Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INTRODUCTION OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE WITH CHARACTERS OF OLONGHO

Borisova G.V. 1 Andreeva L.D. 1
1 North-East Federal University named after M.K. Ammosov
This article discusses the issue of familiarization of preschool children with olonkho characters. The experience of creating the most effective conditions for the formation of olonkho perception by pre-school children is also presented, as well as the experience of acquaintance with the heroes of the olonkho epic. What the child sees and hears are the first points of reference for his future creativity. He accumulates material from which his fantasy will later be built, which promotes the development of creative thinking and imagination in the child. Heroes of olonkho personify a good and evil beginning that children observe in real life. Olonkho is a very rich and complex poetic work for a child and therefore, when acquainting with the folk epic, the age of children should be taken into account. At first glance, olonkho is not a child’s work. But judging from the primary experience, children are enjoying it. They perceive olonkho as a living picture of the world. Correctly organized aesthetic perception has a huge impact on the spiritual development of the child. It not only leads to the acquisition of individual knowledge and skills, to the formation of individual mental processes, but also changes the general attitude to reality, contributes to the emergence of new, higher motives for the child’s activity.
olonkho
Nyurgun Bootur
Tuyaharima Kuo
natural intelligence (Iye oi)
as a generator
language (iye rear)
as a translator and the mother rhythm-timbre of the sound of the voice (iye kylysah)

В детских садах республики Саха (Якутия) накоплен богатый опыт знакомства с героями эпоса олонхо. Олонхо – это очень богатое и сложное поэтическое произведение для ребенка и поэтому при знакомстве с народным эпосом нужно учитывать возраст детей. Глубокий знаток олонхо, народный писатель Якутии Д.К. Сивцев-Суорун Омоллоон считает, что «олонхо для якутского народа есть энциклопедия мудрости его искусства и поэзии. Это музей, где собран весь алмазный фонд поэтического гения этого народа, все вершины духовного и материального творения его в прошлом» [5].

В своей работе мы хотим показать, как через восприятие народного эпоса закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через якутский фольклор, а значит и через олонхо, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что олонхо – это педагогический опыт и творческий гений народа.

В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины.

Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни. В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды [1].

Олонхо пробуждает сразу три центра в мозгу ребенка. Природный интеллект (ийэ ой), как генератор, языковой (ийэ тыл), как транслятор и материнский ритмо-тембр звука голоса (ийэ кылысах), как реализатор мысли. Мозг работает в полном режиме, в режиме природы-творца. Наши дети не только исполняют олонхо, ставят театрализованные представления по его мотивам, но и прекрасно рисуют, иллюстрируют сюжеты олонхо[2].

При проведении данного исследования в старшей группе мы опиралась на выделенную Владимиром Яковлевичом Проппом структуру олонхо, которая включает семь действующих лиц, выполняющих основные сказочные функции: антагонист, даритель, помощник, царевна, отправитель, герой, ложный герой [3].

Гипотеза исследования заключалась в том, что соответствие эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста объективному характеру нравственной поляризации персонажей народного эпоса зависит от ее композиции (в частности, от характера развязки, включающей в себя ликвидацию начальной беды, возвращение героя, преследование его антагонистом и спасение героя от преследования антагонистом, а также реакций героя на действия испытателей).

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлена следующая задача: изучить характер поляризации эмоционального восприятия к персонажам олонхо у детей старшего дошкольного возраста после прослушивания ими традиционной и искаженной версий олонхо.

Мы подготовили два варианта этого олонхо: традиционный – для проведения в контрольной группе и экспериментальный (с изменением композиции) – для проведения в экспериментальной группе.

На первом этапе изучалось эмоциональное восприятие детей старшего дошкольного возраста к персонажам народного эпоса до непосредственного предъявления одного из подготовленных вариантов. Для этого использовался Цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный A.M. Эткиндом [4].

Картину поляризации эмоционального восприятия дошкольников к персонажам олонхо в контрольной и экспериментальной группах до экспериментальной ситуации можно представить в виде усредненных и упорядоченных по возрастанию ранговых мест персонажей в шкале, где первый ранг соответствует максимально положительному эмоциональному восприятию, а восьмой – максимально отрицательному.

На контрольном этапе исследования при проведении диагностики выявлено следущее: старшие дошкольники как контрольной, так и экспериментальной групп имеют сходные тенденции в эмоциональном восприятии к образам персонажей олонхо. При этом наиболее эмоционально принимаемыми являются образы персонажей Нюргун Боотур, Туйаарыма Куо. Они встречаются не только в устном народном творчестве якутов, но и в иллюстрациях художников, скульптурах мастеров, в положительных ролях героев или искомых персонажей и, следовательно, хорошо знакомы дошкольникам и имеют по отношению к себе достаточно определенное и устойчивое положительное эмоциональное отношение.

Последнее место отводится образу Уот Усутаакы, предстающей в олонхо, как правило, в роли антагониста / вредителя.

К образам персонажей Сорук Боллур, Аал Луук Мас старшие дошкольники не демонстрируют столь выраженного положительного или отрицательного эмоционального отношения.

Композиция олонхо является условием, определяющим возможность ее использования в формировании полярного эмоционального отношения старших дошкольников к этическим эталонам, необходимого для присвоения ребенком нравственных норм, которые содержит в себе олонхо.

На формирующем этапе эксперимента полностью реализовали программу «Воспитание олонхо». Во время занятий было замечено, что дети внимательно слушают олонхо, принимают активное участие в ее обсуждении после прослушивания.

В процессе организации психолого-коррекционных занятий мы использовали деятельностный принцип, поэтому в качестве основных методов применялись разыгрывание (драматизация) отдельных сюжетов по олонхо, продуктивные методы – рисование, лепка и конструирование на темы олонхо, прослушивании грамзаписей олонхосута, что позволяло детям угадывать олонхо, героев и уточнять их основные характеристики. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулировало способность самостоятельно творить художественный образ. До начала занятий никто из детей не мог проявить свободное творчество в передаче точных эмоциональных характеристик персонажей, поэтому именно процесс обучения проходил наиболее трудно. По мере накопления практического эмоционального опыта более трети детей (32%) достигли высокого уровня развития эмоциональной сферы, эстетических эмоциональных проявлений, что оказалось возможно только при деятельном практическом участии, при так называемом эмоциональном тренинге, подчиненном смыслу олонхо (смысл постоянен, а эмоции ситуативны).

br.tiff

Занятие по теме «Персонажи олонхо-героического эпоса народа саха»

Цели занятия:

1. Закрепить знания детей о персонажах древнего якутского эпоса – олонхо;

2. Донести до сознания дошкольников основной смысл, идею олонхо;

3. Воспитывать интерес и уважение к произведениям устного народного творчества.

Словарная работа: олонхо, олонхосут, Аал Луук Мас, илгэ, абаасы, имена героев олонхо…

Материал: книга П.А.Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный», книга для детей про олонхо, сборник произведений «Эпос олонхо и эпическая поэзия Саха», презентация.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Беседа воспитателя с показом слайдов презентации.

Олонхо возникло в глубокой древности. Народ в нем вложил свои вековые идеи и мечты о лучшей справедливой жизни. Исполняет олонхо сказитель-олонхосут. Они пользовались большим успехом, уважением у народа за свой талант (слайд 1).

Сказания олонхо называются по имени главного героя «Ньургун Боотур», «Эр Со5отох», «Кыыс Ньургустай»... (слайд 2).

Платон Алексеевич Ойунский воссоздал на основе эпоса олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» (Слайд 3).

В олонхо воспеваются подвиги богатырей Айыы айма5а. Айыы айма5а- это люди, живущие в Среднем мире, т.е. на Земле (Слайд 4).

В олонхо есть три мира: Верхний, Средний и Нижний. Все действия олонхо происходят во всех этих трех мирах. А эти три мира связывает Священное дерево Аал Луук Мас. Он растет посреди Вселенной, его могучие ветви проросли в небеса, а корни проникли глубоко под землю. С его ветвей капает животворная влага изобилия – илгэ, которая придает отведавшим людям новые силы и бодрость духа (Слайд №5).

3. Проверка знаний детей о персонажах олонхо:

– Как зовут главного героя? (Нюргун Боотур)

– Он какой? (добрый, защищает и спасает людей, попавших в беду)

– Какими орудиями пользуются богатыри айыы? ( лук, стрелы, батас-пальма, пика)

В олонхо как воспевают девушек, женщин? ( очень красивые, они добрые, хорошие хозяйки, матери и жены)

– Туйаарыму Куо отличают красота, скромность, отношение к своим родителям, другим людям. Помогает советом, чистоплотная, любящая, готовая к жертвам ради жизни на земле, не теряет надежды на освобождение от злого адьарая Уот Усутаакы.

– Как называется священное дерево, которое связывает три мира в олонхо? (Аал Луук мас)

– А как называются жители нижнего мира? (представители темной силы – племени «абааhы айма5а»).

– А как рисует олонхосут абаасы? (злые и безобразные чудовища-одноглазые, одноухие, одноногие циклопы).

«Прыгая на разветвленной ноге,

Пронзительно закричав,

Хвост дымовой,

Падал вихровой,

Плечи-ножницы,

Пальцы-клещи,

Черный огнепышущий нос,

Чертова дочь

Кыыскыйдаан Куо…» (стр.171)

– Что делают жители нижнего мира? (богатыри абааhы нападают на людей, грабят и разрушают их страну, похищают женщин).

– Как отмечается окончательная победа богатыря айыы? (всенародным праздником ысыах).

4. Показ иллюстраций художников:

Парникова С.С. «Удаган», графика Васильева В.Р. «Старые якутские мастера», Сивцева Э.С. «Стрельба из лука», Вотякова Ю.И. «Шаман», Карамзина В.С. «Красавица среднего мира», «Осуохай», «Кумысопитие», Гоголева Л.И. «Шаман», Триптих «Ньургун Боотур Стремительный»

5. Рисование персонажей олонхо:

– Образы героев олонхо добрые и злые мы можем обозначить красками, цветом. Добрые образы, красавиц айыы айма5а, изображаем какимим красками? ( теплыми светлыми красками)

– А для девушки Кыыс Кыскыйдаан какие цвета подойдут? (темные, холодные)

Игра-путешествие «Путь богатыря Айыы Дьура5астая»

Развивающая цель: развитие словарного запаса, воображения, чувства сопереживания у детей.

Атрибуты к игре: изображение священного дерева «Аал Луук мас», звукозаписи, атрибуты лошадей.

Музыка: народная танцевальная музыка «Дьиэрэнкэй».

Развитие игры: перед путешествием демонстрируется слайд о богатыре Айыы Дьура5астай

Ход занятия

1. Ответы на вопросы по содержанию слайда, по ходу игры дети отправляются на помощь богатырю.

2. Завязывание салама

Звучит музыка «Дьиэрэнкэй», дети идут по кругу останавливаются около дерева «кэрэх мас», завязывают «салама» (веревка из кусочков ткани), просят, чтобы путь прошел успешно.

3. Поляна Загадок.

Затем на лошадях отправляются на поляну «загадок», отгадывают разные загадки о природе.

4. Благословение Аан Алахчын Хотун

На пути останавливаются около дерева Аал-Луук Мас, просят силы, терпения, волшебного снадобья. Аал Луук мас раскрывается, выходит Аан Алахчын Хотун говорит благословение –алгыс, дает мэнэ уу-живую воду.

5. Вопрос бай5ал Уот Кудулу

Дорога приводит к бай5ал «Уот Кудулу» – озеро, которое горит огнем. На вопрос как переправляться на тот берег дети приводят свои варианты. При помощи живой воды превращаются в »рыб», и переплывают на тот берег.

6. Вопрос Ледяной горы

На берегу их встречает высокая Ледяная гора. На вопрос как вскарабкаться на гору, после рассуждений превращаются в горностаев и делают имитирующие движения зверька.

7. Задание Сыралыма Куо.

На горе стоит балаган и в ней девушка – Сыралыма Куо, плачет. Двери нет, как проникнуть во внутрь? Дети предлагают свои варианты, превращаются в ос и залетают во внутрь, девушку превращают в золотое колечко и обратно выходим тем же путем.

8. Поляна Олонхо

Выходя из трубы превращаются все в журавлей и стерхов и летают под музыку домой на поляну олонхо. Дети все садятся на поляну, идет релаксация.

Все очень довольны выполнением задания, потому что помогли герою олонхо.

В результате анализа литературных источников и анализа результатов формирующего эксперимента подтвердилось наше представление о том, что гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трех уровней: психофизиологического, социального и эстетического. Это позволило нам подтвердить правильность характеристик трех уровней эмоционального развития по основным признакам.