Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FEATURES OF IMPLEMENTATION OF CONCERT AND PERFORMING OF TRAINING OF BACHELORS IN THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Chinyakova N.I. 1 Yakovleva Z.V. 1
1 Mordovian state teacher training college of a name of M.E. Evsevyev
Activity teachers music includes a concert performance, during the development of the students with different levels of ability should have the opportunity to have concert practice. To achieve this, the training of future music teachers in the effective use of technology teaching and concert preparation, allowing to make the process of purposeful, consistent and tailored to the individual characteristics of the bachelors. Such conditions are created through: optimization of the selection of educational music repertoire; the departure from the dominant technical equipment, artists and more attention to the development of the ability to realize artistic component works; varying the content and volume of concert performance student activities, including music; enable focus on the development aspects through participation in the other role groups of the training program; updating the pedagogical orientation of all educational and concert of action students.
concert-performing the training of students
teaching and concert preparation
pedagogical orientation teaching and concert performance

Деятельность учителя музыки подразумевает осуществление обучения и концертного исполнительства, которые имеют много параллелей. К ним можно отнести музыкальное искусство как предмет общения и ведущий язык передачи информации; направленность социализации произведений на педагогическую эффективность; публичность, артистизм и иные характеристики действий; их подчинение образовательным целям и драматургии развертывания содержания организационной формы и т. д. Данные аналогии позволяют при освоении этих видов деятельности дополнять друг друга, компенсировать отдельные затруднения в развитии одного из них успехами в совершенствовании другого функционирования. Сказанное делает актуальным включение в процесс подготовки будущего учителя музыки учебно-концертной практики, поскольку она предполагает реализацию учебных концертов, в рамках которых осуществляется «художественно-обучающее общение участников концерта по поводу и средствами музыкального искусства» [5, с. 178]. Следует отметить, что требование освоения учебно-концертной деятельности не является новым, оно в несколько иной формулировке отражено и в современных образовательных стандартах, подразумеваясь в формируемых компетенциях [2, с. 6–8]. Однако традиции реализации данного требования не всегда позволяют предоставить всем без исключения студентам в равной степени возможность полномасштабно осуществить учебно-концертную подготовку и овладеть профессионально актуальными способностями.

При осуществлении учебно-концертной подготовки особое внимание уделяется становлению студентов как исполнителей. Но практика показывает, что в данном процессе в наиболее благоприятном положении находятся обучающиеся, демонстрирующие отличные и хорошие результаты в этом виде учебно-музыкальных действий. По отношению к таким бакалаврам чаще всего не возникает вопросов о включении их в концертную деятельность. Классные концерты и мастер-классы по исполнительским дисциплинам обычно не проходят без них. Номера в их исполнении входят в отчетные и шефские выступления, в музыкальное оформление различных мероприятий, проводимых в вузе; они становятся участниками фестивалей и конкурсов; как правило активно проявляют себя на смотрах самодеятельного творчества, предполагающих самостоятельную подготовку к ним студентов или при минимальном участии преподавателя, и другое. Поэтому такие бакалавры получают разнообразный и объемный учебно-концертный опыт, и, имея повышенные результаты в исполнительстве, достигают еще больших высот, которые определяются как недосягаемые многими студентами, имеющими не столь яркие показатели в области публичного, сценического и концертного музицирования. Для развития именно у таких обучающихся концертно-исполнительских компетенций, на наш взгляд, можно использовать следующее.

Для указанной категории студентов зачастую является проблематичным освоение произведений повышенного или высокого уровня сложности, которые традиционно представляют собой показатель подготовленности студента-исполнителя и педагогического мастерства его преподавателя. Однако, трудные для освоения сочинения вызывают «повышенное внимание к операционально-технологической стороне обучения», что «приводит к нивелированию личностно-творческих, ценностно-мотивационных аспектов профессионального музыкального образования» [3, с. 177]. В связи с этим понижается эффективность процесса и в результате студент несет потери и в исполнительстве и в психологической готовности к его осуществлению.

В контексте сказанного надо подчеркнуть, в социализации музыкального сочинения важно достижение художественно-эмоциональных целей, через решение технических задач, что позволяет будущему учителю сделать воплощение содержания произведения профессионально значимым, а именно, средством выполнения педагогических функций. Следовательно, для реализации указанных установок исполняемое сочинение должно быть посильным студенту и тогда он сможет уйти от преобладающей сосредоточенности на преодолении технических трудностей или на удержании в памяти масштабных для него нотных текстов и прийти к уровню художественного творчества, работы над образно-эмоциональной драматургией и убедительным, ярким ее воплощением. В таком случае исполнение произведения начинает соответствовать требованиям его концертной социализации и студент-исполнитель получает потенциальную возможность участвовать в учебном концерте и реализовать ее. При этом надо подчеркнуть, что учебный концерт педагогическом вузе предполагает практику исполнителя в обязательной профессионально ориентированной бинарной позиции, то есть не только как музыканта-художника, но и как музыканта-педагога. Основой для создания условий, при которых возникает представленная перспектива служит то, что качественная социализация простого по техническим требованиям произведения всегда будет восприниматься публикой лучше, чем исполнение с огрехами более сложного опуса. Более того и для самого концертанта не вполне удавшееся выступление, особенно при соответствующей реакции на это слушательской аудитории, может иметь отрицательные психологические результаты, особенно если концертант приложил много усилий, но так и не смог достичь желаемого звучания сочинения.

Изложенное акцентирует внимание на проблеме оптимального подбора учебного музыкального репертуара преподавателем и его умении в сотворчестве со студентом достигать высокохудожественного воплощения произведения, а не рекордов в технике социализации сочинения, превращающегося в определенным образом организованного набора звуков, исполнение которых иногда начинает напоминать выступление спортсмена на соревновании. Безусловно, предлагаемые студенту-исполнителю технические задачи должны быть опережающими, должны развивать данные важнейшие умения, но одновременно они должны быть и достижимыми, что определяет педагог. Аналогичные требования предъявляются и в отношении достижения художественного совершенства в исполнении и эта сторона деятельности не только важна, но также может представлять сложность для начинающего музыканта. В трактовке сочинения воплощаются нюансы его образно-эмоциональной драматургии, выявляемые и реализуемые исполнителем. Это трудный процесс и преподаватель должен помочь обучающемуся исполнителю постичь его, а также прийти к осознанию того, что с технической точки зрения простое произведение – не значит неинтересное, некрасивое, не несущее смысловой и художественно-эмоциональной нагрузки. Доказательством сказанному может служить наличие в репертуаре великих исполнителей прошлого и настоящего очень разных по уровню сложности сочинений, что никогда не мешало их блистательной социализации.

Движение в обучении исполнителя от художественного к техническому разворачивает установку бакалавра от приобретения определенного навыка к достижению художественной цели через поиск оптимального технического исполнительского средства при помощи апробации вариантов таких средств. Это заставляет студента ориентироваться на более удаленную цель, включать в поле зрения дальнейшую профессиональную практику, не концентрироваться (а иногда и останавливаться) на пороговой задаче, решение которой становится обычно менее проблематичным для студента. Данные условия позволяют отразить в обучении и осознать бакалавру присутствующее в исполнении музыки единство художественного и технического, а при желании и имеющиеся в этой деятельности педагогические перспективы.

Доминанта художественной и педагогической ценности исполнения позволяет преодолеть обязательную демонстрацию технических высот в учебных концертах. Это выравнивает возможности участия в них студентов с отличающимся уровнем исполнительско-технических способностей и создает условия для формирования концертно-исполнительских умений всех обучающихся, с учетом их индивидуальных особенностей. Равные потенции в исполнительской подготовке и их реализация уводят от возникновения у более успевающих судентов-исполнителей психологической установки «чрезмерной амбициозности учащегося, эгоцентристской ориентации в его деятельности», которые противоречат развиваемым профессионально значимым качествам, в связи с чем их появлению должен противостоять преподаватель [1, с. 7].

В связи с изложенным важно, что учебно-концертная подготовка предполагает разделение ее участников на четыре ролевые категории ролевых участников (исполнитель, слушатель, педагог, организатор), деятельность которых актуальна для освоения будущими музыкантами-педагогами. Данный процесс обучения «развертывается одновременно как бы по вертикали (овладение каждым отдельным видом ролевого функционирования) и по горизонтали (поочередное овладение всеми видами ролевого функционирования)» [4, с. 43]. Так, освоение учебно-концертного исполнительства (одна из вертикалей) является процессом, в ходе которого студенту необходимо последовательно научиться воспроизводить музыкальные сочинения, делая это публично, общаясь с публикой, согласно драматургии всего учебно-концертного репертуара и поставленных образовательных задач. Например, сначала научиться социализировать одно произведение публично, а затем наращивать их количество или, освоив умение исполнять несколько опусов без слушателей, прейти к отработке публичного выполнения данных действий. Это позволяет дифференцировать задачи студентов-исполнителей, с учетом разного уровня их подготовленности на разных этапах обучения, что позволяет привлекать их к участию в одном учебном концерте. В данном ключе можно рассматривать и возможность приобретения сценического опыта посредством вербальных видов деятельности в музыкальных учебно-концертных организационных формах. Для ряда студентов бывает значительно проще транслировать публике словесную, а не музыкальную информацию (объявление названий произведений, их авторов и исполнителей, пояснений, дополнительных сведений и т. п.). Наличие и использование в учебном концерте этого умения помогает бакалавру решить проблемы психологического плана (боязнь выхода на сцену и публичных действий, излишнее сценическое волнение и т. д.).

При рассмотрении реализации учебно-концертной подготовки с позиций условно обозначенной как «по горизонтали», надо отметить, что действия ролевых участников в учебном концерте могут варьировать степень активности. Например, «слушатель, улучшая навык учебно-концертного восприятия (активно), может совершенствоваться в сфере интерпретации произведений или формирования репертуара (пассивно)» [4, с. 44]. Данные действия пассивного характера могут совершать студенты – участники и других ролевых групп, что развивает их исполнительские и педагогические умения, которые ускоренными темпами смогут перейти в плоскость практического применения в сфере художественного творчества и профессионально ориентированной практики.

Приведенные особенности реализации концертно-исполнительской подготовки бакалавров в педагогическом вузе позволяют повысить ее эффективность, обеспечить готовность бакалавров с разным уровнем возможностей к профессионально направленной, публичной и сценической социализации репертуарных программ или отдельных входящих в них музыкальных произведений. Получив опыт освоения исполнительства в условиях технологии учебно-концертной подготовки, студент может внедрить ее в будущей профессиональной деятельности.