Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MUSICAL PERFORMANCE COMPETITIONS OF SCHOOLCHILDREN IN MODERN CONDITIONS

Chinyakova N.I. 1 Galstyan Y.M.  1
1 Mordovian state teacher training college of a name of M.E. Evsevyev
Since ancient performance competitions has been used in the field of music education. They are relevant in a musical-educational process of students. Given that society today is a big number of music competitions that have received new forms and means of implementation, which made them more entertaining. Such competitions and their elements used in education, they have become extremely popular among the students, participation in them contributes to the accelerated development of musical abilities and personal qualities of students. Victory in the musical contests today are seen as personal achievements of the student, which is also recorded at receipt in average and higher educational institutions. Preparation and participation of the student in musical performance the contest requires the teacher’s knowledge of methods of development of this activity with consideration of the peculiarities of its realization in modern conditions.
music competitions in education
music performance competitions of schoolchildren and their features in modern conditions

Для современного образовательного процесса характерно присутствие разнообразных форм организации учебной деятельности, которые динамично изменяются, дополняются, синтезируются между собой и с структурными инновациями социума. К организационным единицам обучения относится, например, конкурс (от латинского concursus – столкновение, стечение, содействие), понятийно формулируемый как «соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы» [3]. Он применяется как целостное самостоятельное явление или через использование входящих в него элементов во всех предметных направлениях и на всех этапах образования. Так, в сфере музыкального образования конкурсы с давних времен традиционно используются и имеют довольно широкое распространение. Подтверждением этому служат конкурсы исполнителей на авлосе и кифаре, проводимые в рамках состязаний атлетов на древнегреческих Пифийских играх в Дельте. Пройдя многовековую историю своего развития, музыкальные конкурсы и сегодня востребованы, а среди различных их видов особой популярностью пользуются музыкально-исполнительские. Они и в настоящее время совершенствуются, на что особенно большое влияние оказывают новшества, связанные с использованием достижений научно-технического прогресса (телекоммуникации, технические средства записи, воспроизведения и передачи на большие расстояние музыки, мобильность передвижения людей и т. д.). Например, инновацией последних лет стали конкурсы с заочными формами участия, позволяющие переслать запись или дистанционно продемонстрировать результаты своей исполнительской, композиторской, аранжировочной, исследовательской и иной деятельности в сфере музыкального искусства. Указанные технические средства помогают в подготовке конкурсантов и оценке их творчества.

Учитывая изложенное, а также и то, что в общем образовании является обязательным требование развития музыкально-исполнительских способностей школьников (для обеспечения формирования всестороннего личностного развития), их участие в конкурсах целесообразно. Это позволяет активизировать учебно-творческую деятельность детей, повысить их уровень культуры и интереса к музыке, реализовать индивидуальный подход в обучении, стимулировать посещение занятий в системе дополнительного музыкального образования и различных организационных форм социализации музыкального искусства в социуме и т. д. Данный потенциал известен и он неоднократно становился предметом теоретических исследований и применялся в практике музыкального образования.

Однако современность тоже накладывает отпечаток на музыкальные конкурсы, что отражается, например, в появившихся новых мотивах к участию в них школьников. Известно даже незначительная похвала ученика учителем всегда указывает на успех, создающий с психологической точки зрения некоторое его превосходство в оцениваемом направлении деятельности над всеми остальными обучающимися. Но сегодня стало характерным использование рейтингового подхода в оценке результатов по отдельным направлениям обучения учащихся, что имеет аналогии с правилами конкурсов (ранжирование, выявление лучших). Такие условия заставляют и приучают школьников стремиться стать первым, добиваться наивысших результатов. На это нацеливает и индивидуализация социума, когда человек достигает каких-то побед не столько для всех или для некоего объединения людей (как было раньше), а в первую очередь старается для себя. Дети видят, что успешным быть хорошо, выгодно, модно, поэтому, пытаясь подражать взрослым, по мере сил борются за личные победы в сферах своей деятельности, одной из которых является школа и музыкальное образование, реализуемое в ней.

Еще одним фактором, мотивирующим к участию в музыкальных конкурсах, является их зрелищность и публичность. Ребенок понимает (так как видел) или знает (так как участвовал), что конкурсант попадает в условия похожие на концерт. Учитывая, что в рамках конкурса осуществляется музыкальное развитие школьника, соответствующее целям образовательного процесса, конкурс надо рассматривать как составляющих элемент данного процесса обучения и именовать учебным конкурсом-концертом. «Способность выполнения различного учебно-концертного функционирования, производимого в определенном порядке, отражается на специфике коммуникаций в структурной единице обучения», что в нашем случае фиксирует синтез деятельности, осуществляемой в ходе развертывания концерта и конкурса [7, с. 178]. С этим связана необходимость конкурсанту демонстрировать свои умения перед слушателями, которые оценивают их (а не просто слушают, получая в разной мере удовольствие), а также сценичность данных действий, присущие традиции поведения и внешнего вида выступающих, а нередко и хорошего качества музыкальные инструменты и звуковоспроизводящая аппаратура, свет, оформление задника и кулис сцены, объявление ведущим программы и имен участников, афиши и т.д. К сказанному надо добавить, что сегодня получили широкое распространение в обществе и на телевидении различные музыкальные конкурсы, имеющие атрибутику шоу, направленные на формирование у зрителей предельно ярких впечатлений. Все перечисленное впечатляет школьников, стимулирует интерес к конкурсам и мотивирует к участию в них, для чего требуется подготовка, которая активизирует освоение учащимся музыкально-исполнительских навыков.

Еще одним нововведением последних лет является формирование учениками личных портфолио, отражающих количество и уровень достигнутых побед. Это связано с тем, что сегодня учитываются индивидуальные творческие достижения выпускников школ при поступлении в средние и высшие профессиональные учебные заведения, в том числе и не музыкальной специализации. Данный факт послужил причиной для улучшения отношения родителей школьников к музыкальным конкурсам и поддержке (при необходимости и финансовой) инициатив детей к участию в них. В указанных образовательных учреждениях обычно у обучающихся присутствует возможность продолжать начатое в школе развитие своего музыкально-исполнительского мастерства и личностных качеств, что мотивирует школьника участвовать в разных музыкальных конкурсах. Данную установку ученика также подкрепляет перспектива стать лауреатом и приобрести дивиденды иного плана, а именно – известность, определенный статус среди учащихся и учителей, который можно продолжить формировать и после окончания школы, опираясь на уже имеющийся опыт и награды. Это иногда бывает для школьника самым главным поводом к участию в музыкальных конкурсах, готовиться к ним, усиленно заниматься, что может стать толчком к возникновению мечты о карьере музыканта-исполнителя. Но при появлении таких желаемых перспектив, актуальность конкурсов еще больше возрастает, поскольку «звание лауреата международного, регионального или даже районного конкурса (не говоря о школьных или вузовских состязаниях), как замечает О.Ю. Филатова, стало необходимым атрибутом современного исполнителя» [6].

Следует отметить, что коммерциализация современного социума отразилась и на музыкальных (также как и на не музыкальных) конкурсах, участие в них стало почти всегда платным. В связи с этим положительным можно считать то, что появились средства для достойной их реализации, оформления, приобретения призов и т. д. Однако проведение некоторых из них для организаторов и членов жюри становится все больше не столько престижным, с профессиональной точки зрения, событием, сколько их источником дохода. Поэтому сегодня иногда можно встретить некие центры, поставившие «на поток» состязания по любому виду музыкального исполнительства, для участников любого возраста и любого уровня подготовки, с «бесконечным» перечнем номинаций, но четкой формулировкой финансовых условий участия. Как правило, результатом таких конкурсов становится поголовное «одаривание» участников лауреатскими и дипломантскими званиями, медалями, что заставляет слабых исполнителей необоснованно завышать свою самооценку, а на последующих конкурсах испытывать трагическое разочарование и стресс от недооценки ранее завоевавшего признание таланта. Также есть элементы негатива и в стимулировании деятельности учителей, подготавливающих детей к выступлению. Это должно быть. Плохо, когда учитель начинает выставлять учеников не взирая на степень их готовности, в надежде получить хоть какую-нибудь награду, за которую положены баллы стимулирующей надбавки к заработной плате.

Присутствующий интерес к музыкальным конкурсам различного уровня и направленности послужила поводом к проведению их в большом количестве. Но в системе общего образования, на наш взгляд, особое значение имеет регулярность их осуществления внутри учебно-воспитательного процесса школы. Это позволяет выявить большее число талантливых детей, удовлетворить их желание в реализации музыкально-исполнительской деятельности, оценить и совершенствовать ее, что открывает перспективы для участия в конкурсах более высокого уровня. Не случайно С.Л. Емельянцев отмечает, что многообразные конкурсы, организуемые в образовательной системе, объединяет добровольное участие в них школьников [1, с. 5]. Следовательно, от учителя требуется обеспечить появление такого желания, через популяризацию конкурсов и ознакомление с практикой их реализации в современных условиях. А это можно начинать делать в начальной школе, применяя, например, музыкально-исполнительскую игру «Конкурс» (Т.Н. Образцова) [4, с. 10–11].

При подготовке к конкурсу подразумевается освоение школьниками конкурсных сочинений, умение исполнить их публично и на сцене, справляясь с состязательным волнением и страхом быть побежденным. Это требует от учителя знания особенностей реализации конкурсов сегодня, исходя их чего осуществлять проведение специально направленных практических занятий с будущим конкурсантом (или конкурсантами), репетиционной работы, включая и сценический вариант ее осуществления, с последующим переходом к исполнительству перед слушателями, которыми могут выступать одноклассники. Такая организация процесса подготовки поможет преодолеть психологические сложности конкурсного исполнительства и создаст благоприятную атмосферу в коллективе класса (повышенное внимание, уважение и сопричастность к действиям конкурсанта, заинтересованность в его результатах, оказание помощи различного характера, формирование желания участвовать самому в конкурсах и т. д.). На этой основе может складываться интерес и у слушателей к общению с музыкой и исполнительству. Учитывая, что основным фактором педагогической целесообразности конкурса является возможность для самореализации школьника, необходимо его деятельность рассматривать как продуктивную, имеющую социальный характер «с организованным общественным признанием ценности личностных достижений учащихся» [1, с. 9].

Участие в конкурсах позволяет познакомиться с большим количеством произведений, услышать мнения о их исполнении и выработать собственный взгляд на них. Это весьма актуально, поскольку полученные в детстве музыкальные впечатления, как указывает Л. И. Разуткина, «способствуют развитию умений оценивать, понимать и наслаждаться произведениями музыкального искусства на все последующие годы» [5, с. 3]. По справедливым словам педагога-музыканта Т.Н. Зильберт, «участие в конкурсах всегда очень серьезно двигает ученика, помогает ему увидеть свои пробелы, учит стойко переносить неудачи, делать правильные выводы и двигаться ускоренными темпами» [2]. Конкурс – это всегда стремление достичь наивысших результатов в реализации своих способностей, через их развитие и демонстрацию; – это восприятие произведений, социализируемых в одинаковых условиях и с одинаковыми задачами; – это общение с исполнителями, имеющими идентичные цели; – это формирование музыкальной культуры, жизненных установок и личностных качеств, которые необходимы человеку в дальнейшем в любой сфере самореализации.