Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Регулярные упражнения и игры с участием рук улучшают память, умственные способности ребенка, произношение многих звуков, а значит, развивают речь, устраняют его эмоциональное напряжение.
Но помимо всех игр и упражнений моторная ловкость может эффективно развиваться в различных видах ручных ремёсел. Все виды ручных ремесел являются важными средством всестороннего развития детей дошкольного возраста и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии мелкой моторики рук. Одним из таких видов такого рукоделия является все виды работ из бисера. Бисероплетение – один из древнейших видов рукоделия. достаточно распространенных видов народного творчества. Изготовление украшений из бисера имеет очень давнюю историю.
В процессе обучения плетению из бисера у детей развивается мелкая моторика кисти и, соответственно, развивается мышление, речь, повышается концентрация внимания, формируются такие качества как усидчивость и терпеливость [1].
Работа с бисером развивает у детей художественный вкус, конструктивное мышление, внимание, наблюдательность, память, пространственное представление. Значение этого увлекательного процесса очень велико, занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию. Бисероплетение формирует навыки исполнительного мастерства, и развивают сложную моторику движения кисти. Бисероплетением можно заниматься с детьми с 4 лет.
Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них много фантазии и старания. Плести изделия из бисера можно на леске, на специальных нитях и на проволоке.
Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков и умений. Но интересным и необходимым для нас оно становится только тогда, когда в этом занятии есть возможность выразить себя, когда в нем есть место творчеству – надежный резерв жизненной активности, увлеченности.
В Якутии изготовление украшений из бисера является одним из национальных видов деятельности. Якутская национальная одежда издавна украшалась орнаментами из бисера. Головные уборы, нагрудные украшения, унты, верхняя одежда, национальные платья, жилеты, пояса украшались из бисера. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции, поэтому оно сохраняет свое значение и в наши дни .
В настоящее время искусство бисера развивается и совершенствуется. Занятия бисероплетением с детьми старшего дошкольного возраста положительно влияют активизацию мелкой моторики рук, развитие мелких мышц кисти, воображения, фантазии, памяти, развитие пространственного мышления, творческих способностей. бисерные традиции возрождаются, сохраняются, и развиваются. Бисероплетение – занятие увлекательное и полезное. Занятие бисероплетением доступно и полезно детям дошкольного возраста. Поделка из бисера, выполненная даже самым простым способом, выглядит ярко и эффектно. Бисер привлекает детей и яркостью красок и разнообразием форм, и размером и простотой выполнения изделий. Работа с бисером интересует не только девочек, но и мальчиков, они охотно работают с этим материалом.
Мы хотим рассказать о работе кружка «Бисероплетение» в МБДОУ детский сад Ымыычаан с. Чукар Нюрбинского района РС (Якутия). Программа кружка направлена на развитие мелкой моторики рук на занятиях с бисером. Изготовление игрушек, цветов, украшений, поделок из бисера на проволоке, леске и нити очень нравятся детям. В структуру программы включены задачи, ожидаемые результаты и содержание работы в этих группах. В задачи мы включили не только развитие мелкой моторики и обучение бисероплетению, но и развитие сенсорики, математических представлений, ознакомление с декоративно-прикладным искусством, психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение мышление), личностных качеств (контроль над собой, усидчивость, терпение, трудолюбие и т.д.). эмоциональной сферы ребенка (положительный настрой к работе, получение удовлетворения от хорошо, красиво выполненной работы, радость от желания делать собственно сделанные подарки).
Программа составлена с учетом психологических, возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста по принципам от простого к сложному, от знакомого к новому, комплексности и использование разнообразных методов и приемов, используемого материала для поддержания интереса и желания у ребенка. В программе кружка «Бисероплетение» спланирована работа по развитию мелкой моторики на занятиях с бисером, в интересах детей. Изготовлением игрушек цветов, украшений и других поделок из бисера на проволоке, леске и нити легко мотивировать детей на работу с бисером.
В начале работы на констатирующем этапе исследования нами были исследованы особенности развития мелкой моторики у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Исследование проводилось по диагностической методике Л.А. Венгер «Дорожки», Г.Ф. Кумарина «Рисование узоров по образцу», М.А. Безруких «Скопируй фигуры» [3].
Исследование показало, что на высоком уровне с заданием справились по одному ребенку из каждой группы.
На среднем уровне заданием справились 4 ребенка из экспериментальной группы, что составило 50 % от числа испытуемых и 3 ребенка из контрольной группы. Так, например, старшие дошкольники провели не прерывную линию, работали относительно аккуратно, чуть выходили за границы.
На низком уровне заданием справились 3 детей из экспериментальной группы, что составило 37,5 % от числа всех испытуемых и четверо из контрольной группы. Дети линию постоянно прерывали, работали не аккуратно, выходили за границы.
Таким образом, при проведении методики, выявлены характерные особенности мелкой моторики старших дошкольников:
– неумение держать ручку (карандаш), т.к. недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки;
– неумение непрерывно водить карандаш по заданной полоске;
– недостаточность развития мышц пальцев рук;
– низкий уровень развития точности движений мелкой моторики рук;
По результатам диагностического обследования детей мы пришли к выводу, что необходимо проведение методики развития мелкой моторики у старших дошкольников, а именно точности движений мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, координации в деятельности двигательного анализатора при овладении навыками письма.
Детям младшей группы для укрепления мышц рук предлагается:
– мозаика, конструктор;
– пальчиковая гимнастика;
– наборы колец разной величины;
– деревянные игрушки (собирать пирамиду, матрешку, сложить из кубиков домик, башенку, поезд);
– пособия по застегиванию и расстегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;
– шнуровка по контуру рисунка;
– нанизывание бус различного размера, начиная с крупных до более мелких.
В средней группе дети переходят к нанизыванию бусинок в определенной последовательности по размеру, форме, цвету. Затем задания усложняются: дети нанизывают бусы на нитку, леску, проволоку, чередуя размер, цвет и форму.
В старшем возрасте вводится знакомство детей с иголкой, с техникой безопасности при работе с ней и идет переход к более мелкому материалу – бисеру и стеклярусу.
При обучении детей выделяются 4 этапа:
1. Знакомство детей с бисером, стеклярусом, и что можно делать из этого материала. Знакомятся с историей бисероплетения, о том, что называется оно «низанием» и что секреты мастерства передавались из поколения в поколение, для этого используются иллюстрации старинной одежды (сарафанов, кокошников, воротников, опушек для унтов, варежек), украшений (браслетов, брошек, бус, подвесок, сережек, поясов).
2. На этом этапе детям дается задание: просто нанизывать бисер, стеклярус на нитку при помощи иголки.
3. Нанизывание бисера, стекляруса заданного количества в определенной последовательности. Здесь прослеживается связь с математикой, закрепляется форма, размер, основные и оттеночные цвета, воспитываются эстетические качества.
4. Плетение разных фенечек на двух нитках (лесках, проволоках).
Во время работы с бисером, стеклярусом и бусинками включается спокойная музыка, проводится пальчиковая гимнастика, при которых организм детей отдыхает и расслабляется. Работа с бисером, стеклярусом и бусинками способствует развитию конструкторских и художественных способностей, развивает мелкие мышцы рук, воспитывает терпение, усидчивость, трудолюбие.
В результате работы с бисером, стеклярусом, бусинками у детей наблюдаются улучшения при усвоении программного материала по развитию речи, математики, физо, изодеятельности. Дети становятся более спокойны, усидчивы, внимательны, активны на занятиях, так как развитие мелкой моторики способствует и помогает формировать навыки письма и оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения, сохраняет его физическое и психическое здоровье.
Дети с 3–4 лет.
Задачи: 1) Учить детей различать предметы по цвету, форме и величине.
2) Учить выполнять действия по образцу, заданной последовательности, соблюдать правила выполнения задания.
3) Формировать умения контролировать свои действия.
4) Развивать координацию мелкой моторики рук, внимание, память, речь.
5) Воспитывать трудолюбие, усидчивость, вызвать эмоциональную отзывчивость от правильно выполненной работы.
К концу года дети должны:
– знать и называть цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).
Уметь:
– сравнивать предметы по величине, форме;
– выполнять действия по образцу и словесному указанию;
– собирать пирамидки, матрешки, слаживать из кубиков домик, башню, поезд по образцу, по памяти и произвольно;
– катать пальчиками шары, бусы различного размера;
– перекладывать карандаши, палочки, пуговицы из одной кучки в другую;
– нанизывать кольца различной величины, разные предметы на шпагат, шнурок;
– застегивать и расстегивать пуговицы различной величины, кнопки;
– завязывать и развязывать узлы;
– шнуровать по контуру рисунка;
– сортировать бусы по цвету, форме, величине;
– нанизывать бусы различной величины на шнурок и постепенно переходить к самостоятельному нанизыванию на нитку от крупных до более мелких бусинок.
Дети с 5 до 7 лет.
Задачи:
1) Закрепить навыки работы со шнуровкой на различных рамках; с деревянными и бутафорскими иглами.
2) Учить детей правилам пользования иглой и нитками, соблюдать технику безопасности при работе с иглой и ножницами.
3) Учить детей вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицы, шить по контуру рисунка на картоне, бумаге и ткани, выполняя швы «вперед иголку», «через край».
4) Учить различать бисер, стеклярус, бусы по цвету, форме, величине.
5) Познакомит с историей «бисероплетения», используя иллюстрации старинной одежды, украшений, разных предметов.
6) Учить нанизывать бусы, бисер и стеклярус на нитку при помощи иголки, а также леску, проволоку заданного количества в определенной последовательности на двух нитках, по образцу и словесной инструкции, выкладывать цепочку по контуру рисунка и нашивать с помощью воспитателя на ткань или ленту.
7) Развивать умение пересказывать последовательность выполнения работы, доводить начатое дело до конца.
8) Развивать художественно-сенсорные способности, зрительное восприятие, мелкую моторику рук, произвольную память, внимание, речь, логическое мышление, математические представления: счет, ориентировка в пространстве, творческие способности.
9) Воспитывать эстетическое отношение к старинному народному искусству, бережное отношение к материалу, усидчивость, правильную осанку, внимательность, аккуратность в работе, самостоятельность, трудолюбие.
К концу года дети должны:
Уметь: – выполнят работу со шнуровкой на различных рамках, деревянными и бутафорскими иглами;
– соблюдать технику безопасности при работе с иглой и ножницами;
– вдевать нитку в иголку, завязывать уголок, пришивать пуговицы, шить по контуру рисунка на картоне, бумаге, такни, используя швы «вперед иголкой», «через край»;
– высказывать простейшие сужения о картинках, предметах народного искусства;
– различать бисер, стеклярус по цвету, форме, величине;
– нанизывать бисер, стеклярус на нитку с помощью иголки, а также на леску, проволоку заданного количества в определенной последовательности, выкладывать цепочки по контуру рисунка;
– плести простые фенечки, изготавливать несложные фигурки из бус, бисера и стекляруса.
Во время изготовления поделок из бисера у ребенка вырабатываются усидчивость, аккуратность, трудолюбие, творчество, фантазия, формируются умения любоваться красотой, стремление творить красивое, сделать кому-то приятное [3]
Занятия с бисером можно рассматривать как путь развития мелкой моторики кистей рук, на условии строго регламентированного обучения способностей зарисовать, считать, запоминать, повторять, воспроизводить и т.д. Недоразвитие мелкой моторики рук отрицательно сказывается на становлении письма, рисования, конструирования. И все это связано с незрелостью регулирующей функции речи, с расстройствами зрительно-двигательной координации. Изменение (повышение и понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц пальцев и кисти рук, что делает движения неловкими, неточными, крупноразмашистыми или слишком мелкими. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее действие. Для тренировки пальцев рук предназначена данная программа, то есть обучение детей изготовлению поделок из бусинок, бисера и стекляруса – одним из очень интересных, но мало известных видов народного творчества.
В старшем возрасте вводится знакомство детей с иголкой, с техникой безопасности при работе с ней и идет переход к более мелкому материалу – бисеру и стеклярусу. При обучении детей выделяются 4 этапа: 1. Знакомство детей с бисером, стеклярусом, и что можно делать из этого материала. Знакомятся с историей бисероплетения, о том, что называется оно «низанием» и что секреты мастерства передавались из поколения в поколение, для этого используются иллюстрации старинной одежды (сарафанов, кокошников, воротников, опушек для унтов, варежек), украшений (браслетов, брошек, бус, подвесок, сережек, поясов). 2. На этом этапе детям дается задание: просто нанизывать бисер, стеклярус на нитку при помощи иголки. 3. Нанизывание бисера, стекляруса заданного количества в определенной последовательности. Здесь прослеживается связь с математикой, закрепляется форма, размер, основные и оттеночные цвета, воспитываются эстетические качества. 4. Плетение разных фенечек на двух нитках (лесках, проволоках).
Различают следующие виды бисероплетения:
1. По содержанию:
• предметное;
• сюжетное;
• декоративное.
2. По количеству используемых цветов:
• силуэтное (монохромное);
• цветное (полихромное).
В процессе занятий бисероплетением дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они изготавливают путём нанизывания бисера на проволоку (леску). Создание поделок требует большой работы мысли и воображения.
Во время работы с бисером, стеклярусом и бусинками включается спокойная музыка, проводится пальчиковая гимнастика, при которых организм детей отдыхает и расслабляется. В результате работы с бисером, стеклярусом, бусинками у детей наблюдаются улучшения при усвоении программного материала по развитию речи, математике, изодеятельности. Дети становятся более спокойны, усидчивы, внимательны, активны на занятиях, так как развитие мелкой моторики способствует и помогает формировать навыки письма и оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения, сохраняет его физическое и психическое здоровье.