Проблема развития доброжелательных отношений у детей – одна из актуальных проблем в современном дошкольном образовании.
Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.
В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение.
В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу – статусу школьника.
В возрасте 3 года ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте [5, с.35].
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться [2, с.345].
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Совершенствуется сенсорика. Попыток рассмотреть предмет или ощупать его у ребёнка не наблюдается. На вопрос, каков предмет, дети не отвечают. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и другие. Они становятся образами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов [4, с.19].
Преобладающей формой мышления становится наглядно – образное мышление. Ребёнок оказывается способным объединить предметы не только по внешним сходствам (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит объединение имеющих общее назначение или входящих в общую ситуацию объектов. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность.
Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов [3, с.19].
Апресян Р.Г. под доброжелательностью понимает отношения к человеку, ориентированные на содействие его благу, на совершение добра. Таким образом, доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству»[1, с.287]. Ушакова О.М. изучала проблему формирования детского общества и его роли в установлении между детьми в процессе игровой деятельности реальных отношений различного характера. Автор придает важнейшее значение тем детским отношениям, которые строятся благодаря наличию у детей особой группы качеств – «общественности». К ним относятся способность ребенка входить в общество играющих, устанавливать связи с другими детьми. На почве формирования «общественности» открывается возможность детей к нормам и привычкам морального поведения [5, с. 39–43].
Содержание предлагаемых нами игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе таких игр мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным, – к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие. В процессе игр ребёнок учиться осознавать самого себя, свою индивидуальность, развивается его самооценка, предпочтения и возможности, индивидуальность. С помощью игр и упражнений дети узнают свои отличительные черты, обогащаются знания детей о гендерных особенностях мальчиков и девочек, их личностных качествах. Например, предлагаются следующие темы: «Моё имя», «Кто такой «Я»?», «Мои игрушки», «Мои любимые сказки», «Я хочу, могу, умею», «Моё настроение».
Для формирования доброжелательных взаимоотношений у детей младшего возраста надо подобрать игры и упражнения на развитие чувства симпатии по отношению к сверстникам, на развитие способности понимать индивидуальность других детей. Детей посредством игр научатся сочувствовать друг другу, взаимодействовать между собой в игровой деятельности. Предлагаются следующие темы: «Плохо быть одному», «Мы разные», «Мы веселимся, смеёмся, играем», «Говорим руками и телом», «Помогаем друг другу», «Мальчики и девочки».
Игра является сильнейшим эмоциональным фактором, центром эстетических переживаний, средой формирования личностных качеств и коммуникативных навыков. Для формирования у детей норм социального поведения, умения договариваться, учитывать интересы друг друга организовывается игровое взаимодействие на основе доброты, сочувствия, взаимной помощи по следующим темам: «Мы поссоримся и помиримся», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Давай поговорим», «В гостях у сказки», «Уроки общения» и др.
Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства. Примером может служить игра »Автобус». Здесь дети выступают и в роли членов семьи, и в роли пассажиров. Количество мест в автобусе ограничено, поэтому возникает необходимость уступить место нуждающимся пассажирам.
Здесь важно дать совет родителям организовать поездки с детьми в общественном транспорте, познакомить с общепринятыми нормами поведения, обращая особое внимание на поступки, в которых проявлялись чуткость, внимательность, вежливость.
Одновременно в группе воспитатель может читать книги соответствующего содержания, вести беседы. При использовании допустимых способов руководства все это будет иметь положительный эффект: дети будут стараться быть вежливыми не только в игре, но и в жизни.
Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: «Семья», «Больница», «Скорая помощь», а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход их ситуаций: «Капитаны», «Строители» и др.
Перед организацией сюжетно-ролевых игр для решения задач по формированию дружеских взаимоотношений нужно проводить предварительную работу это:
1) чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;
2) рассматривание картин, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду;
3) игры-упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл.
Подбор картин, художественных произведений и ситуаций осуществляется, опираясь на сюжеты игр, в которые будут играть дети. В игры внедряются специальные игровые ситуации, позволяющие внести в сюжет такие изменения, которые потребовали бы от детей проявления гуманных чувств и отношений к сверстникам.
Воспитываясь в младшей группе, ребенок приобретает умения наблюдать за игрой сверстников, просить их о чем-то, благодарить. Но формы вежливого обращения ему еще надо осваивать. Дети пользуются ими преимущественно в деятельности, организованной взрослым, или когда исполняют ту или иную роль в игре. Не все умеют вовремя указывать оказывать в помощь друг другу, согласовывать свои действия. Очень немногие проявляют организаторские умения.
Например, в сюжетно-ролевых играх воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам, желание помочь, внимательное отношение к неудачам других. Ситуации для обогащения сюжета:
– В гостях у мишки. Мишка собирается встречать гостей: зайчика, куклу Машу, лисичку-сестричку. Мишка готовится к встрече гостей. Дети помогают ему варить суп, накрывать на стол. Мишка встречает гостей, все здороваются. Гости приходят с подарками. Рассаживаются за стол, мишка угощает своих гостей. Говорят друг другу ласковые, добрые слова. Затем предлагается игра. Берем предмет и по его свойствам находим подобный по заданному свойству (цвет, форма, по тактильному ощущению и т.п.). Затем все прощаются и Мишка провожает своих гостей.
Воспитатель обращает внимание детей на состояние больной куклы, что она нуждаются в заботе, помощи, уходе. Поощряет детей, которые сочувствуют, сопереживают, проявляют заботу.
– Навещаем больную куклу. Кукла Маша заболела. Она очень грустная. Дети жалеют ее, стараются поднять ей настроение, приносят подарки, ухаживают за ней. Устраивают небольшой концерт. Кукла выздоравливает.
Взрослый объясняет причину и следствие. Затем можно спросить малыша:
– Ребенок плачет, если…(его дразнить, толкнуть, ругать…);
– Ребенок улыбается, если…(его похвалить, погладить, улыбнуться..);
– Нельзя дразнить ребенка…(он заплачет…);
– Если отобрать игрушку, (он рассердится, обидится…);
– Если дать игрушку, (он улыбнется, будет играть с тобой…)
– «Угадай, какое настроение».
Взрослый показывает ребёнку фотографии или картинки, где ребенок смеётся, плачет, задумчиво смотрит, хитро улыбается, сердится и называет эти состояния сначала в форме глагола(ты здесь плачешь, смеёшься, грустишь, радуешься…), а затем в форме прилагательного(ты здесь грустный, весёлый, задумчивый, хитрый…)
После взрослый предлагает детям: »Давай покажем, как мы радуемся, сердимся, грустим», – и побуждает ребёнка к мимическому воспроизведению эмоций.
Проведение сюжетно-ролевых игр учит детей выполнять различные роли, общаться и взаимодействовать на основе обоих интересов. Например, можно присвоить куклам различные черты поведения: Зайка – шалунишка, трусишка, Маша – растеряша, Мишка смелый и сильный, мамина помощница.
В процессе игры поддерживается самостоятельность детей, творческое начало, бережное отношение к игрушкам, друг к другу. Поощряется дружная игра: обращение по имени, ласково, внимательность к сверстникам, их просьбам, предложение посильной помощи, забота друг о друге, взаимовыручка в игре, помощь в уборке игрушек.
Игровая деятельность малышей должна проходить в комфортном и безопасном общении; дается возможность детям самостоятельно применять новый опыт в игровой деятельности: закрепляя правила игры или совершенствуя свои навыки общения.
Содержание предлагаемых нами игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе таких игр мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным, – к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.
В процессе внесения нового содержания в сюжетно-ролевую игру дети стараются самостоятельно найти выход из ситуации. Мы только помогаем, если возникают затруднения, обращая внимание детей на результаты их совместных действий, предупреждая отрицательное проявление в поведении детей, привлекая мнения самих детей.
В итоге, дети нашей группы становятся открытыми, эмоциональными, любят общаться с нами, с детьми, организуют сами игры, иногда ссорятся, но чаще играют дружно. Дети нам доверяют.
И это правильно, ведь благоприятный эмоционально-психологический климат немыслим без дружеского, доверительного общения детей друг с другом, с воспитателем, помощником воспитателя, в лице которых ребёнок надеется встретить поддержку, понимание и сочувствие.
Методические рекомендации:
1. Собирайте любимые игры детей. Это особая ценность, они могут сопровождать их в течение многих лет.
2. Новая игра (хорошая) – лучший подарок детям, это новый опыт отношений, дополнительные радостные минуты.
3. Игра-дело добровольное. Не навязывайте детям игру, если вам она кажется полезной, а она им не нравится.
4. Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать предлагаемой детям деятельности. Смешная игра не терпит скучного или равнодушного лица воспитателя.
5. Игра-средство диагностики. Ребенок раскрывается с хорошей и не очень хорошей стороны. Наблюдаем, размышляем, но во вред ребенку полученную информацию не используем.
6. Никаких дисциплинарных мер к детям, нарушившим правила игры. Это лишь повод для доброжелательного разговора, когда дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре, как надо было избежать конфликта.
В заключение вспомним слова великого Песталоцци о том, что для реализации в будущем своих талантов, ребенок должен получить возможность постоянно быть занятым интересным делом. Так хочется, чтобы добра на планете Земля становилось больше! Так хочется, чтобы не опоздали с этим главным вопросом! Так хочется, чтобы нам удалось воспитать особый вид нравственной целеустремленности: пусть дети помнят добро, забывают зло и обиды, пусть они уже в детстве узнают, что добро, любовь, мудрее и сильнее зла.