Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FORMATION OF CREATIVE ABILITIES OF THE CHILD BY MEANS OF THEATRICAL ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL AREA OF «ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT»

Chernobrovkin V.A. 1 Nekrasova T.N. 1
1 Nosov’s Magnitogorsk State Tehnology University
The article analyzes the urgent problems of development of artistic and aesthetic education of the region in the system of preschool education. The paper analyzes modern pedagogical technologies of theatrical activities as a specific type of artistic and creative activities in which preschoolers learn the tools available of performing arts; identifies the main requirements to the organization of theatrical activities at an early age, is determined by the contribution of theatrical activities in the actualization of the critical needs for new experiences, self-centeredness preschool children; reveals the possibilities of theatre in the aspect of pedagogical appeal, its universality, nature and social orientation. The authors are of the opinion considering the game is like improvised theater production and the main form of development and activity of the child in the educational area of \"Artistic development\".
preschool education
artistic and aesthetic development
creativity
theatrical activity
a theatrical game.

В современной системе дошкольного образования как самостоятельной, самоценной ступени общего образования, большое значение имеет художественно-эстетическое развитие, которое является наиболее значимым в формировании личности человека именно дошкольного возраста. Художественно-эстетическое развитие, согласно п.2.6 ФГОС ДО (Требования и содержание ОП) – образовательная область одного из направлений развития, образования детей и вида деятельности (наряду с социально-коммуникативным, познавательным, речевым и физическим развитием), немаловажная роль, в реализации которой принадлежит театрализованной деятельности как основной форме игровой деятельности ребенка. Ведь игру и игровую деятельность можно рассматривать по сути дела, как основную форму жизнесуществования ребенка. Вряд ли можно представить хоть один день жизни ребенка без и вне игры, так как «эстетическое, то есть чувственное восприятие – это то, с чего человек начинает познавать окружающий мир и действительность в целом» [1].

По мнению С. Н. Томчиковой, «театрализованная деятельность – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого ее участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре» [2].

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются:

– соответствующее данному возрасту разнообразие и содержательность тематики;

– постоянное (ежедневное) включение театрализованных игр в жизнь ребенка, во все формы организации педагогического процесса;

– взаимодействие детей со взрослыми; формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности.

Детство каждого ребенка проходит в мире ролевых игр, которые помогают ему освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Задача взрослых – вовремя создать условия для её появления и развития. В построении педагогического процесса в группе раннего возраста я использую театрализацию в разных видах деятельности: в режимных моментах, например, в воспитании культурно-гигиенических навыков. Используя персонажи – игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции. Также персонажи – игрушки выступают, как сюрпризные моменты во время образовательной деятельности; для организации подвижных игр. Разыгрывая для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, необходимо вызвать у детей желание включаться в спектакль (например, поют вместе с Колобком его песенку, заканчивают фразу персонажа «Я мышка-норушка»), дети после представлений берут кукол-артистов, рассматривают, играют с ними. Так, незаметно для себя, малыши могут включаться в театральную игру, т. е. от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.

Театрализованная игра способствует развитию таких качеств личности: как наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки. Развитие творческих способностей ребенка средствами театрализованной деятельности – это не развитие креативного интеллекта, а развитие творческой личности. Следует отметить возможный вклад театрализованной деятельности в актуализацию двух важнейших потребностей, которые, по мнению Л.И. Божович, «пробуждаются» в этом возрасте и направляют развитие личности ребенка на следующее:

– потребность в новых впечатлениях (потребность в новых впечатлениях проявляется в любознательности, стимулирует развитие речи, мышления, воображения);

– потребность в самоутверждении (потребность в самоутверждении стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремление заслужить поощрение взрослого).

Однако, только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами, совместная деятельность ребенка и взрослого способствует амплификации (углублению, усилению) детского развития. В этой связи организация театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной. Вопросы целостности и интегративности художественно-эстетического развития впервые стали активно анализироваться и обсуждаться в отечественных теориях 20-30-х годов 20 века в трудах таких теоретиков как И.И. Иоффе, Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский: «определенный тип конструкции… распространяется на все виды искусства, художественной культуры, явления духовной культуры, создавая тем самым её целостное стилевое единство» [3, с. 55].

Именно через театрализованную деятельность активизируется у детей мышление, тренируется память и образное восприятие, развиваются коммуникативные способности, совершенствуется речь. Следовательно, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, развивает чувство коллективизма и способствует развитию коммуникативных способностей.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и глубокое средство для активного развития коммуникативных способностей, обогащения интеллектуального словаря ребенка, развития его мышления, воображения, творческих способностей. Можно резюмировать, что всестороннее развитие ребенка во многом способно развиваться через театрализованную деятельность, благодаря этой деятельности значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.