Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FORMATION OF POSITIVE RELATIONSHIPS OF PRESCHOOLERS BY RUSSIAN PEOPLE’S FAIRY TALES

Fedorova S.N. 1 Andreeva L.D. 1
1 North-East Federal University named after M.K. Ammosov
This article presents the work with Russian folk tales in the process of forming positive relationships between preschoolers, since in nature the fairy tale fully corresponds to the nature of a small child, is close to his thinking, to the idea. Tales for acquaintance with positive heroes of a fairy tale are picked up. In fairy tales, before the child’s mental gaze, images of the native nature appear, people with their characters and moral traits; in them children receive brilliant standards of morality and morality. The images of Russian folk tales – both positive and negative – entering into the life of children firmly, reveal to them in an accessible form the concepts of good and evil, bring up good feelings. The child is imbued with these feelings, he learns the instructive and convincing truth of life in the form of a fairy tale. Methods and methods of organizing the work with a fairy tale, proposed by us, help to form positive relationships of older preschoolers.
positive relations of preschool children
categories of morality
Russian folk tales
illustrations

Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, познает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.

Проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, – одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей в России и за рубежом и является по существу, ключевой проблемой социальной педагогики и психологии, изучающей многообразные объединения людей – так называемые группы.] Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений» столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения [1, с. 140].

Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении с взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это проводит к неизбежной задержке социального развития. [Наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, создает именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду [3, с. 24].

У детей пяти-шестилетнего возраста имеются представления об основных категориях нравственности – о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому педагогу нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. Недооценивая возможности детей, воспитатели недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. Правильная организация деятельности дошкольников в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога – необходимые условия для воспитания культуры поведения [2, c.68].

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он уточняет и возвышает душу слушающих. Русские народные сказки преподносят детям поэтически и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению [4, с.84]. Положительные взаимоотношения как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок. Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, ибо нравственность и дружелюбность изначально заложено в их сюжетах. Процесс воспитания отношений нравственности и доброжелательности старших дошкольников в процессе изучения сказок представляет собой поэтапное решение задач взаимодействия воспитателя и детей и включает: этап накопления первичного опыта доброжелательных отношений дошкольников при условии активной обучающей роли педагога. Этап освоения вариативного опыта доброжелательных отношений старших дошкольников при условии партнерской педагогической позиции воспитателя; этап широкого вариативного взаимодействия опыта доброжелательных отношений в процессе театрализации при активной позиции ребенка и косвенной роли воспитателя [5, с.87].

У детей пяти-шестилетнего возраста имеются представления об основных категориях нравственности – о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому педагогу нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. Недооценивая возможности детей, воспитатели недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. Правильная организация деятельности дошкольников в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога – необходимые условия для воспитания культуры поведения [1, c.68].

Сформированность положительных взаимоотношений ребенка является центральным ориентиром в развитии личности. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь определять основных героев произведения, на основе анализа поступков персонажей выражать свое положительное взаимоотношение к ним (кто понравился и почему); понимать и уметь отличать хорошие поступки от плохих. Сказки были подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Во время обсуждения прослушанной сказки мы задавали детям вопросы разного характера:

Вопросы, позволяющие узнать, какие положительные взаимоотношения у детей к поступкам, личностным качествам героев. (Кто больше всего понравился? Как плохо или хорошо поступил тот или иной герой? Как следовало, поступить герою в такой ситуации?)

Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел сказки, ее проблему. Постановка таких вопросов помогает нам увидеть, насколько правильно понято детьми содержание сказок. Например, после чтения сказки «Морозко», для того чтобы выяснить отношение детей к поступкам персонажей, мы задавали вопросы: хорошо ли поступила мачеха, отправив падчерицу в лес?

Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей, например: почему Морозко помог падчерице? Подобные вопросы помогали ребенку замечать логическую закономерность событий.

На каждом занятии мы использовали иллюстрации к сказкам. Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержание всей книги.

В МБДОУ «Улыбка» реализуется «Программа обучения разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах» под ред. Петровой Т.И.

Цель: формировать положительные взаимоотношения детей через систему занятий по ознакомлению с русскими народными сказками.

В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь определять основных героев произведения, на основе анализа поступков персонажей выражать свое положительное взаимоотношение к ним (кто понравился и почему); понимать и уметь отличать хорошие поступки от плохих. На наших занятиях мы ставили задачи, формирующие эти умения.

На основе полученных результатов констатирующего этапа нами был намечен план работы по формированию положительных взаимоотношений у детей старшего возраста. На формирующем этапе была систематизирована работа по данному направлению. Для реализации плана формирующей работы с детьми экспериментальной группы были использованы следующие методы: отбор литературного материала; проведение дидактических, настольных игр по сказкам; отгадывание загадок и т.д.

Сказки были подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста (см. табл.).

Сказки по ознакомлению с положительными героями

Сказка

Цель

«Гуси-лебеди»

«Кубалар-хаастар»

Взаимовыручка. Осознание необходимости помогать другим и понимание того, что в нужный момент помощь придет. Фиксация опыта обретения чувства взаимовыручки.

Хардарыта комолосуьуу. Атыттарга комолоьуохтээххин уонна эйиэхэ кыьал5алаах кэмнэр комо кэлэрин ойдооьун

«Теремок»

«Хоруобуйа»

Законы общежития (общего пространства, совместного проживания), взаимопонимание и доброта. Помощь друг другу и учитывание потребностей каждого. Обретение в чувственном опыте идеи общежития.

Уопсай дьиэ сокуона (уопсай куйаар, бииргэ олоруу), хардарыта ойдоьуу уонна утуо быьыы. Бэйэ-бэйэ5э комолоьуу уонна хас биирдии киьи наадатын учуоттааьын

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Аленушка сурдьун Иванушкалыын»

О взаимоотношениях и взаимопомощи. О последствиях непослушания и доверчивости.

Сыьыан уонна хардарыта комолосуьуу туьунан. Киьи тылын истибэт буолуу уонна итэ5эйимтиэ содулун туьунан

«Зимовье зверей»

«Кыыллар кыстыктара»

Взаимопомощь приводит к крепкой дружбе.

Хардарыта комолосуьуу кытаанах до5ордоьууга тиэрдэр

На каждом занятии мы использовали иллюстрации к сказкам. Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержание всей книги. Художественная иллюстрация оказывает большое влияние на понимание текста детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребенка является не только более весомой, но и качественно отличной оттого, что наблюдается у детей старшего дошкольного возраста.

При подготовке к занятию мы учитывали следующие моменты:

– определение программного содержания занятия в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения детей и целью нашей экспериментальной работы;

– тщательная подготовка к чтению произведения, чтобы дети поняли содержание, идею и могли оценить поступки героев.

Структура занятий строилась по следующему плану: на первом занятии во вводной части провели детям викторину «Путешестие в мир сказок». В основной части детям сообщалась цель чтения сказки «Гуси-лебеди». По ходу чтения сказки мы рассматривали иллюстрации из сказок. Таким образом, дети легче воспринимали информацию, сосредотачивали внимание и лучше запоминали содержание сказок. В третьей части проводился анализ сказки, обращая внимание на поведение, поступки и личностные качества героев, детям задавались такие вопросы как:

– Исполнила ли девочка родительский наказ? Почему?

– То есть вы говорите, что сестрица Аленушка и братец Иванушка могли бы избежать беды? А как?

– Почему печка, яблоня и молочная река не стали говорить Аленушке, куда полетели гуси-лебеди?

– Как сестрица Аленушка и братец Иванушка могли бы избежать беды? Что нужно было для этого сделать?

– Как нужно относиться к людям, чтобы вас любили и вам помогали?

– Чему учит эта сказка? Где нам в жизни может это пригодиться?

Длительность занятия составляла 25 минут.

Структура второго занятия строилась по следующему плану: во вводной части мы вместе с детьми вспоминали предыдущее занятие. Во второй – основной части детям сообщалась цель чтения сказки «Теремок». По ходу чтения сказки мы рассматривали иллюстрации из сказок. В третьей части проводился анализ сказки, мы обращали внимание на поведение, поступки и личностные качества героев, детям задавались такие вопросы как:

– Кто первым поселился в Теремке?

– Вспомните, какие вопросы задавали звери, увидев Теремок?

– Почему тот, кто развалил Теремок, не поместился в нем?

– Что надо сделать, чтобы звери опять жили в Теремке?

– Как вы думаете, как будет развиваться сюжет сказки после того, как построили новый Теремок?

– Как бы вы поступили вместо героев рассказа?

Длительность занятия составляла 25 минут.

Структура третьего занятия строилась по следующему плану: во вводной части мы вместе с детьми провели беседу и дидактические игры. Во второй – основной части детям сообщалась цель чтения сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». По ходу чтения сказки мы рассматривали иллюстрации из сказок. В третьей части проводился анализ сказки, обращая внимание на поведение, поступки и личностные качества героев, детям задавались такие вопросы как:

– Почему сестрица и братец остались одни – одинёшеньки?

– Если я правильно поняла, то вы говорите, что ведьма превратилась в Алёнушку и никто не заметил подмену. А кто, все таки, знает, кто она на самом деле?

– Как ведьма упросила купца зарезать козлёнка?

– Как вы думаете, для чего бросила ведьма Аленушку в море?

– Что бы случилось, если бы Аленушка не могла разговаривать из речки с братом?

– Чему учит эта сказка? Где нам в жизни может это пригодиться?

Структура четвертого занятия строилась по следующему плану: во вводной части мы вместе с детьми беседовали и проводили дидактические игры. Во второй – основной части детям сообщалась цель чтения сказки «Зимовье зверей». По ходу чтения сказки мы рассматривали иллюстрации по сказкам, знакомили с иллюстраторами детских книг. В третьей части проводился анализ сказки, обращая внимание на поведение, поступки и личностные качества героев, детям задавались такие вопросы как:

– Кто такие жили в этом зимовье?

– Как вы поняли, что означает слово «зимовье»?

– То есть, вы говорите, что это домик, где можно перезимовать всем животным? А каким образом?

– Почему смогли в таком маленьком домике перезимовать большие звери?

– Что бы случилось, если бы волки не пришли?

– Чему учит эта сказка?

В ходе эксперимента мы обращали внимание на употребление детьми слов, отражающих нравственные принципы, на степень адекватности их использования. С этой целью мы предлагали раскрыть значение некоторых слов, привести пример ситуации, применительно к которой можно использовать то или иное представление. Для детей данного возраста это трудная задача. Обычно они называли то или иное действие (делится конфетами, дает поиграть своей игрушкой, не дерется и т. д.). Для этого мы предлагали ребенку обратиться к иллюстрациям из знакомой сказки («Кто здесь поступил справедливо? Кто оказался настоящим другом?»).

Методические приемы, используемые при работе над сказкой, должны вести детей к более глубокому пониманию моральной сути этого произведения, к осознанию того, что значит дружить. Поэтому вопросы к беседе по произведению мы направляли не только и не столько на припоминание детьми сюжетной линии, содержания произведения, сколько на анализ поступков героев, понимание идеи, не всегда ярко выраженной.

В ходе формирующего этапа нами была проведена беседа «Что значит быть добрым?»

В ходе такой беседы мы формировали у детей представление о том, что добрый человек всегда помогает своему другу. Он делится с другими (игрушками, сладостями), выручает того, кто попал в беду. Добрый человек любит животных, птиц и заботится о них.

При работе со сказкой «Гуси-лебеди» мы сначала рассказывали сказку детям. Затем, на последующем занятии, сказка пересказывалась детьми, и в процессе ее рассказывания мы рисовали отдельных ее персонажей, тем самым вызывая у детей интерес к сказке и желание выполнить рисунок самим.

После этого детям было предложено нарисовать наиболее понравившегося персонажа или эпизод из сказки. Дети сразу с увлечением взялись за осуществление работы. Дошкольники, как правило, изображали Аленушку в красивом платье. Некоторые из детей рисовали Иванушку в красивой одежде. В последующем были рассмотрены получившиеся работы детей, проведен анализ с использованием рассказывания отдельных эпизодов сказки самими дошкольниками. Занятие, построенное таким образом, оказало эффективное влияние на формирование положительных взаимоотношений как чувство гордости, осознание себя как части русского народа и другие.

В ходе работы можно выделить высокую заинтересованность детей, их активность и стремление в познании сказок, которые выражались в готовности детей воспринимать информацию, сосредоточенности детей на образовательной деятельности. На образовательной деятельности использовались следующие приемы и методы: рассматривание иллюстрации к сказкам, вопросы, объяснение, использование художественного слова, выразительное чтение, беседа, индивидуальный подход.

На формирующем этапе нашего исследования можно отметить высокую заинтересованность детей, их активность и стремление в познании сказок, которые выражались в готовности детей воспринимать информацию, сосредоточенности детей при чтении. Примеры положительного взаимоотношения, так как нравственность и дружелюбность изначально заложены в сказочных сюжетах, дети видят через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. У детей пяти-шестилетнего возраста посредством чтения сказок формируются представления об основных категориях нравственности. У детей расширяется представление о понятиях «добра» и «зла»; развивается способность к эмоциональному сопереживанию, а также стремление к общению с другими людьми; формируется ценностное отношение к моральной стороне поступков; отношение к родным, близким, сверстникам, животным становится более гуманным.