Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

GAMES AS A MEANS OF FORMING GOOD TRAFFICKING I N THE YOUNG PEOPLE GROUP

Nikolaeva N.Y. 1 Andreeva L.D. 1
1 North-East Federal University named after M.K. Ammosov
The problem of developing friendly relations among children is one of the urgent problems in modern preschool education. In this article, games are suggested as a means of forming benevolent relationships among children in the younger group of the OED. The content of the games offered by us provides for the formation of children’s knowledge and skills necessary for friendly communication, the education of good manners, which is called the culture of communication. In the course of such games, we tried to bring the children to what we consider to be the main thing, to feeling a sense of belonging to a group of peers. Also, their content is aimed at drawing attention to the partner, his appearance, mood, actions, actions; the main method is direct interaction. Through a certain plot, content and role in the course of the game, you can shape the moral and social feelings of preschoolers. A necessary condition for this is the modeling of relationships in which humane feelings are manifested.
friendly relations
junior preschooler
game
story-role games

Проблема развития доброжелательных отношений у детей – одна из актуальных проблем в современном дошкольном образовании.

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение.

В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу – статусу школьника.

В возрасте 3 года ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте [5, с.35].

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться [2, с.345].

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Совершенствуется сенсорика. Попыток рассмотреть предмет или ощупать его у ребёнка не наблюдается. На вопрос, каков предмет, дети не отвечают. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и другие. Они становятся образами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов [4, с.19].

Преобладающей формой мышления становится наглядно – образное мышление. Ребёнок оказывается способным объединить предметы не только по внешним сходствам (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит объединение имеющих общее назначение или входящих в общую ситуацию объектов. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность.

Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов [3, с.19].

Апресян Р.Г. под доброжелательностью понимает отношения к человеку, ориентированные на содействие его благу, на совершение добра. Таким образом, доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству»[1, с.287]. Ушакова О.М. изучала проблему формирования детского общества и его роли в установлении между детьми в процессе игровой деятельности реальных отношений различного характера. Автор придает важнейшее значение тем детским отношениям, которые строятся благодаря наличию у детей особой группы качеств – «общественности». К ним относятся способность ребенка входить в общество играющих, устанавливать связи с другими детьми. На почве формирования «общественности» открывается возможность детей к нормам и привычкам морального поведения [5, с. 39–43].

Содержание предлагаемых нами игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе таких игр мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным, – к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие. В процессе игр ребёнок учиться осознавать самого себя, свою индивидуальность, развивается его самооценка, предпочтения и возможности, индивидуальность. С помощью игр и упражнений дети узнают свои отличительные черты, обогащаются знания детей о гендерных особенностях мальчиков и девочек, их личностных качествах. Например, предлагаются следующие темы: «Моё имя», «Кто такой «Я»?», «Мои игрушки», «Мои любимые сказки», «Я хочу, могу, умею», «Моё настроение».

Для формирования доброжелательных взаимоотношений у детей младшего возраста надо подобрать игры и упражнения на развитие чувства симпатии по отношению к сверстникам, на развитие способности понимать индивидуальность других детей. Детей посредством игр научатся сочувствовать друг другу, взаимодействовать между собой в игровой деятельности. Предлагаются следующие темы: «Плохо быть одному», «Мы разные», «Мы веселимся, смеёмся, играем», «Говорим руками и телом», «Помогаем друг другу», «Мальчики и девочки».

Игра является сильнейшим эмоциональным фактором, центром эстетических переживаний, средой формирования личностных качеств и коммуникативных навыков. Для формирования у детей норм социального поведения, умения договариваться, учитывать интересы друг друга организовывается игровое взаимодействие на основе доброты, сочувствия, взаимной помощи по следующим темам: «Мы поссоримся и помиримся», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Давай поговорим», «В гостях у сказки», «Уроки общения» и др.

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства. Примером может служить игра »Автобус». Здесь дети выступают и в роли членов семьи, и в роли пассажиров. Количество мест в автобусе ограничено, поэтому возникает необходимость уступить место нуждающимся пассажирам.

Здесь важно дать совет родителям организовать поездки с детьми в общественном транспорте, познакомить с общепринятыми нормами поведения, обращая особое внимание на поступки, в которых проявлялись чуткость, внимательность, вежливость.

Одновременно в группе воспитатель может читать книги соответствующего содержания, вести беседы. При использовании допустимых способов руководства все это будет иметь положительный эффект: дети будут стараться быть вежливыми не только в игре, но и в жизни.

Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: «Семья», «Больница», «Скорая помощь», а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход их ситуаций: «Капитаны», «Строители» и др.

Перед организацией сюжетно-ролевых игр для решения задач по формированию дружеских взаимоотношений нужно проводить предварительную работу это:

1) чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;

2) рассматривание картин, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду;

3) игры-упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл.

Подбор картин, художественных произведений и ситуаций осуществляется, опираясь на сюжеты игр, в которые будут играть дети. В игры внедряются специальные игровые ситуации, позволяющие внести в сюжет такие изменения, которые потребовали бы от детей проявления гуманных чувств и отношений к сверстникам.

Воспитываясь в младшей группе, ребенок приобретает умения наблюдать за игрой сверстников, просить их о чем-то, благодарить. Но формы вежливого обращения ему еще надо осваивать. Дети пользуются ими преимущественно в деятельности, организованной взрослым, или когда исполняют ту или иную роль в игре. Не все умеют вовремя указывать оказывать в помощь друг другу, согласовывать свои действия. Очень немногие проявляют организаторские умения.

Например, в сюжетно-ролевых играх воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам, желание помочь, внимательное отношение к неудачам других. Ситуации для обогащения сюжета:

– В гостях у мишки. Мишка собирается встречать гостей: зайчика, куклу Машу, лисичку-сестричку. Мишка готовится к встрече гостей. Дети помогают ему варить суп, накрывать на стол. Мишка встречает гостей, все здороваются. Гости приходят с подарками. Рассаживаются за стол, мишка угощает своих гостей. Говорят друг другу ласковые, добрые слова. Затем предлагается игра. Берем предмет и по его свойствам находим подобный по заданному свойству (цвет, форма, по тактильному ощущению и т.п.). Затем все прощаются и Мишка провожает своих гостей.

Воспитатель обращает внимание детей на состояние больной куклы, что она нуждаются в заботе, помощи, уходе. Поощряет детей, которые сочувствуют, сопереживают, проявляют заботу.

– Навещаем больную куклу. Кукла Маша заболела. Она очень грустная. Дети жалеют ее, стараются поднять ей настроение, приносят подарки, ухаживают за ней. Устраивают небольшой концерт. Кукла выздоравливает.

Взрослый объясняет причину и следствие. Затем можно спросить малыша:

– Ребенок плачет, если…(его дразнить, толкнуть, ругать…);

– Ребенок улыбается, если…(его похвалить, погладить, улыбнуться..);

– Нельзя дразнить ребенка…(он заплачет…);

– Если отобрать игрушку, (он рассердится, обидится…);

– Если дать игрушку, (он улыбнется, будет играть с тобой…)

– «Угадай, какое настроение».

Взрослый показывает ребёнку фотографии или картинки, где ребенок смеётся, плачет, задумчиво смотрит, хитро улыбается, сердится и называет эти состояния сначала в форме глагола(ты здесь плачешь, смеёшься, грустишь, радуешься…), а затем в форме прилагательного(ты здесь грустный, весёлый, задумчивый, хитрый…)

После взрослый предлагает детям: »Давай покажем, как мы радуемся, сердимся, грустим», – и побуждает ребёнка к мимическому воспроизведению эмоций.

Проведение сюжетно-ролевых игр учит детей выполнять различные роли, общаться и взаимодействовать на основе обоих интересов. Например, можно присвоить куклам различные черты поведения: Зайка – шалунишка, трусишка, Маша – растеряша, Мишка смелый и сильный, мамина помощница.

В процессе игры поддерживается самостоятельность детей, творческое начало, бережное отношение к игрушкам, друг к другу. Поощряется дружная игра: обращение по имени, ласково, внимательность к сверстникам, их просьбам, предложение посильной помощи, забота друг о друге, взаимовыручка в игре, помощь в уборке игрушек.

Игровая деятельность малышей должна проходить в комфортном и безопасном общении; дается возможность детям самостоятельно применять новый опыт в игровой деятельности: закрепляя правила игры или совершенствуя свои навыки общения.

Содержание предлагаемых нами игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе таких игр мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным, – к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.

В процессе внесения нового содержания в сюжетно-ролевую игру дети стараются самостоятельно найти выход из ситуации. Мы только помогаем, если возникают затруднения, обращая внимание детей на результаты их совместных действий, предупреждая отрицательное проявление в поведении детей, привлекая мнения самих детей.

В итоге, дети нашей группы становятся открытыми, эмоциональными, любят общаться с нами, с детьми, организуют сами игры, иногда ссорятся, но чаще играют дружно. Дети нам доверяют.

И это правильно, ведь благоприятный эмоционально-психологический климат немыслим без дружеского, доверительного общения детей друг с другом, с воспитателем, помощником воспитателя, в лице которых ребёнок надеется встретить поддержку, понимание и сочувствие.

Методические рекомендации:

1. Собирайте любимые игры детей. Это особая ценность, они могут сопровождать их в течение многих лет.

2. Новая игра (хорошая) – лучший подарок детям, это новый опыт отношений, дополнительные радостные минуты.

3. Игра-дело добровольное. Не навязывайте детям игру, если вам она кажется полезной, а она им не нравится.

4. Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать предлагаемой детям деятельности. Смешная игра не терпит скучного или равнодушного лица воспитателя.

5. Игра-средство диагностики. Ребенок раскрывается с хорошей и не очень хорошей стороны. Наблюдаем, размышляем, но во вред ребенку полученную информацию не используем.

6. Никаких дисциплинарных мер к детям, нарушившим правила игры. Это лишь повод для доброжелательного разговора, когда дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре, как надо было избежать конфликта.

В заключение вспомним слова великого Песталоцци о том, что для реализации в будущем своих талантов, ребенок должен получить возможность постоянно быть занятым интересным делом. Так хочется, чтобы добра на планете Земля становилось больше! Так хочется, чтобы не опоздали с этим главным вопросом! Так хочется, чтобы нам удалось воспитать особый вид нравственной целеустремленности: пусть дети помнят добро, забывают зло и обиды, пусть они уже в детстве узнают, что добро, любовь, мудрее и сильнее зла.