В период инновационного развития медицинского вуза превалирующей задачей является профессиональное становление студента, осуществляемое через формирование общекультурных и профессиональных компетенций и средств их эффективного развития. Базовой специальностью медицинского вуза является «Лечебное дело». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС-3) по данной специальности, одними из объектов профессиональной деятельности специалистов являются средства и технологии, направленные на создание условий для сохранения здоровья. В связи с этим немаловажную роль для профессионального становления играет отношение к здоровью, как к основному объекту медицинского образования. Поэтому исследование отношения к здоровью среди студентов медицинского вуза является актуальным для повышения эффективности профессионального обучения.
Отношение к здоровью, как отмечает Р.А. Березовская [1], традиционно определяется как «система избирательных связей индивида с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или угрожающих здоровью людей, а также отражающее определенную оценку человеком своего физического и психического состояния».
Описание структуры данного феномена проводится с различных теоретических и методологических позиций, однако в большинстве психологических исследований она включает в себя следующие компоненты:
1) когнитивный компонент характеризует знания человека о здоровье, критериях его оценки, основных факторах риска и антириска;
2) ценностно-мотивационный компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей респондентов, а также характеризует особенности мотивации в области здорового образа жизни и основные причины недостаточной заботы о своем здоровье.
3) эмоциональный компонент отражает эмоции, чувства и переживания человека, связанные с состоянием здоровья или его изменением;
4) поведенческий компонент характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, а также преобладающие копинг-стратегии в ситуациях, связанных с его ухудшением [2, 3].
Целью нашего исследования явилось проведение сравнительного анализа и выявления особенностей отношения к здоровью у студентов первого и выпускного курсов лечебного факультета.
Объектом исследования являлось отношение к здоровью, предметом – особенности отношения к здоровью.
Гипотеза исследования – существуют различия в отношении к здоровью у студентов первого и выпускного курса лечебного факультета.
Исследование проводилось в период с 1 по 28 февраля 2017 г. на базе Северного государственного медицинского университета (СГМУ). Выборку составили 115 студентов лечебного факультета СГМУ; из них 59 - 1 курса, 56 – 6 курса.
Материалы и методы исследования
Нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, констатирующий эксперимент, статистистические методы обработки данных.
В исследовании использовалась психодиагностическая методика Р.А. Березовской «Отношение к здоровью» и авторская анкета «Самооценка здоровья».
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенное анкетирование позволило выявить самооценку здоровья у студентов, наличие хронических заболеваний и потребность в информации о здоровье.
Более 50 % студентов 1 и 6 курсов считали свое здоровье удовлетворительным, а хорошим - 43 % студента 1 курса и 39 % выпускного курса. Наличие хронических заболеваний было выявлено у 39 % респондентов 1 курса и 66 %- выпускного курса.
Наиболее интересными темами о здоровье для выпускников являлись: правильное питание, здоровый образ жизни, оздоровительная гимнастика, факторы риска, профилактика заболеваний, профилактика стресса. Студенты первого курса меньший интерес проявили к темам: факторы риска, оздоровительная гимнастика, избавление от вредных привычек.
Проведенное исследование когнитивного, мотивационного, эмоционального и поведенческого компонентов отношения к здоровью у студентов лечебного факультета медицинского вуза позволило получить следующие результаты.
Когнитивный компонент. По полученным данным можно сказать, что на осведомленность в области здоровья студентов выпускного курса лечебного факультета в большей степени влияют врачи и научно-популярная литература о здоровье, студенты первого курса больше доверяют информации, полученной от врачей. Меньшее влияние оказывают газеты и журналы (табл. 1). Возможно, это связано с тем, что респонденты получают специальность врача и в своей учебной деятельности опираются на научно достоверные источники.
Среди факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние здоровья, выпускники отмечали образ жизни, особенности питания, недостаточную заботу о здоровье. Студенты первого курса считали, что вредные привычки также являются ведущим фактором. Статистически значимые различия выявлены по фактору «вредные привычки» (табл. 2).
Ценностно-мотивационный компонент. В данный момент для выпускников лечебного факультета важно их здоровье, семейная жизнь и интересная работа. Скорей всего, это связано с тем, что студенты находятся в процессе самоопределения в жизни: многие строят отношения с противоположным полом, заводят семьи, трудоустраиваются. Для первокурсников ценностью являются также верные друзья. Статистически значимые различия были выявлены по ценности «материальное благополучие» (табл. 3). Будущему специалисту необходимо быть менее зависимым от родителей и преподавателей, уметь материально обеспечить себя и свою семью. Меньше студенты первого курса обращают внимание на признание и уважение окружающих их людей, что, возможно, объясняется молодым возрастом опрошенных.
Таблица 1
Источники информации о здоровье. Me (Q1-Q3)
Показатель |
Курс |
р |
|
первый |
выпускной |
||
Научно-популярные книги |
5 (4-6) |
6 (5-7) |
0,11 |
Друзья |
5 (3-5) |
4 (3-5) |
0,43 |
Газеты и журналы |
3 (2-5) |
4 (3-5) |
0,04 |
Врачи (специалисты) |
6 (5-7) |
6 (5-7) |
0,31 |
Средства массовой информации |
5 (3-5) |
4 (3-5) |
0,09 |
Таблица 2
Факторы, оказывающие влияние на здоровье. Me (Q1-Q3)
Показатель |
Курс |
р |
|
первый |
выпускной |
||
Недостаточная забота о здоровье |
7 (6-7) |
7 (5-7) |
0,6 |
Образ жизни |
7 (7-7) |
6 (5-7) |
0,15 |
Вредные привычки |
7 (6-7) |
6 (5-7) |
0,02 |
Особенности питания |
7 (6-7) |
7 (6-7) |
0,77 |
Профессиональная деятельность |
6 (5-7) |
6 (5-7) |
0,08 |
Экологическая обстановка |
6 (6-7) |
6 (5-7) |
0,3 |
Качество медицинского обслуживания |
6 (5-7) |
6 (5-7) |
0,35 |
Таблица 3
Ценностные ориентации студентов. Me (Q1-Q3)
Показатель |
Курс |
р |
|
первый |
выпускной |
||
Независимость |
6 (5-7) |
6 (5-7) |
0,29 |
Признание и уважение |
5 (5-6) |
6 (5-6) |
0,33 |
Интересная работа (карьера) |
6 (6-7) |
7 (6-7) |
0,89 |
Здоровье |
7 (6-7) |
7 (6-7) |
0,10 |
Верные друзья |
7 (6-7) |
6 (6-7) |
0,25 |
Материальное благополучие |
6 (5-6) |
6 (6-7) |
0,001 |
Семья |
7 (5-7) |
7 (6-7) |
0,57 |
Таблица 4
Факторы успеха в жизни. Me (Q1-Q3)
Показатель |
Курс |
р |
|
первый |
выпускной |
||
Нужные связи |
5 (4-6) |
6 (5-7) |
0,13 |
Упорство, трудолюбие |
7 (7-7) |
7 (6-7) |
0,03 |
Здоровье |
6 (5-7) |
6 (5-7) |
0,26 |
Везение (удача) |
5 (4-6) |
5 (5-6) |
0,18 |
Способности |
6 (6-7) |
6 (6-7) |
0,64 |
Материальный достаток |
5 (4-5) |
6 (5-7) |
0,0001 |
Хорошее образование |
6 (5-7) |
6 (6-7) |
0,64 |
Для достижения успеха в жизни студентам требуется упорство и трудолюбие; на втором месте по значимости стоят здоровье, определенные способности и навыки, хорошее образование (табл. 4). Студенты первого курса считают, что «нужные связи», «везенье, удача» и «материальный достаток» меньше влияют на достижение успеха, вероятно, это связано с небольшим жизненным опытом.
Недостаток заботы о здоровье студенты выпускного курса связывают в большей степени с отсутствием времени, нехваткой силы воли и большими финансовыми затратами. Студенты первого курса указывают на недостаток времени и более важные дела, чем забота о здоровье. Видимо это связано с большой загруженностью обучающихся первого курса (табл. 5).
Таблица 5
Причины недостаточной заботы о здоровье. Me (Q1-Q3)
Показатель |
Курс |
р |
|
первый |
выпускной |
||
Есть более важные дела |
5 (3-6) |
4 (1-6) |
0,2 |
Необходимы материальные затраты |
3 (1-5) |
5 (2-6) |
0,06 |
Нет соответствующих условий |
3 (1-5) |
2 (1-5) |
0,64 |
Не знаю, что нужно для этого делать |
2 (1-3) |
2 (1-3) |
0,8 |
Не хочу ограничивать себя |
3 (1-5) |
3 (1-4) |
0,58 |
Нет компании |
3 (1-5) |
3 (1-5) |
0,9 |
Нет времени |
5 (5-6) |
5 (4-6) |
0,23 |
Не хватает силы воли |
4 (3-5) |
5 (3-6) |
0,34 |
Нет необходимости |
4 (2-5) |
3 (1-4) |
0,02 |
Эмоциональный компонент. При благополучном состоянии здоровья студенты испытывают положительные эмоции; они счастливы, ощущают свободу и отсутствие угроз. В случае ухудшения своего здоровья опрошенные становятся озабоченными, расстраиваются. Меньше всего студенты чувствуют себя виноватыми, стыдятся. Статистически значимых различий не было выявлено.
Поведенческий компонент. Для поддержания своего здоровья студенты лечебного факультета в первую очередь избегают вредных привычек, контролируют свой вес посредством диет, заботятся о режиме сна и отдыха, занимаются физическими упражнениями. Выпускники по сравнению с первокурсниками больше внимания уделяют соблюдению диет и посещение спортивных секций. Студенты первого курса считают, что меньше всего поддержанию здоровья способствует закаливание и занятия оздоровительными системами (табл. 6).
Таблица 6
Действия студентов для подержания здоровья. Me (Q1-Q3)
Показатель |
Курс |
р |
|
первый |
выпускной |
||
Практикую оздоровительные системы |
2 (1-3) |
2 (1-4) |
0,4 |
Посещаю спортивные секции |
3 (1-6) |
4 (1-6) |
0,6 |
Избегаю вредных привычек |
6 (4-7) |
6 (4-7) |
0,3 |
Хожу в баню (сауну) |
3 (1-5) |
3 (1-6) |
0,8 |
Слежу за своим весом |
5 (3-6) |
5 (3-6) |
0,9 |
Посещаю врача с профилактической целью |
3 (1-5) |
3 (1-5) |
0,4 |
Закаляюсь |
2 (1-4) |
3 (1-4) |
0,3 |
Забочусь о режиме сна и отдыха |
5 (3-6) |
5 (3-6) |
0,6 |
Придерживаюсь диеты |
4 (1-5) |
5 (3-6) |
0,005 |
Занимаюсь физическими упражнениями |
5 (3-6) |
5 (3-6) |
0,3 |
В случае ухудшения здоровья выпускники применяют меры исходя из прежнего опыта. Первокурсники также предпочитают обращаться к друзьям или к врачу. Для студентов не характерно оставлять свое физическое состояние без должного внимания (табл. 7).
Таблица 7
Действия студентов при ухудшении здоровья. Me (Q1-Q3)
Показатель |
Курс |
р |
|
первый |
выпускной |
||
Обращаюсь за советом к друзьям |
5 (4-6) |
3 (1-6) |
0,008 |
Принимаю меры, исходя из прошлого опыта |
5 (4-6) |
6 (5-6) |
0,01 |
Не обращаю внимания |
3 (2-5) |
3 (1-5) |
0,12 |
Обращаюсь к врачу |
5 (3-6) |
4 (3-5) |
0,1 |
Сравнивая в целом компоненты отношения к здоровью у студентов 1 и 6 курсов отмечено, что наиболее сформированными у шестикурсников являются когнитивный и мотивационно-ценностный, а у первокурсников – когнитивный. Наименее сформирован у первокурсников и выпускников эмоциональный компонент. Однако, статистически значимых различий между курсами выявлено не было (табл. 8).
Таблица 8
Особенности отношения к здоровью студентов первого и выпускного курса лечебного факультета. Me (Q1-Q3)
Компоненты отношения к здоровью |
Курс |
р |
|
первый |
выпускной |
||
Когнитивный |
5,5 (5,08-5,91) |
5,62 (5,0-6, 06) |
0,85 |
Ценностно-мотивационный |
4,97 (4,72-5,31) |
5,09 (4,86-5,4) |
0,28 |
Эмоциональный |
4,68 (4,15-5,1) |
4,94 (4,42-5,21) |
0,11 |
Поведенческий |
3,58 (2,62-4,41) |
3,75 (3,16-5,40) |
0,45 |
Таким образом, у студентов лечебного факультета отмечается положительное отношение к здоровью как к объекту будущей профессиональной деятельности по всем его составляющим. Существуют некоторые различия в отношении к здоровью у студентов первого и выпускного курса лечебного факультета, что необходимо учитывать при формировании ценностного отношения к здоровью у студентов вуза для повышения эффективности профессионального обучения.