анкетирования в практической части выявились следующие показатели. В основном, как показывают данные опроса, родители пациентов считают, что у медицинских работников среди их личных качеств на первом месте должны быть такие качества, как ответственность, внимательность, спокойствие и наблюдательность. На вопрос о том, какого возраста и пола должна быть медицинская сестра, работающая с детьми больше половины, опрошенных ответили – не имеет значение.

При оценке степени влияния медицинской сестры на лечебный процесс в педиатрии, были получены результаты, что медицинская сестра существенно помогает врачу в его работе и так же важно, что она еще поддерживает пациента психологически. Все полученные нами результаты в ходе эмпирического исследования были использованы при выявлении направлений оптимизации профессиональной деятельности медицинских сестер в педиатрии [5, 6, 9].