Деятельность учителя музыки подразумевает осуществление обучения и концертного исполнительства, которые имеют много параллелей. К ним можно отнести музыкальное искусство как предмет общения и ведущий язык передачи информации; направленность социализации произведений на педагогическую эффективность; публичность, артистизм и иные характеристики действий; их подчинение образовательным целям и драматургии развертывания содержания организационной формы и т. д. Данные аналогии позволяют при освоении этих видов деятельности дополнять друг друга, компенсировать отдельные затруднения в развитии одного из них успехами в совершенствовании другого функционирования. Сказанное делает актуальным включение в процесс подготовки будущего учителя музыки учебно-концертной практики, поскольку она предполагает реализацию учебных концертов, в рамках которых осуществляется «художественно-обучающее общение участников концерта по поводу и средствами музыкального искусства» [5, с. 178]. Следует отметить, что требование освоения учебно-концертной деятельности не является новым, оно в несколько иной формулировке отражено и в современных образовательных стандартах, подразумеваясь в формируемых компетенциях [2, с. 6–8]. Однако традиции реализации данного требования не всегда позволяют предоставить всем без исключения студентам в равной степени возможность полномасштабно осуществить учебно-концертную подготовку и овладеть профессионально актуальными способностями.
При осуществлении учебно-концертной подготовки особое внимание уделяется становлению студентов как исполнителей. Но практика показывает, что в данном процессе в наиболее благоприятном положении находятся обучающиеся, демонстрирующие отличные и хорошие результаты в этом виде учебно-музыкальных действий. По отношению к таким бакалаврам чаще всего не возникает вопросов о включении их в концертную деятельность. Классные концерты и мастер-классы по исполнительским дисциплинам обычно не проходят без них. Номера в их исполнении входят в отчетные и шефские выступления, в музыкальное оформление различных мероприятий, проводимых в вузе; они становятся участниками фестивалей и конкурсов; как правило активно проявляют себя на смотрах самодеятельного творчества, предполагающих самостоятельную подготовку к ним студентов или при минимальном участии преподавателя, и другое. Поэтому такие бакалавры получают разнообразный и объемный учебно-концертный опыт, и, имея повышенные результаты в исполнительстве, достигают еще больших высот, которые определяются как недосягаемые многими студентами, имеющими не столь яркие показатели в области публичного, сценического и концертного музицирования. Для развития именно у таких обучающихся концертно-исполнительских компетенций, на наш взгляд, можно использовать следующее.
Для указанной категории студентов зачастую является проблематичным освоение произведений повышенного или высокого уровня сложности, которые традиционно представляют собой показатель подготовленности студента-исполнителя и педагогического мастерства его преподавателя. Однако, трудные для освоения сочинения вызывают «повышенное внимание к операционально-технологической стороне обучения», что «приводит к нивелированию личностно-творческих, ценностно-мотивационных аспектов профессионального музыкального образования» [3, с. 177]. В связи с этим понижается эффективность процесса и в результате студент несет потери и в исполнительстве и в психологической готовности к его осуществлению.
В контексте сказанного надо подчеркнуть, в социализации музыкального сочинения важно достижение художественно-эмоциональных целей, через решение технических задач, что позволяет будущему учителю сделать воплощение содержания произведения профессионально значимым, а именно, средством выполнения педагогических функций. Следовательно, для реализации указанных установок исполняемое сочинение должно быть посильным студенту и тогда он сможет уйти от преобладающей сосредоточенности на преодолении технических трудностей или на удержании в памяти масштабных для него нотных текстов и прийти к уровню художественного творчества, работы над образно-эмоциональной драматургией и убедительным, ярким ее воплощением. В таком случае исполнение произведения начинает соответствовать требованиям его концертной социализации и студент-исполнитель получает потенциальную возможность участвовать в учебном концерте и реализовать ее. При этом надо подчеркнуть, что учебный концерт педагогическом вузе предполагает практику исполнителя в обязательной профессионально ориентированной бинарной позиции, то есть не только как музыканта-художника, но и как музыканта-педагога. Основой для создания условий, при которых возникает представленная перспектива служит то, что качественная социализация простого по техническим требованиям произведения всегда будет восприниматься публикой лучше, чем исполнение с огрехами более сложного опуса. Более того и для самого концертанта не вполне удавшееся выступление, особенно при соответствующей реакции на это слушательской аудитории, может иметь отрицательные психологические результаты, особенно если концертант приложил много усилий, но так и не смог достичь желаемого звучания сочинения.
Изложенное акцентирует внимание на проблеме оптимального подбора учебного музыкального репертуара преподавателем и его умении в сотворчестве со студентом достигать высокохудожественного воплощения произведения, а не рекордов в технике социализации сочинения, превращающегося в определенным образом организованного набора звуков, исполнение которых иногда начинает напоминать выступление спортсмена на соревновании. Безусловно, предлагаемые студенту-исполнителю технические задачи должны быть опережающими, должны развивать данные важнейшие умения, но одновременно они должны быть и достижимыми, что определяет педагог. Аналогичные требования предъявляются и в отношении достижения художественного совершенства в исполнении и эта сторона деятельности не только важна, но также может представлять сложность для начинающего музыканта. В трактовке сочинения воплощаются нюансы его образно-эмоциональной драматургии, выявляемые и реализуемые исполнителем. Это трудный процесс и преподаватель должен помочь обучающемуся исполнителю постичь его, а также прийти к осознанию того, что с технической точки зрения простое произведение – не значит неинтересное, некрасивое, не несущее смысловой и художественно-эмоциональной нагрузки. Доказательством сказанному может служить наличие в репертуаре великих исполнителей прошлого и настоящего очень разных по уровню сложности сочинений, что никогда не мешало их блистательной социализации.
Движение в обучении исполнителя от художественного к техническому разворачивает установку бакалавра от приобретения определенного навыка к достижению художественной цели через поиск оптимального технического исполнительского средства при помощи апробации вариантов таких средств. Это заставляет студента ориентироваться на более удаленную цель, включать в поле зрения дальнейшую профессиональную практику, не концентрироваться (а иногда и останавливаться) на пороговой задаче, решение которой становится обычно менее проблематичным для студента. Данные условия позволяют отразить в обучении и осознать бакалавру присутствующее в исполнении музыки единство художественного и технического, а при желании и имеющиеся в этой деятельности педагогические перспективы.
Доминанта художественной и педагогической ценности исполнения позволяет преодолеть обязательную демонстрацию технических высот в учебных концертах. Это выравнивает возможности участия в них студентов с отличающимся уровнем исполнительско-технических способностей и создает условия для формирования концертно-исполнительских умений всех обучающихся, с учетом их индивидуальных особенностей. Равные потенции в исполнительской подготовке и их реализация уводят от возникновения у более успевающих судентов-исполнителей психологической установки «чрезмерной амбициозности учащегося, эгоцентристской ориентации в его деятельности», которые противоречат развиваемым профессионально значимым качествам, в связи с чем их появлению должен противостоять преподаватель [1, с. 7].
В связи с изложенным важно, что учебно-концертная подготовка предполагает разделение ее участников на четыре ролевые категории ролевых участников (исполнитель, слушатель, педагог, организатор), деятельность которых актуальна для освоения будущими музыкантами-педагогами. Данный процесс обучения «развертывается одновременно как бы по вертикали (овладение каждым отдельным видом ролевого функционирования) и по горизонтали (поочередное овладение всеми видами ролевого функционирования)» [4, с. 43]. Так, освоение учебно-концертного исполнительства (одна из вертикалей) является процессом, в ходе которого студенту необходимо последовательно научиться воспроизводить музыкальные сочинения, делая это публично, общаясь с публикой, согласно драматургии всего учебно-концертного репертуара и поставленных образовательных задач. Например, сначала научиться социализировать одно произведение публично, а затем наращивать их количество или, освоив умение исполнять несколько опусов без слушателей, прейти к отработке публичного выполнения данных действий. Это позволяет дифференцировать задачи студентов-исполнителей, с учетом разного уровня их подготовленности на разных этапах обучения, что позволяет привлекать их к участию в одном учебном концерте. В данном ключе можно рассматривать и возможность приобретения сценического опыта посредством вербальных видов деятельности в музыкальных учебно-концертных организационных формах. Для ряда студентов бывает значительно проще транслировать публике словесную, а не музыкальную информацию (объявление названий произведений, их авторов и исполнителей, пояснений, дополнительных сведений и т. п.). Наличие и использование в учебном концерте этого умения помогает бакалавру решить проблемы психологического плана (боязнь выхода на сцену и публичных действий, излишнее сценическое волнение и т. д.).
При рассмотрении реализации учебно-концертной подготовки с позиций условно обозначенной как «по горизонтали», надо отметить, что действия ролевых участников в учебном концерте могут варьировать степень активности. Например, «слушатель, улучшая навык учебно-концертного восприятия (активно), может совершенствоваться в сфере интерпретации произведений или формирования репертуара (пассивно)» [4, с. 44]. Данные действия пассивного характера могут совершать студенты – участники и других ролевых групп, что развивает их исполнительские и педагогические умения, которые ускоренными темпами смогут перейти в плоскость практического применения в сфере художественного творчества и профессионально ориентированной практики.
Приведенные особенности реализации концертно-исполнительской подготовки бакалавров в педагогическом вузе позволяют повысить ее эффективность, обеспечить готовность бакалавров с разным уровнем возможностей к профессионально направленной, публичной и сценической социализации репертуарных программ или отдельных входящих в них музыкальных произведений. Получив опыт освоения исполнительства в условиях технологии учебно-концертной подготовки, студент может внедрить ее в будущей профессиональной деятельности.