Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

DEVELOPMENT OF ARTISTIC ATTENTION AT PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF RUSSIAN PEOPLE GAMES

Keltsinova A.V. 1 Andreeva L.D. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
Attention is one of the most important aspects of the child’s cognitive activity. This article presents the methods of conducting Russian folk games to develop the attention of children of middle preschool age. The leading position of the game is determined not by the amount of time the child devotes to it, but by the fact that it meets its basic needs; In the bowels of the game other types of activity are conceived and developed; the game is most conducive to the development of attention and a stable child’s psyche in general. Russian folk games with their unique simplicity and ease of perception cause a lively, genuine interest, contribute not only to physical development, enriching the vocabulary, spiritual and moral potential of children, but also to developing attention. Also in such games, as in none other, there is a sign of folk ornamental art, consisting in using various genres of folklore, theatrical and musical content, and emotional relations in games.
attention
voluntary attention
Russian folk games
ornamental folk Russian games

Развитие многообразных форм массовой культуры, увеличение потока информации, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний не только у взрослых, но и у детей, в особенности в дошкольном возрасте. Данный возраст является весьма уязвимым и склонным к проявлению затруднений с восприятием многочисленной информации и концентрацией внимания. Внимание является одной из самых важных сторон познавательной деятельности ребенка.

Проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников, как никогда, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми.

В современной педагогической теории одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника является игра. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует развитию внимания и устойчивой детской психики в целом. Русские народные игры способствуют совершенствованию всех психических процессов – вниманию, памяти, воображению, при этом стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Е.В. Коротаева, объясняет что русские народные игры очень хорошо развивают творческое мышление, музыкальную культуру, а самое главное внимание детей: «Народные песни, музыкальные народные игры для малышей и дошкольников рассказывают о культуре русского народа в образной, доступной для детей форме. Они развивают творческое мышление, способствуют формированию музыкальной культуры и делают детей более восприимчивыми к художественным образам, а значит, и более внимательными» [3, с.196].

Т. Рибо полагал, что внимание всегда связано с эмоциями независимо от его ослабления или усиления, а также вызывается эмоциями; т.е. между вниманием и эмоциями исследователь видел особенную близкую зависимость [5, с. 55].

A.Н. Леонтьев и Л.С. Выготский подчеркивали существенное значение речи во внимании, т.к. при использовании слова происходит указание предмета, на котором необходимо сосредоточиться [4, с. 289].

Для становления различных форм произвольного поведения детей весомое значение имеет игра. В игре развиваются произвольное внимание наряду с памятью, а также соединяются целенаправленность действий соподчинение мотивов. Л.С. Выготский описывал игру, как «школа произвольного поведения» [1, с. 327].

Предлагаем проект по развитию произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством проведения русских народных игр в ДОО.

На констатирующем этапе изучили уровни развития произвольного внимания (объем, устойчивость и продуктивность) у детей среднего дошкольного возраста экспериментальной группы. Девочки в ходе эксперимента оказались более спокойными, настойчивыми и внимательными, мальчики подвергались большому влиянию внешних раздражителей, и их внимание можно охарактеризовать, как непроизвольное, и требовавшее больших усилий со стороны экспериментатора-педагога:

Итак, этапы проведения русских народных игр следующие:

• предварительный этап – состоит в знакомстве с русскими народными играми через театральное представление с включением самих детей в процесс;

• основной этап – заключался в проведении русских народных игр согласно тематическому плану; велась индивидуальная работа с каждым ребенком;

• заключительный этап – основан на закреплении полученных знаний и навыков, умений; здесь проводились коллективные игры, где дети могли играть самостоятельно.

Согласно выстроенным этапам проведения методики, были выбраны следующие приемы и средства:

• на предварительном этапе ознакомления с русскими народными играми были использованы наряды, маски, музыкальное сопровождение русского народного творчества, яркие картинки-образцы с изображениями правил и условий игр;

• на основном этапе был составлен план тематических примерных игр: здесь были использованы необходимые атрибуты народного характера согласно условиям игр; была использована речевая орнаменталика русских народных игр (считалки, припевки, и т.д.); музыкальное сопровождение;

• на заключительном этапе были созданы карточки с названиями игр, которые дети выбирали самостоятельно.

Для проведения формирующего этапа разработали тематический план проведения русских народных игр: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Калачи», «Гонка мячей», «Горелки», «Лапти». Народная игра представляет самостоятельно существующий вид деятельности, который является средством воспитания и обучения, сохраняющий изначальную и важную функцию – обеспечение самообразования посредством рефлексии ребенка. Цель проведения игр включает развивающий аспект, а именно: развитие следующих свойств внимания (переключаемость, устойчивость, сосредоточенность, распределенность, направленность).

При проведении игр детям объясняли предстоящие действия, цели игровой деятельности. В развитии произвольного внимания особую роль играют освоение правил игры, эмоциональная насыщенность материала подвижных русских народных игр вызывает у детей положительные переживания и способствует формированию произвольного внимания. Посредством считалок дети делили роли и определяли порядок очередности для начала игры. При использовании считалок детьми, им становится более возможным установить внимание на очередность в игре, опустить напряжение.

В процессе игр использовали слова и указательные жесты, внешние опоры, которые учат ребенка управлять своим вниманием и поведением. Давались указания на конкретные действия («посмотри», «послушай», «дотронься» и т.д.), дети с охотой усваивали алгоритм концентрации на конкретную деятельность, которая впоследствии переходит во внутренний план. Благодаря подвижным играм у ребенка более активно развиваются все свойства внимания.

Таблица 1

Тематический план проведения русских народных игр

Название игры и цель ее проведения

Правила проведения игры, инструментарий

Описание игры

1

2

3

«У медведя во бору»

Группа: природная

Цель: Направить и сохранить внимание детей на соблюдение правил игры.

Задача: собрать как можно больше правильного предмета, не уронив его при гонке.

Инструментарий: нарисованные подготовленные грибы, ягоды и цветы; плетеные лукошки, народные костюмы для детей, музыкальное сопровождение.

Выбирается «медведь», который садится в стороне. Остальные, по команде воспитателя собирают как можно больше разбросанных по полю « грибов», «ягод», или «цветов» и кладут их в лукошко, подходят к «медведю», напевая ( приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды, цветы беру

Медведь сидит,

На нас глядит.

Медведь не спит

И на нас рычит!

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, «медведь» их ловит. Первый пойманный становится «медведем».

«Гуси-лебеди» Группа: природная

Цель:

побуждать к активному действию, формировать целенаправленное внимание.

Ориентировать детей в пространстве и на внимание.

Задача: волку – поймать нужные цвета гусей, как можно больше и быстрее; гусям-не попасться волку.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке, по возвращению гуси меняют платочки, и не знают, какой цвет будет ловить волк. Волк может ловить их только после слов: « Ну, бегите же домой!»

Инструментарий: очерченный «дом», платочки разных цветов, музыкальное сопровождение, маска волку.

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные –гуси-лебеди. На одной стороне площадки очерчивают дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, у каждого гуся есть свой платочек определенного цвета. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси! Га-га-га

Есть хотите? Да,да,да

Гуси-Лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается поймать гусей с платочками определенного цвета, какого именно цвета ему шепнёт воспитатель. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

«Калачи»

Группа: бытовая

Цель: развить у способности к взаимооценке и самооценке.

Продолжать развивать активность детей в играх с обручами.

Задача: правильно найти свой круг по цвету. Инструментарий: круги разных цветов из бумаги; музыка.

Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:

«Бай-качи-качи-качи!

Глянь- баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи»

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова « Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.

«Гонка мячей»

Группа: подвижная

Цель: привлекать внимание детей к игре.

Продолжать развивать активность детей в играх с мячами.

Задача: правильно перекидывать и ловить мяч как можно быстрее.

Правила: 1. Начинать игру ведущим нужно одновременно по сигналу. 2. Мяч разрешается только перебрасывать Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру. Указания к проведению. Играющие должны точно перебрасывать мяч, быть внимательными при приеме мяча: тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в руки. Нужно следить за направлением летящего мяча, а если потребуется- сделать шаг вперед или присесть.

Инструментарий: два разных мяча, музыкальное сопровождение.

Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две группы. В каждой группе играющие выбирают ведущих. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении.

Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему.

Дети выбирают другого водящего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении. По договоренности игру можно повторить от 4 до 6 раз.

Окончание табл.

1

2

3

«Горелки»

Группа:с ведущим, подвижная

Цель: подчинить определенному игровому ритму, формировать целенаправленное внимание.

Приучать к выполнению действий по сигналу.

Запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

Задача: правильно схватить за руки своего напарника как можно быстрее.

Инструментарии:

народные костюмы, музыкальное сопровождение.

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит « под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5–6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

« Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

– Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!»

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: « Раз, два, не воронь, а беги как огонь!».

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает « горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

«Лапти»

Группа: с водящим

Цель: привлечь внимание детей к игре, поддержать интерес, формировать и развивать послепроизвольное внимание детей.

Задача: правильно отыскать и успеть взять свой предмет.

Инструментарий: различные предметы простой формы, музыкальное сопровождение; заранее подготовленный кол с веревкой, и очерченный круг.

На середине площадки стоит своеобразный кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет. Повернувшись к водящему, спрашивают его:

– «Сплели лапти?»

Водящий отвечает – « нет!»

– «Сплели лапти?»

– «Да».

Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.

К орнаментальным компонентам игры относятся и игровые аксессуары (костюмы, бутафория, атрибуты). Данный компонент является важным связующим звеном в концентрации внимания детей среднего дошкольного возраста. Яркие и необычные костюмы, театральные атрибуты несомненно влияют на детей, и привлекают зрительное (непроизвольное), а затем и осмысленное (произвольное) внимание подобно живому представлению мультфильма или театра кукол [2, с.178]. В подобранных нами играх присутствует легкообращающая на себя внимание детей орнаменталика (язык игры, музыка, ритмика, припевки, костюмы и маски). Посредством своих признаков орнаменталика направляет и сохраняет внимание детей на соблюдение правил игры и развитие познавательных навыков и умений.

По результатам формирующего этапа, была осуществлена оценка эффективности методики проведения русских народных игр (контрольный этап). Результаты исследования показали важность и эффективность использования русских народных игр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для формирования произвольного внимания у детей среднего дошкольного возраста.