В настоящее время вопросы нравственного воспитания детей становятся все более актуальными. Как известно, сегодня материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому нравственное развитие ребенка ставится на первое место в воспитании детей дошкольного возраста.
Развитие нравственности у детей – неотъемлемая часть формирования личности, воспитания у него культуры межличностных отношений. Именно в дошкольные годы, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сочувствия, отзывчивости, чувства эмпатии, гуманности.
Важным средством духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются сказки. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Сказка и сегодня нужна нам. Она не только забавляет и развлекает, она утверждает чувство справедливости и любовь к добру, она воспитывает смелость мысли и дерзость воображения. Эти качества необходимы человеку во все эпохи, а в нашу – как никогда.
Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, A.M. Виноградовой, И. С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П.Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т. В. Черник и др.
Народные сказки являются мощным средством в развитии личности ребенка. Усвоение сказки, постижение его основной идеи – своеобразная форма восприятия объективной реальности в форме художественных образов, А.Н. Леонтьев отмечает, что именно в процессе деятельности ребенок усваивает культурное наследие народа, его социальный опыт формируется как личность [2, с. 45].
Сказки – один из основных видов творчества якутов. В них отражена повседневная жизнь и борьба народа, его отношение к действительности, нравственные и эстетические идеалы, горе, печаль и радости, мечты о лучшей жизни и социальной справедливости. Для сказок характеры светлый оптимизм, жизнеутверждающее начало, вера в силу простого человека, в победу добра над злом. Поэтому – то народ любит и бережно хранит их как ценное наследие прошлого [4, с.20]. Сказки складывались в течение столетий и в своем развитии они изменялись в тесной связи с развитием всего уклада жизни. Сказки живут в настоящее время как в устном исполнении, так и в книгах, будучи записаны от народных сказочников или обработаны советскими писателями.
Сказка по-якутски называется «кэпсээн» или »остуоруйа». По мнению Э.К. Пекарского «кэпсээн» – это оригинальная якутская сказка, не подвергшаяся изменению под влиянием русских привнесений, а «остуоруйа» – искаженное русское слово «история». B.Л. Серошевский также считал, что «кэпсээн» – настоящая якутская сказка, а »остуоруйа» в сущности, нечто иное, как русская сказка. Сказки – остуоруйа рассказывали в основном вечером, после дневных забот. Эмоциональная сила сказок особенно оповещалось тогда, когда их рассказывали опытные сказочники и сказочницы настоящие мастера слова [6]. Якутским волшебным сказкам свойственно глубокое философское содержание [6, с. 15]. Жанру волшебной сказки свойственна гиперболизация, сказочники используют гиперболу при описании внешнего вида персонажей, их силы, красоты, различных их качеств. Например: «зарезал быка, не вмещающегося в речке», «шуба, сшитая из шкур со спины 30 быков», «идет шум, от которого земля содрогается». Одной из особенностей сказки народа саха являются имена персонажей, которые даются в виде определений, характеризующих их функции в сказке. Классическим образцом в этом плане является сказка «Старуха Таал – Таал». У бабушки Таал-Таал сыновей зовут Глаза-глаза, Нос- нос, Уши- уши, у Чаачахаана – Волосяное горлышко, Травяная нога, Лиственная грудь, Пузырная голова, Травяные штанишки, Мозг на макушке. Имена – характеристики можно встретить и в других сказках: Ненасытный обжора, Мэник-Мэнигийээн, Хороший Юдьюйэн и другие [6, с. 25] Имена-характеристики выполняют не только номинативную функцию, но и характеризующую, заменяя их описание внешности, личных качеств, их функции в сказке.
В якутских сказках используются различные средства художественной выразительности, придающие ей неповторимый, удивительный национальный колорит. Например, цвет играет в сказке тоже свою роль. В цветовой символике белый цвет обозначает счастье, добро, красоту, а черный – горе, несчастье, зло. Сказки народа саха отличаются тем, что сказочник верит в происходящее событие, в ее достоверность. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы (Алаа Могус, Чаачахаан, бабушка Таал- Таал, Мэник-Мэнигийээн и др.), выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника – делают сказку средством для воспитания и развития детей.
У якутов широко распространены сказки о взаимоотношениях бедняков и богачей, о хитрых и ловких людях, об умном парне и находчивой девушке, о глупцах, дураках, о шаманах и попах, о чертях и богах, о несчастной доле, о счастье, как это отмечено выше. Герои бытовых сказок добиваются победы при помощи ловкости, хитрости, а иногда и плутовства. Противники оказываются недогадливыми и недалекими и легко попадаются на их уловки [3, с. 68]. Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе педагога может быть с успехом привнесен в обучение и воспитание детей дошкольного возраста.
Сказка удовлетворяет естественные психологические потребности ребенка: потребность в автономности: в сказке герой действует самостоятельно, делает выбор, принимает решение, полагаясь на самого себя; потребность в компетентности: герой сказки преодолевает все препятствия и достигает успеха; потребность в активности: герои сказки всегда активны, находятся в действии [4, с. 127].
Известно, что сказки являются неотъемлемым атрибутом детства. Все родители читают детям сказки. На занятиях и в режимных моментах в ДОО сказка занимает главное место. Необходимо использовать педагогические возможности сказок в нравственном воспитании ребенка. Также сказки можно использовать в качестве диагностики развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Важное значение имеет обсуждение сказки, анализ поступков героев, их характеристики. Работа по сказке начинается с выделения основной идеи, видимой и скрытой мотивации их поступков, способов преодоления трудностей, отношения к окружающему миру и самому себе, определения образов и символов в сказках [2, с. 23].
Во время педагогической практики мы провели методики на выявление уровня нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, где участвовали 12 детей.
1. Методика «Два домика». Автор Репина Т.А. Цель: изучить характер отношений со сверстниками и их симпатии и антипатии к членам группы.
В качестве материала, были использованы лист бумаги, на котором нарисованы два небольших домика, один из них красного, другой чёрного цвета. Красный- это дети сами и в этом домике размещают тех детей, которых проявляют симпатию, а в черном, соответственно антипатию.
Анализ результатов: Симпатии и антипатии ребенка, в ходе этои? методики связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве, или окружая себя взрослыми. Такие дети закрытые, необщительные, либо конфликтные. По данным результатов обследования по данной методике выявлено, что у 3 детей высокий уровень конфликтности, у 7 средний, у 2 не выявлено.
2. Беседа по сказкам. Цель: Анализ сказки, изучение влияния сказок на поведение детей. В данной методике использовались якутские сказки «Тураах хара дьуьуннэммитэ», «Кэччэгэй балыксыт», «Кутэр чыычаах икки», «Таал-таал эмээхсин»
3. Методика «Закончи историю». Авторы: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм, как доброта – злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость.
Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте, т.к. эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.
Из ответов детей можно сделать вывод, что детям понравились якутские сказки, они с удовольствием слушали, эмоционально реагировали, с большой активностью принимали участие в обсуждении сказок. На наш взгляд, якутская народная сказка более сильно воздействует на чувства детей старшего дошкольного возраста, заставляя их сопереживать, содействовать. Необходимо довести детей до следующих положений, подтвердив их примерами из сказок: для того, чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; нужно уметь делиться с тем, что у тебя есть; любое дело лучше делать сообща, чем одному; только хорошее поведение, хорошие дела помогают найти настоящих и верных друзей; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе и т.д. [3, с. 69].
Таким образом, якутские сказки помогают воспитывать гуманные чувства у детей, такие, как доброта, отзывчивость, уважение к старшим, милосердие, а также умение определять, где хороший или плохой поступок. Методы работы по развитию гуманных чувств у дошкольников 4–5 лет позволяют обогатить опыт детей, закрепить знания о нравственных качествах, изменить поведение их в лучшую сторону.