Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PRESCHOOL EDUCATION AS THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF PRESCHOOL EDUCATION

Stepanova I.A. 1 Makarova T.A. 1
1 North-Eastern Federal University. M.K. Ammosov
The article discusses one of the urgent problems of pre-school educational institutions – especially individualization of preschool education in the conditions of Federal state educational standards of preschool education. Analyzed psychological and pedagogical literature on the topic. The essence of models of individualization for preschool education practice of preschool educational institutions of the Republics of Sakha (Yakutia). The results of models of the organization of pedagogical process in preschool educational organization the kindergarten Suluschaan S. Silan Churapchinsky ulus «open educational space «Aiyy ogoto». Revealed the experience of the creative team at the child development center kindergarten Michil development project on the theme «the Virtual Museum as a way of socialization and individualization of preschool children». The kindergarten team 18 prometeychik city district «city of Yakutsk» the ways and approaches to the development of the project: «Socialization and individualization of children of preschool age through the development of an open educational space «Miracles around us».
Individualization
individualisation preschool education
Federal state educational standard of preschool education
creation of conditions

C 1 января 2014 г. вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание индивидуализации дошкольного образования. Так как, поддержка индивидуальности является одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе может осуществляться полноценное развитие личности дошкольника и уникальных способностей ребёнка.

Индивидуализация – в определении, которое дает Юнг, подчеркиваются три момента:

- целью этого процесса является развитие целостной личности;

- индивидуация не может осуществиться в состоянии изоляции, она предполагает и включает коллективные взаимоотношения;

- индивидуация подразумевает определенный уровень оппозиции по отношению к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности.

Юнг тщательно разводит понятия индивидуации, интеграции личности и сознательности Я; сущность этого процесса заключается в том, что Самость должна избавиться от всего ложного, что есть в Персоне, и преодолеть то, что насильно навязано архетипами [2].

Индивидуализация в педагогике – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности [3].

Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в теории дошкольной педагогики:

Я.А. Коменский считал, что «весь процесс обучения и воспитания необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей».

К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, но в то же время высказывал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к детям нельзя дать каких-то определенных рецептов и советов. Это творческий характер.

В.В. Розанов считал «принцип индивидуальности» одним из основных принципов образования, краеугольным его камнем [4].

В образовательных стандартах определены условия для поддержки индивидуальности и инициативы детей.

В пункте 3.2.3. образовательного стандарта, прописана необходимость проведения оценки индивидуального. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей [4].

В практике дошкольного образования Республики Саха внедряются модели индивидуализации дошкольного образования. Коллектив МБДОУ «Сулусчаан» с. Сылан Чурапчинского улуса апробировала и внедрила модель организации педагогического процесса в ДОО «Открытое образовательное пространство «Айыы огото». Данной экспериментальной моделью обеспечивается максимальная реализация образовательного потенциала посредством организации детско – взрослых сообществ «Суутукчээн» (Наперсточек), «Бэйбэрикээн» (имя героини народной сказки), «Кунчээн» (Солнышко), «Ай–тал» (Твори-выбирай), «Дьукээбил» (Северное сияние), «Тобул» («Мысли»), «Теремок», «Мэнигийээн» (герой народной сказки «Шалунишка») с целью привлечения интереса детей к творческой деятельности.

Руководители (воспитатели) детско – взрослых сообществ совместно с родителями и детьми наполняют жизненное пространство событийностью, ценностями и смыслами национальной и мировой культуры. Среди условий, необходимых для создании социальной ситуации развития детей, занимают такие культурные практики, как сбор коллекций, оформление мини-музеев, организация совместных проектов, традиции празднования, посещение музеев, организация художественных выставок, КВН, совместные занятия, физкультурные досуги. Они стимулируют личностную активность взаимодействующих сторон, выступая актуальным, своевременным и личностно значимым событием. Принципами деятельности детско-взрослых сообществ является: – открытость образовательного пространства; – отказ от регламентации деятельности детей и педагогов; – учет желаний и интересов, способностей не только детей, но и педагогов и других взрослых; – определение темы, видов деятельности, форм работы самими участниками.

Творческой группой МБДОУ «ЦРР-д/с «Мичил» разработан проект на тему: «Виртуальный музей как способ социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста». Основной целью, желаемым результатом образовательного процесса является развитие гармоничной личности ребенка, готовой к самовыражению через доступные ему виды деятельности. Ведется систематическая и инновационная работа по социализации детей на основе реализации психолого-педагогического сопровождения ребенка, в нем содержание образовательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей, школы), которое обеспечивает обогащенное развития воспитанников за счет использования индивидуальных программ.

Реализация проекта нацелена на возникновение интереса к национальной культуре народа Саха на основе традиционного календаря. Реализуется через различные виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная и др.), создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.

Коллектив МАДОУ «Детский сад» № 18 «Прометейчик» городского округа «город Якутск» разрабатывает проект на тему: «Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста посредством разработки открытого образовательного пространства «Чудеса вокруг нас». Миссия детского сада – создание условий, для развития дошкольников в соответствии с их различиями, склонностями, способностями и интересами, способствующими формированию компетенций, которые обеспечивают им успешность сегодня и будущем. Основным принципом организации педагогического процесса является принцип индивидуализации дошкольного образования, предполагающее постоянное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность. В программе заложено отношение к ребенку как к качественно отличному от взрослого, но равноценному партнеру: ребенок как личность равноценен взрослому, хотя и обладает специфическими возрастными и индивидуальными особенностями. В соответствии с этим воспитатели предоставляют ребенку право выбора и учитывают его интересы и потребности. Рассматривая детей как равноценных партнеров, воспитатель уважает в каждом из них право на индивидуальную точку зрения, на самостоятельный выбор [1].

Условиями развития индивидуальности в дошкольных образовательных организациях являются:

1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи [5].

Таким образом, в дошкольных организациях создаются условия индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности. Создание таких условий, при реализации которых он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, имеющий собственный опыт, добровольно возлагающий на себя ответственность за результаты своей деятельности. для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.

К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать ФГОС, относятся:

– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

– реструктуризацию содержания образовательной деятельности;

– рациональную организацию предметно-пространственной среды;

– эффективное взаимодействие детского сада с семьей.