Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC INTEREST AND CREATIVE ABILITIES TO FINE ARTS ACTIVITY IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Chernobrovkin V.A. 1 Bezborodov Y.M. 1
1 Nosov’s Magnitogorsk State Tehnology University
The article analyzes the urgent problems of development of artistic and aesthetic education of the region in the system of preschool education, the educational area actualizarea in accordance with the requirements of the FSES TO. The paper examines the modern educational technology fine arts as a specific form of artistic and creative activity, during which there is formation of a creative interest of preschool children, defines the role of artistic interest, as part of the cognitive interest of the child, which is implemented in the integration of such activities as perception of works of art, the acquisition of knowledge in the field of arts, performing art and productive activities; summarized statement of artistic interest, the intensity of which can determine the level of abilities to fine arts activity, aesthetic development, creative and intellectual abilities of the child as a whole.
preschool education
artistic and aesthetic development
artistic interest
painting
creativity.

Общеизвестно, что дошкольный возраст – это период активной деятельности и творческой фантазии. Именно поэтому очень важно с самого раннего детства заинтересовать детей, заложить в них творческое начало. В этом отношении большое влияние на развитие творческой личности ребенка оказывает изобразительная деятельность. В связи с этим, основной целью воспитания в системе дошкольного образования является становление эстетически развитой, творчески активной личности ребенка, формирование у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, а так же инициативности и самостоятельности мышления, которые во много определяются степенью заинтересованности ребенка. Достижение и реализация данной цели в системе дошкольного образования сложно представляема вне «Художественно-эстетического развития» как одной из ключевых образовательных областей, интегрирующих содержание образовательных областей «познавательного, речевого, физического и социально-коммуникативного развития». Достижение эстетически развитой и творчески активной личности ребенка необходимо осуществлять, как указано в ФГОС ДО через «организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей» [1].

На современном этапе развития общества в условиях социально-экономических преобразований и научно-технического прогресса меняются содержательные характеристики образования, влияющие на художественно-эстетическое развитие личности в период дошкольного детства, появляются иные педагогические подходы на процессы формирования у ребенка дошкольного возраста эстетического, художественного и творческого отношения к окружающему миру. Не смотря на многообразие работ и исследований, посвященных данной проблематике, в дошкольном образовании как самоценном уровне в системе образования, на сегодняшний день остается окончательно нерешенным вопрос разработки законченной педагогической концепции художественно-эстетического развития. Это обусловлено изменчивостью развития современного образования в масштабах страны в целом, а так же многовариатностью подходов и взглядов к реализации данной образовательной области. Одним из значительных достижений в данном направлении на сегодняшний день можно считать защиту докторской диссертации исследователя Н.В. Бутенко на тему «Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста», которая настаивает на индивидуализации образовательного процесса, предусматривающего разработку и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [2].

Действительно, художественно-эстетическое воспитание и развитие призвано решать первостепенные задачи, направленные на гармоническое развитие личности ребенка и формирование его мировоззрения. Поэтому роль, отводимая ему в современной системе дошкольного образования, не может быть второстепенной. Художественная деятельность, как и творчество в целом, связаны со сложными процессами восприятия, познания, мышления ребенка. Наиболее эффективно реализация этих процессов осуществима в изобразительной деятельности как важной части образовательной области художественно-эстетического развития: рисунок, пластика, лепка, аппликация, художественное конструирование – это те сферы деятельности ребенка, которые являются наиболее эмоциональными с одной стороны, а с другой – наиболее продуктивными. Вопросы целостности и интегративности художественно-эстетического развития впервые стали активно анализироваться и обсуждаться в отечественных теориях 20-30-х годов 20 века в трудах таких теоретиков как И.И. Иоффе, Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский: «определенный тип конструкции… распространяется на все виды искусства, художественной культуры, явления духовной культуры, создавая тем самым её целостное стилевое единство» [3, с. 55].

Проблема развития интереса у детей к разным видам деятельности является на сегодняшний день не до конца изученной. Без интереса не возможна активная деятельность детей, – утверждают педагоги и психологи. Только в активной заинтересованной деятельности ребенок может гармонично развиваться. Дошкольное детство с психологической точки зрения является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в этом контексте приобретает особое значение.

С целью развития художественного интереса у детей в современных условиях происходит значительное расширение как в использовании и экспериментировании с различными материалами, так и в применении разнообразных техник, приемов и технологий в изобразительной деятельности. В качестве специфических художественных материалов применимы квилинг (англ. quilling; от quill «птичье перо») бумагокручение, цветные гели, акриловые пасты; в лепке, наряду с глиной и пластилином, нередко применимо использование бумажной массы, муки, соли, репейника, пищевой фольги, теплого воска и т.п. В аппликации – сочетание материалов: бумаги, природных материалов, пластилина; пищевых продуктов: крупы, макаронных изделий, шелухи, яичной скорлупы; окрашенного песка и других материалов.

Среди экспериментирования в направлении техник и приемов в изобразительной деятельности применимы: акварель по сырому листу, на мятой бумаге; гуашь, пастель по бархатной бумаге; углем, сангиной; ладонная и пальцевая техника; тычкование; граттаж (фр. gratter – скрести, царапать; впервые использовал М.В. Добужинский); печатание штампиками, ладонью, природными объектами (листьями); набрызг по трафарету; ниткография; кляксография; рисование пластилином; монотипия (от греч. моно – один и τυπος – отпечаток) – как вид особой печатной графики и др. Все это значительно расширяет творческие способности детей, а так же заметно активизирует художественный интерес к изобразительной деятельности. Художественный интерес следует рассматривать как часть познавательного интереса ребенка, а так же общих интересов в целом. Художественный интерес формируется во взаимодействии с познавательным интересом, возникает на основе его уровня, связан с процессом познания ребенком окружающего мира. Художественный интерес реализуется в интеграции таких видов деятельности, как восприятие художественного произведения, приобретение знаний в области искусства, исполнительское творчество и продуктивная деятельность. В итоге, можно утверждать, что степень активности художественного интереса ребенка к изобразительной деятельности может оказывать непосредственное воздействие и определять уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Таким образом, первостепенной задачей педагога дошкольного образования согласно, требованиям ФГОС ДО, является способность продемонстрировать собственные умения и навыки, разнообразие возможностей детского изобразительного творчества, и тем самым пробудить, вызвать и приумножить познавательный и художественный интерес к творчеству и самовыражению со стороны ребенка.