Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ORTHODOXY AND PATRIOTISM IN MODERN RUSSIAN LITERATURE (ANVARLAMOV, M. MAGDALINOVA, L. EGOROVA)

Goloviznin I.V. 1 Stenyukova M.S. 1
1 Russian Economic University n. a. G.V. Plekhanov
The article presents a scientific, multidimensional comparative analysis of Orthodox literary works: «The Sunken Ark»A. N. Varlamov, Mary Magdalinova «Children of perestroika. Warning» and representatives LITO «Rainbow», such as L. Egorova, A. Hasenfratz etc. In these works speak of Russia 90–ies of the XXth century from the point of view of Orthodoxy. The authors conclude that the works should be read by anyone. These books are especially useful for young people, as they are able to lead young people to Orthodoxy. From the point of view of authors, representatives of the student body, the above-mentioned works should be recommended for compulsory reading in all schools and universities of the country. This article is a complete research work; research materials can be used in the practice of research and teaching activities.
Orthodoxy
A.N. Varlamov
«The Sunken Ark»
Maria Magdalinova
«The Children of Perestroika. Warning»
L.A. Egorova
LITO «Rainbow»
contemporary Orthodox literature
the Russian Orthodox Church
contemporary literature
the 1990s

Отвечая на вызовы ХХI в., необходима переоценка прошлых эпох с целью поиска национальной идеи, то есть того, что было общим в прошлом, объединяет в настоящем и способствует видению перспективы в будущем. Одним из таких ориентиров для позитивного развития России на современном этапе Президент РФ В. В. Путин в одном из выступлений обозначил патриотизм. Одной из составляющих патриотизма является уважение к прошлому страны, ее духовно-нравственным ориентирам [11, с. 189]. Как показывают исторические исследования национальной идеи [13, с. 192], одним из главных духовно-нравственных ориентиров России, одной из составляющих триады «Православие, самодержавие и народность», сыгравшей значимую роль в формировании национального сознания, было и остается православие [12, с. 71].

Вместе с тем, наиболее значимо все процессы, происходящие в обществе, отражаются в культуре. Культура трансформируется соответственно каждому новому этапу развития общества, отвечая на новые вызовы времени [9, с. 147]. Культура и, соответственно, литература, отражает социально-политические процессы современного ей общества, показывает перспективы развития общества. Наконец, именно культура вносит решающий вклад в формирование позитивного имиджа страны в мире [14, с. 109]. Важной особенностью русской культуры является ее литературоцентричность, именно литература влияет на формирование гражданской позиции и нравственно-духовной основы личности [1, с. 37].

Целью данной статьи является научный анализ православных и патриотических тенденций в современной литературе. В качестве объекта исследования выбраны наиболее яркие представители православной художественной литературы, такие как А.Н. Варламов, М. Магдалинова и Л.А. Егорова (ЛИТО «Радуга»). Выбор объектов исследования обусловлен тем, что именно эти авторы представляют три основные направления современной православной художественной литературы: реализм (Варламов), аллегорию (Магдалинова), поэзию (Егорова).

Объем данного научного исследования не позволяет исследовать религиозную публицистику. Поэтому анализ таких значимых произведений, как «Несвятые святые» о. Тихона (Шевкунова) [20] и «Планета Афон» Мигеля Severo [19] дан в отдельных научных статьях.

Первоначально охарактеризуем исследуемых авторов.

1. Доктор филологических наук, ректор Литературного института им. Горького, А. Н. Варламов творит в лучших традициях российской реалистической литературы, добротно, солидно. Повествование неспешно, консервативно, Он является хранителем русской культуры в хорошем значении этого слова. Не случайно А.Н. Варламов является автором ряда биографий серии «Жизнь замечательных людей»: Михаила Пришвина, Александра Грина, Алексея Толстого, Михаила Булгакова, Андрея Платонова и др.

2. Псевдонимом «Мария Магдалинова» автора антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» носит христианский оттенок. Как пояснила писательница, в честь своего ангела-хранителя. Необходимо отдельно отметить, что из одного интервью стало ясно, писатель – ученый, общественный деятель, постоянный участник и редактор Рождественских Образовательных чтений, кандидат исторических наук, автор многих исследований по истории православной церкви, особенно по истории Православной Церкви в эмиграции. Более подробно о личности автора см. сайт mariamagdalena.ru [16] и канал на ютубе «Мария Магдалина» [17].

3. Лариса Альбертовна Егорова, секретарь Совета Литераторов Москвы и МО, член Союза Писателей России, один из самых талантливых поэтов современности, представителей старшего поколения. После школы, где начала писать стихи в стенгазете, поступила в Московский Государственный Институт Радиотехники, Электроники и Автоматики (Технический Университет), где продолжала писать и выступать со своими стихами на студенческих вечерах. Ее стихи переведены на французский язык. В 2013 г., в Венском издательстве «Sооtechetvennik» вышла книга «Деревья разговаривают вслух» в электронном виде. Член Союза Писателей России с 2013 г. В 2016 году вышла ее третья книга «Крик души моей».

Необходимо привести краткую характеристику произведений.

1. Герои Алексея Варламова – наши современники, разгадывающие загадки бытия и, главное, пытающиеся понять жизнь, которая не просто сурово, но жестоко испытывает человека, терзает его сердце мучительно-неразрешимыми вопросами, обрекая на одиночество. Проза Алексея Варламова с конца 80-х годов получила широкое признание в России и за рубежом, его повесть «Рождение» была удостоена премии «Антибукер». При всем разнообразии тем, сюжетов, отнесенности к более далекому или недавнему прошлому, их героев объединяет ощущение неслучайности жизни и осознание Божьего промысла в судьбах людей. Автор пишет о силе и хрупкости человеческой души, о страстях и борениях сердца, о молодости, нежности и любви.

2. Мария Магдалинова в антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» показывает, как изначально неплохие подростки попали в экстремистскую организацию, и как произошло преодоление ситуации при помощи православия. Приводим аннотацию романа.

«Когда взрывают твой дом – сиди тихо. Когда взрывают твой дом – сиди зажмурившись…». Серия взрывов в Москве, приключения, трагическая судьба, любовь и гибель подростков и все это на фоне реалий безумных «лихих» 90-х, таких недавних, и уже ставших историей. 1991 и байкеры, 1993 и скины, дефолт 1998 и готы… А также зацеперы, ролевики, фанаты и прочие 50 оттенков юности. Они все по-своему любили Родину, свою Россию. Об истинном и ложном патриотизме, о жестокости окружающего мира и юношеской дружбе, о хрупкости молодой жизни и прочности первого чувства…

А что будет, если украинский экстремист повлияет на нашу молодежь, на обычных российских юношей и девушек? Главный герой родился на Украине, в Припяти (дитя Чернобыльского взрыва), а живет и действует в России. Что будет, ой, что будет!.. Добро победит? Но как? Читайте и узнаете. Вот, вкратце, о чем роман [15].

Попутно необходимо отметить, что в интернете имеется высказывание одного священника, который, в подобающей терминологии высказался, что в романе «Дети перестройки. Предупреждение» писательница поведала о том, как в России боролись с Антихристом, и в результате победили его. Имеются соответствующие высказывания представителей Православной Церкви, что терроризм «есть порождение Антихриста». Таким образом, в романе «Дети перестройки. Предупреждение» все равно зло побеждено, вне зависимости от названия, терроризм или Антихрист. В философско- эсхатологическом смысле Антихрист тоже является своеобразным террористом.

3. В данной статье, в связи с творчеством Л.А. Егоровой, среди многочисленных объединений, рассмотрено ЛИТО «Радуга», которое в этом году отмечает десятилетие. В нем участвуют любители авторской песни и поэзии, в том числе и Л.А. Егорова. В произведениях представителей этого объединения присутствует тонкий лиризм, как в стихах Александра Газенфрата («Гитара тишины», «Яхта»), патриотизм и любование русской природой, как в стихах Ларисы Егоровой [21]. Особое внимание заслуживает творчество Л. А. Егоровой, такие ее произведения, как «Пасха», «Гимн России – звон колоколов».

Объединяет все книги то, что в центре – христианские вечные темы соотношения добра и зла, богословские рассуждения. Даже эпиграф антиутопии Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение» взят из Евангелия от Матфея, приведены слова Христа: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас: ибо многие придут под именем Моим» [15].

И роман-антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» Магдалиновой и романы Варламова описывают реалии 90-х годов ХХ века. Действие романа Магдалиновой разворачивается в 1999 году, что символизирует «число Зверя, опрокинутое». По выражению А.Н. Варламова, его романы – «Затонувший ковчег», «Купол» и «Лох» «образовали некую трилогию 90-х о русской жизни, о ее вирусах, уязвимых местах» [5]. Л.А. Егорова, по ее признанию, именно в 90-е написала свои самые задушевные, православные произведения.

Интересно, сопоставить, что у Варламова есть яркая, стильная, как и все его творчество, повесть «Здравствуй, князь!» [4], а в романе Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение» главный герой носит княжескую фамилию «Шаховской», он возглавляет загадочное тайное общество Великого Востока и о нем в романе один из персонажей пророк возвещает следующее: «Приидет восточный князь с Запада!»

Интересно в духе обращения к православию, практически чудесное исцеление заболевшего, недоношенного семимесячного ребенка в рассказе Варламова «Рождение». Герои рассказа так и называются А. Н. Варламовым «Мужчина» и «Женщина», пара, которая долгое время была бесплодной. Только после беременности Женщина принимает крещение. После этого она «испытала благодать почти детскую, чистую, что никто не остановил и что у нее и ее младенца, уже как бы крещенного во чреве матери, есть ангел-хранитель». А, когда ребенок заболел, то в церковь пошел уже Мужчина и ребенок чудесным образом выздоровел. Варламов мастерски говорит о чуде исцеления.

В антиутопии Магдалиновой есть любопытной эпизод, когда старший брат одного из героев, инвалид-колясочник, Олег, получивший пулю в позвоночник при осаде Белого дома, чудесным образом, встает. Здесь видно влияние главного героя, Ромы, который приказывает инвалиду, используя фразу из Библии: «Встань и иди!» [15]. Отличием является манера изложения. Жанр произведений Валамова литературовед Ю.И. Минералов характеризует как «символический реализм», у Магдалиновой – сон-аллегория: Россия заснула и ей во сне привиделись «лихие 90-е».

Необходимо особо подчеркнуть любование русским пейзажем и гордость за историю страны у Варламова, Егоровой и Магдалиновой. Отдельно необходимо сказать о пейзажной лирике, особой напевности, языка А.Н. Варламова: «В устье реки Пустой они облюбовали небольшую поляну, вырыли землянки и стали жить. Место было наречено Бухарой, что никакого отношения к азиатскому городу не имело, произносилось с ударением на втором слоге и обозначало сенокос в лесу» [5]. Описание «Бухары» очень напоминает скиты раскольников.

В антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» неоднократно, тепло и с любовью дается описание Москвы, как «самого уютного места на Земле», где каждый обретет дом. Роман наполнен неподдельным патриотизмом: «Это Россия, которую так хочется любить. Это Россия, которую так трудно любить. Это Россия, которая так нуждается в любви» [15]. Тем страшнее угроза терроризма применительно к Москве и России. Позволим процитировать антиутопию Марии Магдалиновой «Дети перестройки. Предупреждение»: «Россия. …Ты идёшь по дороге истории, ты идёшь, Россия – Магдалина в поисках Христа. Чтоб взял и поднял тебя, такую, как ты есть: прекрасную, грешную, многострадальную, …» [15].

Необходимо отметить, что антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» уже вызвала широкий резонанс у критиков [18, с. 675] и одобрение у читателей [2, с. 78; 6, с. 79]. Например, один из многочисленных критиков, которых больше чем настоящих писателей, заявил, что в образе Настоящего Христа, Спасителя России в романе изображен Путин [3].

Многие произведения литературного объединения «Радуга», куда входит Лариса Егорова, мелодичны, напевны, не случайно на стихи объединения «Радуга» ансамбль «Феникс» исполняет песни [17].

Во всех книгах много говорится о взаимоотношениях молодежи и Русской Православной Церкви. Русская культура и христианство, как неотъемлемая часть этой многовековой культуры [10, с. 39], способствуют воспитанию в духе патриотизма. Так, например, православие противопоставляется терроризму и экстремизму в книге писательницы «Дети перестройки. Предупреждение».

Главное, что объединяет эти книги, кроме православной тематики и патриотизма,, то, что эти книги обращены к молодежи, предполагают целевой аудиторией, в первую очередь, юношество. В романе «Затонувший ковчег» главный персонаж – отроковица Маша. Роман «Дети перестройки. Предупреждение» – размышление о молодежи, героям 15–16 лет, это поколение тех, кто родился в 1980–е годы, и чья юность пришлась на «лихие» 90–е годы, на перелом эпох [5, 15].

Подводя итог данного исследования можно сделать следующие выводы:

1. «Затонувший ковчег», антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» и стихи Ларисы Егоровой одни из самых ярких произведений современной православной российской литературы. Они способствуют воспитанию в духе патриотизма, любви к духовно-нравственным традициям Родины [8, с. 360; 7, с. 14].

2. Автор книги «Затонувший ковчег» А.Н. Варламов – один самых ярких и значимых деятелей современной российской культуры.

Автор «Дети перестройки. Предупреждение» – православный писатель, ученый, историк, скрывающийся под христианским псевдонимом «Мария Магдалинова».

Автор ЛИТО «Радуга» Л.А. Егорова – один из самобытных современных православных поэтов.

3. Роман «Затонувший ковчег» и антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» – рассматривают актуальные проблемы. Эти книги обязан прочитать каждый.

4. Книги «Затонувший ковчег» и «Дети перестройки. Предупреждение» особенно полезны для молодежи, так как способны привести молодежь к православию. С точки зрения авторов, представителей студенчества, вышеназванные произведения необходимо рекомендовать для обязательного прочтения во всех школах и вузах страны.

Данная статья является законченной научно-исследовательской работой; материалы исследования могут быть использованы в практике научной и преподавательской деятельности.