В современном отечественном образовании воспитательный процесс школьников представляет собой важное направление, являющееся ведущим средством формирования личностных качеств детей, усиливающим продуктивность их учебной работы. Результативность воспитания во многом определяет где, как, с какой целью и эффективностью будут применяться обучающимися знания и умения, полученные в образовательном учреждении и вне его. В школе воспитательная работа осуществляется на уроках, но наиболее доминантную позицию она приобретает во внеклассной деятельности учеников, в которой ее формы организации, режим осуществления, содержание не имеют строгого регламента и в большей степени включают элементы из различных сфер жизни общества. Это активизирует связи обучения с социальной средой, что способствует ускоренной адаптации и самоактуализации учащихся в ней, с учетом увеличения количества областей социума пригодных для практических проявлений детей.
Предоставленные сегодня учителям свободы для творчества, позволяют достаточно часто наблюдать использование в педагогическом процессе вызывающие повышенный интерес у детей и юношества нехарактерные для образования организационные формы или их структурообразующие и содержательные компоненты. Примером этому может служить дискотека, обеспечивающая определенным образом реализуемое общение с музыкой, которая имеет выраженную популярность среди современного подрастающего поколения и преобладает над иными видами искусства по распространенности в общественной среде. Однако музыка и другие элементы дискотек не всегда в полной мере выполняют заложенные в них педагогические функции, что в условиях школы минимизирует эффективность осуществляемого мероприятия, включенного в учебно-воспитательный процесс и, следовательно, подчиняющегося его целям и направленного на их достижение. Для определения возможности преодоления или минимизации данной ограниченности важно выявление ее причин, к которым, на наш взгляд, относится следующее.
Первые дискотеки, появившиеся в Советском Союзе в середине 70-х годов ХХ века, довольно быстро получили в стране широкое распространение. Подтверждением данному факту может служить высказывание А.Ю. Жданова, который в 1993 году указывает, что дискотека «уже на протяжении более 15 лет является популярной в среде подростков и молодежи формой организации досуга» [1, с. 3]. Такое отношение к ней стимулировало появление разного уровня исследований отдельных аспектов дискотеки (А.Ю. Жданов, А.С. Запесоцкий, Ю.И. Козюренко, Л.Б. Переверзев, Ю.Л. Томилин, А.К. Троицкий и др.), авторы которых в своих работах единогласно отмечают ее большие воспитательный потенциал. Именно данные положительные возможности обусловили в государстве с тоталитарным режимом отсутствие жестких запретов на проведение дискотек, в сочетании с утвержденным обязательным контролем их содержания со стороны комиссий из числа работников политических, культурно-просветительских, образовательных учреждений и организаций. Не случайно А.С. Запесоцкий пишет: «В нашей стране дискотеки развивались и лет десять существовали не просто как танцы, а как часть культурно-просветительской работы – в виде своеобразного лектория» [2, с. 26]. Истоки данных тенденций кроются в просветительской направленности отечественной культуры, что нашло активное проявление в масштабных начинаниях просветительского движения XIX века, реализации установок государства по ликвидации безграмотности и распространению достижений культуры среди населения разного возраста и социальной принадлежности. Это послужило основой отличий отечественных дискотек от зарубежных «прародителей», которые при перенесении на российскую почву, получили характерную для культуры страны образовательную, просветительскую, воспитательную ориентацию.
Однако надо отметить, что представленная оценка дискотекам может соответствовать, проводимым в основном в крупных городах и их известными энтузиастами (А.С. Запесоцкий, А.К. Троицкий, С.Ю. Минаев и др.). В целом по стране уровень реализации педагогического потенциала на разных дискотеках был различным. Одним из главных факторов, влияющих на данную заметную разницу, является быстрое и повсеместное распространение дискотек в стране, связанное со стремлением населения внести в свою жизнь невероятно популярное «заграничное чудо», которое было интересно отечественной публике. Но для осуществления такой цели требуется дееспособная организационно-инициативная группа людей, подготовленный диск-жокей, доступ к музыкальной и вербальной информации, наличие соответствующего зала со специальной аппаратурой, присутствие специфического арт-персонала, помогающего реализации мероприятия (танцоров, организующих публику; артистов, демонстрирующих развлекательные номера и т. п.). Для многих из тех, кто хотел проводить дискотеки, указанные требования были невыполнимыми, поскольку: обучение диск-жокеев велось спорадически и не могло удовлетворить повсеместно и все количество желающих, имеющих разные запросы и уровень подготовленности; финансирование проведения дискотек имело малые объемы или отсутствовали совсем, а самофинансирование затруднялось из-за несоответствия существующих правил экономических отношений; качественное оборудование не продавалось в магазинах, а имеющееся обычно не отвечало потребностям и не всегда подлежало доработке народных «умельцев»; фонозаписи музыки и информация о ней добывались с трудом и т. д.
Сказанное в период становления дискотек обусловило частую минимизацию разницы между ними и обычными танцевальными вечерами. Например, места их проведения оборудовались лишь тем, что к потолку закреплялся самодельный крутящийся зеркальный шар, на который направлялся луч света, а деятельность диск-жокея сводилась к объявлению известных ему названий композиций, имен исполнителей и композиторов. Музыкальный материал нередко не представлял собой единую, заранее упорядоченную программу, а спонтанно складывался в ходе развертывания мероприятия согласно пожеланий присутствующих посетителей.
Данный вариант проведения дискотек стал на долгое время наиболее распространенным и в общеобразовательной школе, не имеющей возможности соответствующим образом оборудовать актовый или спортивный зал и подготовить или пригласить диск-жокея, способного реализовать мероприятие на достойном и соответствующем возрасту школьников уровне. Появившаяся в социуме дискотека, довольно быстро перешла и в школу, но смена на нее танцевальных вечеров (в основном для старшеклассников) оказалась номинальной и касалась в первую очередь модного названия мероприятия и в некоторых случаях оформления зала пресловутым зеркальным шаром или некоей светомузыкой (обычно самодельным устройством, напоминающим ее качественное функционирование). Однако школы даже в таких условиях отказаться от осуществления дискотек обычно не могли, так как к ним присутствовал большой интерес со стороны обучающихся. Основываясь на данной заинтересованности, в содержание дискотек постепенно начал включаться музыкально-образовательный материал (обязательные для социализации произведения, вербальная информация и т. д.), нередко проводились действия по развитию у школьников личностных качеств, коммуникативных умений и т. д. Целенаправленная реализация всего перечисленного способствовала решению учебно-воспитательных задач образовательного процесса. Более того, разрешение на проведение дискотеки и право участия в ней определенных учащихся или коллективов классов стало в школах рычагом налаживания (поддержания, улучшения) дисциплины и фактором стимулирования повышения уровня успеваемости. Также деятельность в роли диск-жокея или члена оргкомитета дискотеки позволяла школьникам проявить свои лидерские качества, стать известной и нередко авторитетной личностью среди учеников и учителей, расширить музыкальные знания и освоить определенные действия, которые могли пригодиться в дальнейшей жизни, учебе в вузе, службе в армии и т. д. Данный приобретаемый опыт обычно передавался «последователям», что постепенно формировало традиции проведения дискотек в конкретной школе.
В 90-х годах ХХ века социально-экономические преобразования и технический прогресс способствовали активизации индустрии развлечений в России. Развитие информационных технологий и расширение социальных свобод сделали более доступным содержательный материал для дискотек. Появилась возможность подготовки их организаторов и Ди-Джеев. Так, в 1996 г. по инициативе DJ Славы Финиста при Российской академии музыки имени Гнесиных открылась первая школа для Ди-Джеев (по некоторым источникам единственная официальная школа в Европе), а с появлением специалистов в данной области, количество образовательных проектов аналогичной направленности возросло (например, Ди-Джей школа Music Academy, основанна я Д. Яблонским (DJ Deny) в 2008 г.).
В 90-х годах в России появились ночные клубы, для которых основным источником доходов стала продажа алкоголя и бронирование столиков, а мотивом посещения являлись не только танцы и получение музыкальной информации, но также межличностное общение и возможность познакомиться. Ночные клубы начали конкурировать по популярности с дискотеками и вытеснять их с лидирующих позиций. Однако для школы по очевидным причинам именно дискотеки по сей день остаются наиболее оптимальными и, при целенаправленной организации, создающими условия для решения учебно-воспитательных задач в интересной для детей досуговой деятельности.
В отношении музыкального развития школьников такие условия предполагают усиление внимания учеников к музыке, которая должна освободиться от исключительной роли сопровождения танцев. Для этого необходим интерес присутствующих к озвучиваемому произведению, слышание не только метро-ритмической пульсации, организующей движения, а максимально возможного числа (желательно всех) средств музыкальной и исполнительской выразительности в комплексе. С методических позиций здесь требуется донесение вербальной информации, обеспечивающей «стимулирование интереса к музыке и эмоциональной отзывчивости слушателей, через повышение уровня ее понимания (осознанности, обеспечивающей доступность)» [4, с. 131]. Однако добиться такого результата довольно сложно, поскольку современные средства коммуникации и СМИ предоставляют невероятно большие ресурсы различных сведений и они доступны всем, включая и детей. Следовательно для озвучивания необходима информация актуальная школьникам, для чего требуется заранее выяснить их пристрастия и объемы знаний, а далее в соответствии с полученными данными осуществить сбор, анализ и обобщение сведений для включения в содержание дискотеки. Также со школьниками, планирующими посещение дискотеки, возможна предварительная работа, подготавливающая их к восприятию музыки и выравнивающая уровень готовности участников к выполнению данной деятельности. Но даже при высоком уровне готовности учеников к восприятию, целью дискотеки не может быть передача больших объемов информации и сообщения не должны превращаться в скучную лекцию.
Сейчас стали довольно популярными тематические дискотеки, в основу которых часто кладется содержание сказок, художественных и мультипликационных фильмов, литературных произведений для детей и т. п. Присутствие определенного сюжета, героев и связанной с ними музыки активизируют внимание детей. Но наличие этих характеристик в дискотеке может не только увлекать развертыванием сюжетной интриги, но и сосредотачивать на отражении данной образной драматургии в музыке. Например, через использование в качестве лейтмотивов произведений, музыкальных тем, тембров инструментов и голосов и т. д., которые «прикрепляются» к действующим лицам, определенным действиям, настроениям, чувствам и т. д.
В рассматриваемом контексте важное место занимают осуществляемые на дискотеках игры и конкурсы, содержание которых может касаться социализируемой музыки. Их, по мнению практикующих организаторов дискотек, «рекомендуется проводить не только для веселья, но и для повышения концентрации детского внимания, которое имеет свойство достаточно быстро рассеиваться» [3]. Привлекая и удерживая внимание конкурсантов и участников игр на музыке, создаются условия, позволяющие глубже проникнуть в ее смысл, задуматься о ее содержании, получить знания о ней и сформировать желание впоследствии пополнить полученную информацию.
Надо отметить, что школьники, выступая в роли организаторов или Ди-Джеев, не всегда способны решить самостоятельно поставленные выше задачи. Им как правило нужна помощь, которую должен быть готов оказать учитель. Следовательно, рассматриваемый аспект профессиональной компетентности актуален для освоения будущими и действующими музыкантами-педагогами, что позволит эффективно включать в учебно-воспитательный процесс школьников интересные для них развивающие дискотеки, достигая более высоких результатов в музыкальном совершенствовании детей и продолжая российские отечественные культурные традиции.